Взаимосвязь ранних стадий развития и психических заболеваний подростков

           Прежде чем приступить к сути вопроса, а именно почему психические отклонения, заболевания часто проявляются и диагностируются в подростковом возрасте, хочется немного затронуть биологический процесс, бурно протекающий в организме подростка и психологические аспекты, идущие рука об руку. Давно доказано, что человек существо биологической природы и "ничто человеческое ему не чуждо". По этой причине каждому подростку не избегнуть "гормональных бурь" (Б.Голс). Организм подростка начинает активно перестраиваться, меняться под воздействием гормонов роста. С психологической стороны недавний ребенок пытается познакомится с новым образом своего тела, испытывает по этому поводу определенные чувства: страх, гнев, недовольство, радость и пр.; примеряет на себя новые роли, испытывает все более усиливающиеся сексуальные влечения; предпринимает попытки найти единомышленников. Но пожалуй самый "ужасный" момент в жизни подростка- это разрыв тесной эмоциональной связи с родительскими фигурами, от которых совсем недавно, в особенности в раннем развитии он был так зависим. Но этот разрыв необходим для дальнейшего становления личности подростка, более полного утверждения своей Самости, своего Я.

              Итак, биологические изменения оказывают сильнейшее влияние на психические , психологические состояния подростка. Всплески гормонально обусловленных импульсов способны вызвать внутриличностные конфликты, относящиеся к более ранним стадиям развития, нарушают равновесие между Супер-Эго и Эго, влечениями и защитами. Если у подростка возникает стрессовая ситуация, которую он не смог спокойно пережить (развод родителей, смерть близких, болезнь, переезд; все, что угодно), то в случае, если у него была фиксация на стадиях раннего развития, то подросток регрессирует именно в этом направлении.

            А именно: стадии раннего развития знакомы многим, но все же хочется вернутся к этому вопросу и связать психические отклонения, заболевания подростка с его психическим регрессом к раннему периоду развития.

            1. На самых ранних этапах развития протекает оральная фаза. В этот период ребенок в основном озабочен насыщением и сном, в дальнейшем социальными контактами.  Если у ребенка и матери устанавливается позитивный контакт, мама исполнена положительными эмоциями, умеет успокоить своего малыша, радуется контакту с ним, то чаще ребенок получает принимающую мать, которая способна контейнировать его опыт (колики, боли, неудобства) и передавать ему в удобоваримой форме и не только. В случае, если мать не здорова физически, психически (депрессивный эпизод, суицидальные попытки, садистическая направленность по отношению к телу своего ребенка и пр.) И вот тут можно говорить о том, что если в подростковом возрасте ребенок регрессируют на оральную стадию развития, то мы можем наблюдать анорексию, булимию, мазохизм, депрессию, суицидальные попытки и пр.

             2. Анальная фаза развития в период раннего детства связана с приучением к туалету и опрятности ребенка. Вот тут важен момент как родители порицали своего ребенка либо поощряли его. В будущем, возврат на эту стадию развития связан с патологической жадностью, накопительством, либо наоборот неумением удержать что -либо и конечно с самооценкой.

            3. Все фазы развития имеют важнейшее значение, но генитальной стадия на мой взгляд в особенности, она является поворотной в развитии ребенка. Прохождение Эдипова конфликта, принятие половой идентичности, формирование Сверх- Я, а именно образа морали и нравственности, которые прививают родительские фигуры; все это можно увидеть именно здесь. Как родители принимают своего ребенка (девочку, мальчика), какую модель поведения транслируют, все это отразится на выборе гетеро или гомосексуальности. Хочет ли девочка стать такой же как мама (доброй, хорошей) или нет (злой, не любящей) и отвергнуть женскую ролевую идентичность; тот же процесс протекает и у мальчиков только с родителем мужеского пола.

            4. Латентная стадия развития протекает более или менее спокойно, как бы готовя ребенка к вхождению в подростковый возраст.

            Я не затронула микропсихоанализ, но безусловно пренатальное развитие плода так же является очень важным аспектом для развития будущего  ребенка (недостаточность плаценты матери как следствие нехватка притока кислорода к клеткам плода,  постоянные стрессы матери и как следствие гормональные выбросы и гипертонус матки и прочие факторы коих большое множество).

            Знаменитая фраза Зигмунда Фрейда "Все мы родом из детства" имеет колоссальное значение!

 



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О многомерности развития или почему не стоит сравнивать своего ребенка с другими.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Мать-основа развития ребенка
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Особенности развития ребенка 4-5 лет
  • Особенности развития ребенка 6-7 лет
  • Особенности развития ребенка 5-6 лет
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Что делать, если вы увидели порезы на теле своего сына или дочери подростка?
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь