|
Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростковАвтор статьи: Пестов Максим Геннадьевич
Часто можно услышать о том, что ответственность за формирование у молодого человека симптомов зависимого поведения лежит на «плохой» наследственности, влиянии улицы или особенностях характера. При этом мало или вообще не обращается внимание на роль семьи, которая на самом деле является главным архитектором судьбы подрастающего поколения. Главная функция родителей после акта рождения заключается в том, чтобы на основании своего собственного опыта эмоциональной жизни в семье обучить ребенка основным стратегиям автономного выживания и успешного функционирования. Исследование среды, в которой растет ребенок, позволяет сделать перспективные выводы о том, сможет ли он успешно отделиться и начать жить собственной судьбой, или будет вынужден и дальше повторять старые семейные сценарии. Семья, которая не создает условий для личностного роста ребенка, называется дисфункциональной. В такой семье ребенок не признается самостоятельным существом, его индивидуальная идентичность приносится в жертву сохранению семейной идентичности и, таким образом, ребенок фактически спасает свою базовую родительскую семью от распада. Формальными признаками дисфункциональной семьи являются, например, следующие признаки: отрицание существующих проблем, дефицит интимности и доверия стабилизируется за счет использования стыда в качестве мотивационного императива, возможность разрешения конфликтов блокирована потребностью к сохранению неизменности семейных ролей, и так далее. Другими словами, в этих условиях ребенок учится выстраивать отношения с жесткими нормами и правилами, теряя при этом способность опираться на собственную идентичность и строить жизнь в соответствии с собственными потребностями. Тогда употребление алкоголя, или любого другого психоактивного вещества в дальнейшем становится для него жизненно важной потребностью, поскольку либо используется им для получения своеобразной психической анестезии, либо наркотик становится субъектом отношений с заранее известным итогом. Именно таким отношениям его обучили родители. Коль скоро семья начинается с родителей, есть несколько явных родительских установок и убеждений, реализация которых с очень большой гарантией сделает из ребенка зависимое существо (возможно это произойдет уже после смерти родителей): 1. Я буду контролировать своих детей, поскольку знаю, что для них лучше 2. Я знаю, что для них лучше, поскольку я старше, опытнее и умнее 3. И поскольку для детей я приготовлю лучшую судьбу, они мне будут обязаны 4. И все это я делаю потому, что мои дети гораздо важнее чем я сам 5. Лишь совершая это, я могу сказать себе – я совершенный родитель. Если переводить эти правила с «птичьего» языка на человеческий, можно сделать вывод о том, что они на самом деле описывают страхи родителей и способы с ними бороться (страх остаться в одиночестве, потерпеть неудачу в отношениях с партнером, потревожить собственные нарциссические раны, потерять контроль над событиями и т.п.). Страхи эти мало связаны с интересами и жизнью ребенка. И тогда родителям есть смысл задать вопрос – для кого он делает то, что делает, и справедливо ли решать свои собственные сложности за счет ребенка, тем самым обрекая его на роль инструмента по воспроизведению прошлого опыта уже в собственной семье. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|