|
Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростковАвтор статьи: Шуваева (Гулина) Любовь Олеговна
При работе с проблемой социально-психологической адаптивности детей с различными отклонениями в развитии необходимо рассматривать психотравмирующую роль семьи как системы, а также её влияние на развитие неадекватных форм коммуникации у детей и подростков.
Для начала, необходимо акцентировать внимание на том, что система – это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами. Объекты – это составные части системы, а атрибуты – свойства частей. Воедино связывает систему отношения между частями (в этом отражается структура системы). Эти отношения могут быть рассмотрены с точки зрения пространства (близость, позиция) или динамически (влияние, взаимодействие, зависимость). Влияние одной части системы на другую воздействует на всю систему и другие её части. Важнейшей характеристикой системы является адаптивность – способность системы приспосабливаться в среде, зависящая от возможности перестраиваться, отвечать на воздействие и действовать в соответствие с целями. Адаптация направлена на сохранение структуры данной системы, некая «стратегия выживания» её. Система, характеризующаяся недостаточной адаптивностью, не справляется в условиях, когда требования среды меняются. Поведение члена семьи становиться понятным, если рассматривать его в более широком контексте (с точки зрения целого) – контексте влияния семьи. Рассмотрение поведения семьи в целом по отношению к отдельному её члену помогает понять, как ею поддерживается определенное поведение.(2) Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений. Ведущая роль семьи в возникновении патогенных и психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:
Важным является и тот факт, что семья – не единственный источник психотравмирующих ситуаций, они могут складываться и без неё. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя степень чувствительности ребенка (подростка), способность его к противостоянию и выбор способа преодоления патогенной ситуации. Семья как система может проявлять своё влияние как фактор сенсибилизации ребенка к психической травме, как закрепляющий действие психической травмы фактор, а также участвовать в формировании индивидуальных способов противодействия травме. (6) Именно поэтому в оценке проблемы существенное значение имеет анализ условий семейного воспитания. Если родители (объекты семейной системы) склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли и ребёнку, не накладывают адекватные ограничения на поведение ребёнка или склонны практиковать телесные наказания (атрибуты семейной системы), то в такой семье вырастает агрессивный, с низкой самооценкой ребёнок, которому сложно социально адаптироваться. (3) Обычно результатом автократического управления является рост сопротивления или, наоборот, зависимости. Дети (объекты) приучаются слушаться родителей, выполнять все их требования, не задавая вопросов и не совершая попыток принять решение самостоятельно (характеристика атрибутов). В такой среде дети и подростки часто настроены более враждебно по отношению к родителям, испытывают глубокое недовольство и сожаление из-за подавления их воли и редко идентифицируют себе с родителями. Когда удается преодолеть власть взрослых, дети и подростки становятся мятежными, избыточно агрессивными и враждебными, особенно если дисциплина насаждалась родителями в жесткой и несправедливой форме и внедрялась без любви и привязанности. Воздействие автократической системы управления на подростков из разных семей оказывается различным. Наиболее робкие на всю жизнь остаются подавленными, зависимыми людьми; наиболее сильные начинают сопротивляться (поведение объектов семейной системы зависит от характеристики их атрибутов). И у тех и у других часто возникают эмоциональные проблемы и нарушения психики. Мятежники не редко покидают родительский дом, как только могут себе позволить, некоторые из них становятся правонарушителями.(3;4) Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелом возрасте оказывают следующие факторы семейного воспитания: - реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка; - характер отношений между детьми и родителями в целом; - уровень семейной гармонии и дисгармонии; - характер отношений с родными братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон (Фельсон, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической и вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против остальных детей, с которыми общаются. Существует жесткая корреляция между выраженностью агрессивных отношений между сиблингами и усвоением силовых моделей поведения и наказание за драки со стороны родителей. Так, Фельсоном показано, что сиблинги редко ведет себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают.(см. по [5]) Попытки использовать карательные и репрессивные методы управления, как правило, приводят к самым плачевным результатам. Дети и подростки сопротивляются усилиям родителей добиться послушания жесткими методами. Кроме того, велика вероятность, что подростки, выросшие семьях, где родители практиковали грубые физические наказания, будут воспроизводить эту агрессивную модель поведения в своей дальнейшей жизни. Насилие порождает ещё большее насилие в семье и вокруг неё. Как принято считать, сравнение и идентификация себя с родителями способствуют подавлению в подростках их асоциального поведения и предотвращают проявление агрессии. Однако, в тех семьях, где отцы применяют грубые физические наказания, это правило не действует. Чем более подросток идентифицирует себя с отцом, демонстрирующим проявление агрессии, тем чаще и охотнее подросток ведёт себя агрессивно (перенимает соответствующий атрибут