Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростков

При работе с проблемой социально-психологической адаптивности детей с различными отклонениями в развитии необходимо рассматривать психотравмирующую роль семьи как системы, а также  её влияние на развитие неадекватных форм коммуникации у детей и подростков.

Для начала, необходимо акцентировать внимание на том, что система – это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами. Объекты – это составные части системы, а атрибуты – свойства частей. Воедино связывает систему отношения между частями (в этом отражается структура системы). Эти отношения могут быть рассмотрены с точки зрения пространства (близость, позиция) или динамически (влияние, взаимодействие, зависимость). Влияние одной части системы на другую воздействует на всю систему и другие её части.

Важнейшей характеристикой системы является адаптивность – способность системы приспосабливаться в среде, зависящая от возможности перестраиваться, отвечать на воздействие и действовать в соответствие с целями. Адаптация направлена на сохранение структуры данной системы, некая «стратегия выживания» её. Система, характеризующаяся недостаточной адаптивностью, не справляется в условиях, когда требования среды меняются. Поведение члена семьи становиться понятным, если рассматривать его в более широком контексте (с точки зрения целого) – контексте влияния семьи. Рассмотрение поведения семьи в целом по отношению к отдельному её члену помогает понять, как ею поддерживается определенное поведение.(2)

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:

  1. ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности;
  2. многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга;
3.         особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующем.

Важным является и тот факт, что семья – не единственный источник психотравмирующих ситуаций, они могут складываться и без неё. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя степень чувствительности ребенка (подростка), способность его к противостоянию и выбор способа преодоления патогенной ситуации. Семья как система может проявлять своё влияние как фактор сенсибилизации ребенка к психической травме, как закрепляющий действие психической травмы фактор, а также участвовать в формировании индивидуальных способов противодействия травме. (6)

Именно поэтому в оценке проблемы существенное значение имеет анализ условий  семейного воспитания. Если родители (объекты семейной системы) склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли и ребёнку, не накладывают адекватные ограничения на поведение ребёнка или склонны практиковать телесные наказания (атрибуты семейной системы), то в такой семье вырастает агрессивный, с низкой самооценкой ребёнок, которому сложно социально адаптироваться. (3)

Обычно результатом автократического управления является рост сопротивления или, наоборот, зависимости. Дети  (объекты) приучаются слушаться родителей, выполнять все их требования, не задавая вопросов и не совершая попыток принять решение самостоятельно (характеристика атрибутов). В такой среде дети и подростки часто настроены более враждебно по отношению к родителям, испытывают глубокое недовольство и сожаление из-за подавления их воли и редко идентифицируют себе с родителями. Когда удается преодолеть власть взрослых, дети и подростки становятся мятежными, избыточно агрессивными и враждебными, особенно если дисциплина насаждалась родителями в жесткой и несправедливой форме и внедрялась без любви и привязанности. Воздействие автократической системы управления на подростков из разных семей оказывается различным. Наиболее робкие на всю жизнь остаются подавленными, зависимыми людьми; наиболее сильные начинают сопротивляться (поведение объектов семейной системы зависит от характеристики их атрибутов). И у тех и у других часто возникают эмоциональные проблемы и нарушения психики. Мятежники не редко покидают родительский дом, как только могут себе позволить, некоторые из них становятся правонарушителями.(3;4)

Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелом возрасте оказывают следующие факторы семейного воспитания:

-         реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;

-         характер отношений между детьми и родителями в целом;

-         уровень семейной гармонии и дисгармонии;

-         характер отношений с родными братьями и сестрами.

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон  (Фельсон, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической и вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против остальных детей, с которыми общаются. Существует жесткая корреляция между выраженностью агрессивных отношений между сиблингами и усвоением силовых моделей поведения и наказание за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что сиблинги редко ведет себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают.(см. по [5])

Попытки использовать карательные и репрессивные методы управления, как правило, приводят к самым плачевным результатам. Дети и подростки сопротивляются усилиям родителей добиться послушания жесткими методами. Кроме того, велика вероятность, что подростки, выросшие  семьях, где родители практиковали грубые физические наказания, будут воспроизводить эту агрессивную модель поведения в своей дальнейшей жизни. Насилие порождает ещё большее насилие в семье и вокруг неё. Как принято считать, сравнение и идентификация себя с родителями способствуют подавлению в подростках их асоциального поведения и предотвращают проявление агрессии. Однако, в тех семьях,  где отцы применяют грубые физические наказания, это правило не действует. Чем более подросток идентифицирует себя с отцом, демонстрирующим проявление агрессии, тем чаще и охотнее подросток ведёт себя агрессивно (перенимает соответствующий атрибут семейной системы). Во взрослой жизни у таких подростков, скорее  возникают серьёзные психологические проблемы.

