|
Яйцо как образ семейной системыАвтор статьи: Куракина Тамара Николаевна
Я часто проводила встречи с родителями учеников школ – родительские собрания. На встречах с психологом люди задают важные для себя вопросы. Частые вопросы при встречах с родителями старшеклассников – учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д. Многие до собраний приходили на личные консультации и заполняли бланк опросника АСВ (Эйдемиллера) и уже в курсе были о своем стиле взаимодействия с детьми. В большинстве случаев , по результатам проведения теста АСВ – родители главной своей задачей ставят удовлетворение потребностей ребенка! С другими воспитательными функциями справляться родителям трудней и они их «героически обходят» вниманием. Что за функции? Приучение к труду(требования), Введение определенных Запретов, Санкции за невыполнение родительских требований и запретов. Запрещать ребенку – поджимание губ и отводят глаза в сторону. Они же не изверги ребенку! Между прочим, запрет совать пальцы в розетку умеют выдержать – опасность же явная!) Санкции – воспринимаются как синоним жестокости. А это не так. Ребенок должен знать – не выполнил – ждут наказание! Не жестокое, а обязательное. Например, внеочередная помывка посуды. Свою фантазию задействуйте… Приучать к труду! Это моё любимое) Психолог: какие домашние дела вы делегировали своему ребенку? Родитель: он по воскресеньям пыль вытирает! (Причем у многих семей – одно и то же звучит!) Как следствие такого однобокого воспитания – стиль «удовлетвори потребности ребенка любой ценой» - возникают та самые вопросы у родителей: учиться не хотят совсем, не слушаются, не помогают, огрызаются, ставят ультиматумы и т.д. И вот я стала предлагать на родительских собраниях такой тест на сообразительность – «яйцо-тест». Яйцо – это ведь некая замкнутая цельная система. У него есть свой жизненный цикл. В течение цикла оно претерпевает определенные изменения. Вопрос теста звучит так: если представить яйцо как образ семейной системы, то у кого из семьи какая роль-функция в этой семье? Сразу начинались родительские рассуждения – в яйце есть желток, белок и скорлупа. Если семья это мама, папа и ребенок, то…. Большинство распределяли роли-функции таким образом (я сейчас напишу, а вы успейте сами для себя своё распределение представить): Ребенок – Желток Мама – Белок Папа – Скорлупа. Далее еще вопрос: как изменяются составляющие части яйца по мере его развития? Ну и……осознали? Именно так: Желток – становится Цыплёнком, Белок – питательная среда для Желтка Ещё раз – это рассказывают большинство родителей! Сами! Это витает в воздухе! Это отражают тесты (тот же АСВ, например. Я выше описала!) А вы говорите треугольник Карпмана…. А ведь другие варианты возможны. Хоть один (щадящий) – точно есть! И , как мне кажется, задача специалистов эту информацию сделать доступной и понимаемой. Согласны? Уважаемые читатели, если вам интересно мое творчество, буду благодарна, если вы поделитесь статьей и подпишитесь на мою страницу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|