|
Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.Автор статьи: Осокина Ирина Галиевна
Детско-родительские отношения. Роль семьи в формировании личности подростков
Проблема формирования и развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Теоретические исследования в этой области связаны с именами таких ученых, как Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Лазурский А.Ф., Божович Л.И., Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Под личностью понимается человек, взятый в системе социально обусловленных устойчивых психологических характеристик, которые «проявляются в общественных по природе связях и отношениях и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [23, с. 336]. Личность характеризуется, во-первых, ее динамическими тенденциями: потребностями и мотивами, установками, ценностными ориентациями, направленностью. Во-вторых, ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. В-третьих, ее характером и самосознанием [2]. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Помимо внутренних детерминант, к которым относятся генетические, биологические и физиологические факторы, личностный рост обусловлен множеством внешних детерминант: принадлежностью индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу, семейной среде. Усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, личность умеет реализовывать себя в процессе общественной жизни. Роль взаимоотношений между родителем и ребенком в развитии личности подчеркивает большинство исследователей [35]. Один из важнейших этапов формирования личности приходится на подростковый возраст, являющийся переходным между детством и взрослостью. Подростковый возраст характеризуют резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития, как биологические, так и психологические. Подростковый возраст является кризисным периодом. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как он проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка [1, с.191]. Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. «Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний» [17, с. 61]. То же касается и самооценки подростка, которая во многом зависит от внешних оценок, что приводит к ее неустойчивости и колебаниям. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является развитие самосознания, «становление которого возможно только посредством и благодаря общению» [1, с. 313]. Именно в пубертатный период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. У подростков интенсивно расширяются контакты со сверстниками. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными, при этом приобретают первостепенное значение. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. И хотя в подростковом возрасте эмоциональная дистанция между детьми и родителями в целом увеличивается, а отношения между ними усложняются в связи со стремлением подростков к автономности, семья сохраняет сильное влияние на подростков [15]. В отличие от другого института социализации подростков: школы - в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие стихийно, доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культурой родителей, их социальными установками. Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка обусловлена еще и отношениями привязанности, которые важны не только для будущего развития взаимоотношений, но и обеспечивают ощущение безопасности [38]. При этом, помимо стихийных естественных факторов социализации подростков в семье, которые заключаются в усвоении моделей родительского поведения и общении, позволяющем подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, родители становятся для своих детей источником приобретения жизненного опыта, в большей или меньшей степени создавая для этого определенные педагогические ситуации и обеспечивая возможность проявить в них себя. Не меньшее значение в личностном развитии имеет дисциплина и формирование поведения: поощряя или осуждая определенные типы поведения, родители влияют на поведение ребенка. И хотя в подростковом возрасте степень свободы и особенности ограничений меняются, совсем исключать свое участие в жизни подростка нельзя, так как «невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности» [39, с. 157]. Содержание, характер и результаты семейного воспитания во многом зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются. Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи, а с другой, такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний [33]. Уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний влияют на цели и стиль семейного воспитания. Семья является целостной системой: изменения, касающиеся одного из ее членов, ведут к изменению всей системы. При этом успешность формирования и развития личности подростков, благополучное продвижение их к взрослости во многом зависит от того, как именно родители взаимодействуют с ними. В этот период перед родителями стоит противоречивая задача: предоставить своим детям чувство безопасности и поощрить их на пути становления самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других [15]. О нарушениях детско-родительских отношений можно говорить тогда, когда родители не готовы принять изменения в развитии своих детей, склонны к авторитарному стилю воспитания и общения с подростком, не удовлетворяют потребностей подростка в любви и понимании. Об этом свидетельствует также противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями и нарушение контакта детей с родителями. Для психического развития подростков последствия, вызванные проблемными взаимоотношениями с родителями могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным относятся: ранняя социальная адаптация и ответственность за собственную жизнь, развитие умения договариваться при решении проблем во взаимоотношениях с родителями, развитие рефлексии в отношении переживаний другого человека, коррекция характерологических особенностей, способствующая социальной адаптации. Отрицательные последствия – это эмоциональные травмы, имеющие отдаленные последствия; повышенная вероятность формирования зависимостей, перенесение проблемных отношений в родительской семье на последующие взаимоотношения в собственной семье, непринятие ценностей семьи и принятие ценностей асоциальных групп [28]. Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на развитие личности подростка, так и отрицательное влияние. Неблагоприятный стиль воспитания, нарушения внутрисемейных взаимоотношений, конфликтность, враждебность в детско-родительских отношениях – все это может приводить к формированию отклоняющегося поведения подростков. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Список Литературы: Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 191 с. Земска М. Семья и личность. - М.: изд. Прогресс, 2009. - 133 с. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии - 5-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 687 с. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2006. – 320 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2008. - 607с. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М: Издательство Академический проект, 2007. – 336 с. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|