Существует связь между жесткой дисциплиной в семье и отношениями подростка с его сверстниками. Подростки, не знающие ограничений в своём социальном поведении (отчасти по причине агрессивной модели поведения родителей), не пользуются любовью и расположением сверстников в той мере, в которой используются те, кто обучился социальным ограничениям на положительном примере своей семьи. (3;4;5)

Также установлено (Р. Берон, Д. Ричардсон 1997), что если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

-         плохие отношения  с одним  или обоими родителями;

-         или дети чувствуют, что в семье их считают ни на что не годными;

-         или они ощущают безразличие к своим чувствам;

-         а так же отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью,

то они с большей вероятностью будут втянуты в преступную деятельность, будут ополчаться на сверстников, и станут агрессивно вести себя по отношению к своим родителям.(1)

Другая крайность влияния семейной системы – сверхлиберальная модель семьи, в которой подростки практически не знают запретов и ограничений со стороны родителей, должным образом не направляются и всегда принимают решения самостоятельно. Результаты подобного исследования тоже могут быть различны. Если подростки избалованны и неправильно ориентированны в общественной жизни, то они могут оказаться недостаточно подготовленными к разочарованиям, ограничениям и ответственности, неспособными учитывать интересы других людей. В этом наглядно проявляется, что само по себе изнеженное воспитание не травмирует ребенка, однако оно делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он в последствие столкнется вне семьи. Такие подростки нередко становятся эгоистичными, эгоцентричными, конфликтуют с теми, кто не потакает им так, как делали родители. Не зная ограничений в собственном поведении и страдая от неправильной ориентации, они могут чувствовать страх и неуверенность. Если подростки воспринимают  недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и отторжения, то они начинают осуждать родителей за то, что те вовремя не научили, не предупредили, не направили. Слабая дисциплина, отторжение, недостаток родительской любви также ведут к правонарушениям.(4;6)

Хаотичное, непоследовательное руководство, как и полное его отсутствие, оказывает на подростков крайне негативное влияние. Родители, которые не приходят к единому мнению в вопросах воспитания, чаще жалуются на то, что их дети ведут себя агрессивно, становятся неуправляемыми и непослушными.

В отсутствии ярко выраженных конкретных требований дети начинают путаться и испытывать неуверенность. У них нередко наблюдается антиобщественное поведение, они чаще совершают правонарушение и бунтуют против родителей. Отцы, как правило, относятся к сыновьям более строго, чем матери; а матери более строго относятся к дочерям, чем к сыновьям. И это вполне допустимо. Пока отец и мать не начинают открыто спорить друг с другом (сниженная адаптивность семейной системы). (3)

Дисгармоничная семья, где ведущие причины - бедность, безработица, развод (при сниженной адаптивности семейной системы), алкоголизм, насилие, так же является фактором риска для неблагополучного развития личности ребёнка.

У детей, растущих в таких семьях, возможны проявления следующего ряда личностных черт: низкая самооценка, которая нередко маскируется не навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, презрением к людям; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь. Они не могут быть искренними в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижением каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери отношений с другими, низкая самооценка, неуверенность в себе, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуаций придают детям из трудных семей невротические черты и делают более вероятным появление социальной дезадаптации. (1;4)

В подростковом возрасте, по сравнению с детским, личностно развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Поэтому если отношения с близкими и членами семьи противоречивы и носят конфликтный характер, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового периода, и тогда ещё слабый в личностном понимании ребёнок может оказаться в сфере далеко не самых лучших уличных влияний.

В сфере межличностных отношений особую важность приобретает коммуникативный аспект, который отражает микро- и макросоциальный контексты развития личности. Нарушение процессов осознания и выражения собственных эмоций и непонимание невербального языка окружающих служат одной из предпосылок неадекватных эмоциональных действий, конфликтного общения, коммуникативной дезадаптации. (6)

Девиация коммуникации проявляется расстройствами эмоциональной, интонационной, мимической экспрессии, мотивационно-потребностной депривацией, аффективной лабильностью. В свою очередь, развивается агрессивное поведение, агрессивные, протестные реакции как механизмы психологической защиты личностной структуры в условиях подросткового кризиса.(5)

Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации и источника  девиации коммуникации личности ребенка или подростка. Семья – один из наиболее значимых источников патогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации личности.

Все перечисленные факты являются важными для правильного построения коррекционной и психотерапевтической работы с ребенком или подростком. В психотерапевтическом плане это означает необходимость постоянно иметь в виду весь комплекс возможных видов участия семьи как системы в этиологии психической травмы и формировании коммуникативной дезадаптации.

Литература

  1. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1997
  2. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт – терапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – С.591 – 596
  3. Буянов М. И.  Ребенок из неблагополучной  семьи. - М., 1988
 

  1. Психология подростка. Полное руководство./ под ред. А.А.Реана –СПб.: прайм – Еврознак, 2003.
  2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. 


Просмотров: 676
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Выравнивание дисбаланса семейной системы (родители-дети)
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Влияние семейной системы на отношения в паре
  • Влияние семейной системы на начало употребления наркотиков подростками Ч.2
  • Анализ семейной системы как целостной структуры на примере жизненной истории Стива Джобса
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • Свойства семейной системы
  • Закон развития семейной системы. №2
  • Закон развития семейной системы. №1
  • Закон развития семейной системы. №3
  • Важность благополучия семейной системы, когда родственник болен ментальным заболеванием.
  • Популярно для клиентов. О законах семейной системы в расстановках и в жизни
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы.
  • Развод: перестройка семейной системы
  • О динамике семейной системы на примере котиков
  • Влияние семейных отношений на развитие личности и формирование модели создаваемой семьи.
  • Анализ функциональных показателей семейной системы
  • Инфантилизм как часть семейной системы
  • Измена, как стабилизатор семейной системы.
  • Яйцо как образ семейной системы
  • Закон Гомеостаза семейной системы.
  • Созависимость - подарки семейной системы
  • Почему для женщины важна любовь, а для семейной системы обмен?
  • Достаток. Наследство семейной системы. Часть 1.
  • Достаток. Наследство семейной системы. Часть 2
  • Три процесса, влияющих на устойчивость семейной системы
  • Три основные динамики ухода из Семейной системы
  • Влияние системы образования на ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь