|
Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенкаАвтор статьи: Афанасьева Мария Александровна
Представьте себе такую ситуацию (а может быть, кто-то вспомнит ее из детства?): за столом сидит ребенок. Сидит и не хочет есть. Допустим, ребенку года полтора. Рядом сидит мама – и чего только ни делает: и сказку рассказывает, и книжку читает, и за окном что-то интересное показывает. А все для чего? Для того, чтобы когда малыш, увлекшись чем-нибудь, откроет рот, быстренько отправить ему туда еще одну ложку каши. А как вы думаете, что будет, если она бросит эти ухищрения и просто пойдет заниматься с ребенком чем-нибудь, что им обоим приятно и интересно? Ребенок ослабнет, похудеет, заболеет, умрет с голоду? Прямо сейчас или к вечеру? Навряд ли? А почему, как вы думаете, многие родители ведут себя именно так, и никак иначе? Многие спрашивают нас: Я очень боюсь за своего ребенка - это может сказаться на него негативно? Я всегда лучше ребенка знаю, что ему нужно, а он не слушается и мы ругаемся... Что делать? Он не ест то, что для него полезно! Что делать? Он не спит днем! Я я же вижу, как он устал! Что делать? Эти вопросы понятны и закономерны. Страшно ведь... Не кушает - заболеет. Пойдет без шапки - простудится. Но стоит ли перегибать палку заставляя ребенка делать то, что хочется делать вам, а не ему? Помните анекдот? Мама кричит из окна: «Сыночек, пора домой!» Мальчик испуганно: «Что, мамочка, я замерз?» Мама: «Нет! Ты очень хочешь кушать!» А кто не помнит из детства большую тарелку с кашей и уставшую, но целеустремленную маму, которая решила вместе с папой накормить свое чадо любой ценой. И то, что никому не хочется есть, совершенно не важно. И то, что никому не хочется кормить, тоже не важно. Просто почему-то нужно скормить ребенку это все, до конца. Потому что «есть нужно много», а не то: заболеешь, не вырастешь настоящим мужчиной, никто замуж не возьмет, просто мультики не дадут посмотреть – чего только ни придумают для того, чтобы заставить ребенка есть столько, сколько есть «нужно». А это «нужно» в каждой семье свое, иногда от него прямо вот сбежать хочется подальше и спрятаться. Но что делать? Ребенок ведь сам не соображает, когда и сколько ему есть! Вот оно, одно из самых вредоносных убеждений, передающихся по наследству в наших российских семьях: что ребенок якобы не знает, сколько ему нужно пищи и какой, не понимает, когда ему тепло, а когда холодно, что он не в курсе, что съедобно, а что нет, понятия не имеет, когда ложиться спать – и это все нужно решить за него. Потому что ребенок весь из себя такой беспомощный, и никакого такого понимания у него нету. Но как же так? Чего ни хватись – у ребенка этого нету. Так-таки и нету?! А неужели никогда, ну вот совсем никогда, не бывает так, чтобы ребенок сам попросил есть? Лег спать? Надел кофту холодным вечером? Снял носки, если жарко? Конечно, бывает. И понятно, почему. Потому что у детей есть то, о чем большинство взрослых, к сожалению, начисто забыли. Каждый ребенок обладает внутренними сигналами, которые сообщают ему, что для него хорошо, а что нет. Славяне называли это связью с собственной душой – чутьем или чуйкой. В африканской традиции это называлось ощущением собственной звезды (звездой африканцы называли судьбу). И те, и другие считали, что внутреннее чутье не дает человеку сбиться с пути, помогает прожить свою жизнь и свою судьбу, найти и понять свое предназначение в мире. Кто-то назовет это связью со Вселенной. В гипнотерапии это называется связью с Бессознательным, в НЛП – сигналами конгруэнтности и неконгруэнтности. Как бы мы ни назвали это явление, суть его остается неизменной. Дети чувствуют внутренние сигналы, которые сообщают им о том, что сейчас с ними происходит и что им нужно. Эти сигналы утратить нельзя – о них, правда, можно забыть. К сожалению, ребенка отучают прислушиваться к себе и приучают ориентироваться на кого-то извне, того, кто якобы лучше знает, чего ребенок хочет и что ему нужно в данный момент. И вы уже догадываетесь, куда ведет этот путь. Да. Именно. Это прямая дорога к зависимости. Человек, которого отучили слушать самого себя, становится полностью зависимым от кого-то еще. У него нет другого выхода. Ему изначально дана опора, некая путеводная нить, которая помогает пройти по самым благожелательным местам мира (в широком смысле, включая контексты, ситуации, временные и пространственные точки). Но по мере того, как ребенок растет, близкие люди с настойчивостью, достойной лучшего применения, отучают его опираться на эти сигналы, чувствовать эту нить, и приучают слушать вместо себя самого – родителей, дедушек и бабушек, тетей и дядей и т.п. Для чего? Ведь все родители любят своих детей. Но слишком широко распространено заблуждение: мол, ребенок не выживет, если им не «руководить» в вопросах еды, сна, одевания и раздевания. Отсюда следуют: сначала непомерно огромные порции еды, не по погоде укутанные дети. Потом – взрослые дяди и тети, которые сами боятся принять решение и постоянно нуждаются в чьей-то еще точке зрения на все, что происходит в их жизни. Малопривлекательная перспектива, не правда ли? Сигналы конгруэтности и неконгруэнтности – это внутренние ощущения, которые человек не может воспроизвести специально – они возникают непроизвольно в процессе конструирования (планирования будущего, когда человек формирует образ того, что собирается сделать). И даже опираясь на эти сигналы, ребенок, конечно, может ошибиться. И это правильно и естественно. Потому что собственная ошибка – это один из важнейших аспектов обучения и развития ребенка. Еще раз повторимся – ошибка СОБСТВЕННАЯ! Ошибки, которые совершат за него родители, не в счет….. Когда мама ошибается, думая, что ребенок сейчас голоден, а он вовсе не нуждается в избыточной пище, это никак не поможет ему во взрослой жизни. А помешать – вполне может. Потому что, так как эта ситуация с большой долей вероятности будет повторяться (ведь если уж кто-то решил «выкормить» ребенка, он не отступится на полпути), ребенок примет соответствующее решение – ну, что-нибудь вроде того, что нужно слушаться других и делать то, что говорят, даже когда самому этого не хочется и вообще отвратительно. Контекст применения – как и контекст формирования убеждения – максимально широк. А это уже навевает мысли о катастрофе. Способность чувствовать и себя, и окружающий мир, в процессе жизни развивается, как и любая другая способность (если, конечно, ее не блокировать, а признать как драгоценный дар). Поэтому так важно перестать бояться ошибок, которые может совершить ребенок. Его ошибки – это развивающие ситуации, которые позволят ему в будущем обрести самостоятельность.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|