семейной системы). Во взрослой жизни у таких подростков, скорее возникают серьёзные психологические проблемы. Существует связь между жесткой дисциплиной в семье и отношениями подростка с его сверстниками. Подростки, не знающие ограничений в своём социальном поведении (отчасти по причине агрессивной модели поведения родителей), не пользуются любовью и расположением сверстников в той мере, в которой используются те, кто обучился социальным ограничениям на положительном примере своей семьи. (3;4;5) Также установлено (Р. Берон, Д. Ричардсон 1997), что если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат): - плохие отношения с одним или обоими родителями; - или дети чувствуют, что в семье их считают ни на что не годными; - или они ощущают безразличие к своим чувствам; - а так же отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большей вероятностью будут втянуты в преступную деятельность, будут ополчаться на сверстников, и станут агрессивно вести себя по отношению к своим родителям.(1) Другая крайность влияния семейной системы – сверхлиберальная модель семьи, в которой подростки практически не знают запретов и ограничений со стороны родителей, должным образом не направляются и всегда принимают решения самостоятельно. Результаты подобного исследования тоже могут быть различны. Если подростки избалованны и неправильно ориентированны в общественной жизни, то они могут оказаться недостаточно подготовленными к разочарованиям, ограничениям и ответственности, неспособными учитывать интересы других людей. В этом наглядно проявляется, что само по себе изнеженное воспитание не травмирует ребенка, однако оно делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он в последствие столкнется вне семьи. Такие подростки нередко становятся эгоистичными, эгоцентричными, конфликтуют с теми, кто не потакает им так, как делали родители. Не зная ограничений в собственном поведении и страдая от неправильной ориентации, они могут чувствовать страх и неуверенность. Если подростки воспринимают недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и отторжения, то они начинают осуждать родителей за то, что те вовремя не научили, не предупредили, не направили. Слабая дисциплина, отторжение, недостаток родительской любви также ведут к правонарушениям.(4;6) Хаотичное, непоследовательное руководство, как и полное его отсутствие, оказывает на подростков крайне негативное влияние. Родители, которые не приходят к единому мнению в вопросах воспитания, чаще жалуются на то, что их дети ведут себя агрессивно, становятся неуправляемыми и непослушными. В отсутствии ярко выраженных конкретных требований дети начинают путаться и испытывать неуверенность. У них нередко наблюдается антиобщественное поведение, они чаще совершают правонарушение и бунтуют против родителей. Отцы, как правило, относятся к сыновьям более строго, чем матери; а матери более строго относятся к дочерям, чем к сыновьям. И это вполне допустимо. Пока отец и мать не начинают открыто спорить друг с другом (сниженная адаптивность семейной системы). (3) Дисгармоничная семья, где ведущие причины - бедность, безработица, развод (при сниженной адаптивности семейной системы), алкоголизм, насилие, так же является фактором риска для неблагополучного развития личности ребёнка. У детей, растущих в таких семьях, возможны проявления следующего ряда личностных черт: низкая самооценка, которая нередко маскируется не навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, презрением к людям; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь. Они не могут быть искренними в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижением каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери отношений с другими, низкая самооценка, неуверенность в себе, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуаций придают детям из трудных семей невротические черты и делают более вероятным появление социальной дезадаптации. (1;4) В подростковом возрасте, по сравнению с детским, личностно развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Поэтому если отношения с близкими и членами семьи противоречивы и носят конфликтный характер, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом начале подросткового периода, и тогда ещё слабый в личностном понимании ребёнок может оказаться в сфере далеко не самых лучших уличных влияний. В сфере межличностных отношений особую важность приобретает коммуникативный аспект, который отражает микро- и макросоциальный контексты развития личности. Нарушение процессов осознания и выражения собственных эмоций и непонимание невербального языка окружающих служат одной из предпосылок неадекватных эмоциональных действий, конфликтного общения, коммуникативной дезадаптации. (6) Девиация коммуникации проявляется расстройствами эмоциональной, интонационной, мимической экспрессии, мотивационно-потребностной депривацией, аффективной лабильностью. В свою очередь, развивается агрессивное поведение, агрессивные, протестные реакции как механизмы психологической защиты личностной структуры в условиях подросткового кризиса.(5) Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации и источника девиации коммуникации личности ребенка или подростка. Семья – один из наиболее значимых источников патогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации личности. Все перечисленные факты являются важными для правильного построения коррекционной и психотерапевтической работы с ребенком или подростком. В психотерапевтическом плане это означает необходимость постоянно иметь в виду весь комплекс возможных видов участия семьи как системы в этиологии психической травмы и формировании коммуникативной дезадаптации. Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|