Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков

Часто можно услышать о том, что ответственность за формирование у молодого человека симптомов зависимого поведения лежит на «плохой» наследственности, влиянии улицы или особенностях характера. При этом мало или вообще не обращается внимание на роль семьи, которая на самом деле является главным архитектором судьбы подрастающего поколения.

Главная функция родителей после акта рождения заключается в том, чтобы на основании своего собственного опыта эмоциональной жизни в семье обучить ребенка основным стратегиям автономного выживания и успешного функционирования. Исследование среды, в которой растет ребенок, позволяет сделать перспективные выводы о том, сможет ли он успешно отделиться и начать жить собственной судьбой, или  будет вынужден и дальше повторять старые семейные сценарии.

Семья, которая не создает условий для личностного роста ребенка, называется дисфункциональной. В такой семье ребенок не признается самостоятельным существом,  его индивидуальная идентичность приносится в жертву сохранению семейной идентичности и, таким образом, ребенок фактически спасает свою базовую родительскую семью от распада. Формальными признаками дисфункциональной семьи являются, например, следующие признаки: отрицание существующих проблем, дефицит интимности и доверия стабилизируется за счет использования стыда в качестве мотивационного императива, возможность разрешения конфликтов блокирована потребностью к сохранению неизменности семейных ролей, и так далее. Другими словами, в этих условиях ребенок учится выстраивать отношения с жесткими нормами и правилами, теряя при этом способность опираться на собственную идентичность и строить жизнь в соответствии с собственными потребностями.

Тогда употребление алкоголя, или любого другого психоактивного вещества в дальнейшем становится для него жизненно важной потребностью, поскольку либо используется им для получения своеобразной психической анестезии, либо наркотик становится субъектом отношений с заранее известным итогом. Именно таким отношениям его обучили родители.

Коль скоро семья начинается с родителей, есть несколько явных родительских установок и убеждений, реализация которых с очень большой гарантией сделает из ребенка зависимое существо (возможно это произойдет уже после смерти родителей):

1.      Я буду контролировать своих детей, поскольку знаю, что для них лучше

2.      Я знаю, что для них лучше, поскольку я старше, опытнее и умнее

3.      И поскольку для детей я приготовлю лучшую судьбу, они мне будут обязаны

4.      И все это я делаю потому, что мои дети гораздо важнее чем я сам

5.      Лишь совершая это, я могу сказать себе – я совершенный родитель.

Если переводить эти правила с «птичьего» языка на человеческий, можно сделать вывод о том, что они на самом деле описывают страхи родителей и способы с ними бороться (страх остаться в одиночестве, потерпеть неудачу в отношениях с партнером, потревожить собственные нарциссические раны, потерять контроль над событиями и т.п.). Страхи эти мало связаны с интересами и жизнью ребенка. И тогда родителям есть смысл задать вопрос – для кого он делает то, что делает, и справедливо ли решать свои собственные сложности за счет ребенка, тем самым обрекая его на роль инструмента по воспроизведению прошлого опыта уже в собственной семье.



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • О том, что важней любви. Для родителей.
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Любовь, забота и поддержка – вот что на самом деле важно для семьи
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • «Лузер» — роль "взрослого ребенка" в дисфункциональной семье
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь