Признаки дисфункциональной семьи

«Токсичные родители» или «эмоционально незрелые родители» - суть одна. Если ваши отношения с родителями были и/или остаются тяжелыми, болезненными, ранящими, то на вас это откладывает особый отпечаток. На этот счет привожу цитату из книги Сюзан Форвард «Токсичные родители»: «Наши родители сеют в нас ментальные и эмоциональные семена, и эти семена прорастают в нас. В некоторых семьях это семена любви, уважения и независимости. Но во многих других семьях сеют зерна страха, задолженности и вины. Когда вы выросли, те невидимые семена проросли и стали бурьяном, наводнившим вашу жизнь таким образом, как это вам и в голову не могло прийти. Наверняка эти сорняки нанесли ущерб вашим отношениям, вашей карьере или вашей семье; несомненно, они подточили вашу уверенность в себе и ваше самоуважение».

В чем же особенности таких семей: 


• Эмоционально холодные отношения. Родители не проявляют свои чувства, а также запрещают предъявлять чувства ребенку (обычно нельзя: злиться, плакать, радоваться, обижаться). Сосредоточены на внешнем благополучии вместо чувств (сыт, одет, обут, хорошо учится).

Им важно слияние, а не близость. Ребенок должен априори соответствовать родительским ожиданиям и не имеет представления о своих потребностях (родители знают, как надо). Попытка выхода из слияния одного из членов семьи ведёт за собой вспышки гнева, обиды других.

Нарушения распределения ролей, перепутанные роли, соперничество со своими детьми. Варианты нарушения ролей могут быть разными. Маленькие дети могут выступать родителями своим взрослым, если те алкоголики или невменяемые. Или если один из родителей отсутствующий, допустим отец (им чаще характерна эта роль), то ребенок автоматически может перекочевать на его роль, что благополучно поддерживается вторым родителем (матерью). Любые коалиции с детьми (давай не скажем маме…) являются нарушением семейной иерархии. Зачастую дети выступают триангуляторами в отношениях между родителями, то есть родители общаются через детей. Или «козлами отпущения», когда на них срывают злость.

Важны правила и устои, при их нарушении предъявляется жесткость. Даже пятиминутное опоздание ребенка может считаться как страшное преступление, после которого последует не менее страшное наказание.

Контроль, гиперопека. Обычно преподносятся в красивой обертке «из лучших побуждений». Тормозят процесс отделения – сепарации и являются нарушением личных границ.

Общение посредством манипуляций. В таких семьях не существует прямых просьб. Обычно члены семьи добиваются своего, ссылаясь на усталость, здоровье, статус. Обиды, игнорирование, угрозы – все это манипуляции.

Не признают взрослость детей. По мере взросления у ребенка в норме появляются свои потребности и желания, которые обычно не учитываются.

Попытка сохранить систему любой ценой. Несмотря на то, что деструктивная семейная система имеет разрушительный характер, она поддерживается любыми жертвами, потому что «так привычней».

Постоянные ссоры. Отношения выясняются посредством импульсивности и эмоционального реагирования. В таких семьях присутствует огромное эмоциональное напряжение и ощущение небезопасности.

Непоследовательное и противоречивое поведение. Ребенку сначала разрешают что-то делать, потом резко запрещают. Возможны запреты без объяснения причин, «потому что мама так захотела».

Неуважение к границам и личному пространству ребенка и других членов семьи. В деструктивных семьях родители не просят прощения у ребенка, так как считают себя всегда правыми. Они могут заходить в комнату без стука, проверять личные вещи.

Оскорбление и критика. Один из видов эмоционального насилия, где ребенка или другого члена семьи подавляют.

Физическое насилие, наказания. Вариаций здесь много: избиение, связывание, сажание в темный чулан, толчки, швырки.

Сексуальное насилие. Проявляется не только в самом половом акте, но и в прикосновениях, намеках, предлогах. Наносит разрушительный и колоссальный вред психике.

Из клиентских историй я часто слышу о нездоровом поведении их родителей. Такое поведение может казаться абсурдным, жестоким, и вызывает во мне, откровенно говоря, ужас. И ведь не всегда эти истории про избиения, сексуальное насилие, алкоголизм и наркоманию в семье. Отстраненность, холодность, эмоциональное насилие наносят не меньшие травмы. В работе с людьми из дисфункциональных семей основной сложностью выступает признание, что с ними поступали плохо и несправедливо, так как дети по своей природе любят своих родителей. Им намного проще сделать себя плохим и виноватым. Обычно такое поведение идет от родителей под эгидой «во благо». Недолюбленным детям априори не хватает любви, и они готовы на все ради того, чтобы немного погреться. Выходцам из таких семей свойственны: созависимое или контрзависимое поведение, страх близости, психосоматические проявления, зависимости, проблемы с личными границами, заниженная самооценка, депрессивные состояния. Зачастую клиенты с огромным нежеланием идут в отношения со своими родителями, хотя этот путь является основополагающим для проработки травмы. Невозможно перестать отыгрывать свои детские травмы в нынешних отношениях без копания вглубь. Вспомните айсберг: если убрать только вершину, то она вырастет снова. 


Важно помнить: все, что с вами произошло, не ваша вина. Нужно искать опоры вне вашей семьи. Опираться на здоровых людей, греться с ними, напитываться теплом и учиться чувствовать, тем самым восстанавливать свою привязанность. Наша психика так устроена, что подсознательно ищет похожие ситуации на незавершенные травмы и воспроизводит их снова и снова. Отсюда дети из нездоровых семей имеют частые проблемы в построении дальнейших отношений. Терапевт в этом ключе является той устойчивой, опорной и здоровой фигурой, которой не хватало в детстве. Уважение и любовь это единственные и верные пути для воспитания здорового поколения.



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Родители. Как на самом деле вы относитесь к ним? Почему важно гармонизировать отношения с родителями?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что первично- замуж или карьера? Или почему так много несчастных семей.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Материнство в зеркале общественных представлений. Все ли так радужно, как нам это обычно кажется?
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 2
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 1
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Как родители реализуют свои амбиции за счет своих детей?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь