Особенности развития ребенка 6-7 лет

Особенности развития ребенка 6-7 лет.

 

Психологические особенности детей 6-7 лет выражаются в том, что  длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. И это период, когда вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других  важных характеристик психики ребенка и формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Развитие личности ребенка 6-7 лет.

Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать,  отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче,  ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности -  только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник  - конкурент, а  главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «Я». 

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста  в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может  переключиться на что-то неожиданное, новое и  привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником знаний.

Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться  так называемая   «потеря  детской непосредетсвенности», которая выражается в  манерничании, кривлянии и паясничании. Это поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.

Также можно наблюдать такие моменты в поведении ребенка в кризисном этапе 7 лет:

ü Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что родителям категорически не нравится.

ü В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», при этом пытаясь рассуждать на темы, используя терминологию и фразы взрослых,  не всегда логично и верно.

ü Дети начинают обращать внимание на свою внешность (пытаться одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники).

Одновременно с трудными моментами кризиса, появляются и позитивные стороны этого периода:

Появляется способность ребенка к осознанному поведению в общении с взрослыми вне семейного круга. Ребенок четко понимает, что то, что можно сказать родителям никак нельзя воспитателю или тренеру в спорте или продавцу в магазине. То есть ребенок понимает и принимает определенные правила общения с внешним миром, вне семьи.

Ребенок получает способность обобщать свои переживания, то есть понимать, что он чувствует (гамму чувств) и главное понимать причину их возникновения, а далее осознанно моделировать дальнейшее поведение и ставить цели.

Общение ребенка 6-7 лет.

Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно-личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления.

Взрослый выступает носителем  социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира.

Ведущая  потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении с сверстниками выражены следующие проявления возраста:

  • инициирование общения;
  • первые привязанности;
  • потребности  друг в друге, в признании и уважении;
  • соревновательное подражание:
  • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
  • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

          К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

  • освоение ребенком  мира вещей и предметов культуры человека,
  • способность позитивного общения с людьми,
  • развивается половая идентификация,
  • формируется так называемая «внутренняя позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
Развитие психических процессов ребенка 6-7 лет.

Восприятие.

Восприятие продолжает свое развитие, оно становится осмысленным,

целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны:  форма, цвет,  величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.

Память.

Поскольку к этому возрасту у ребенка сформировано направленное восприятие и внимание, как следствие и память становиться произвольной. То есть дошкольник самостоятельно ставит  себе цель: запомнить или вспомнить. Эта способность одна из важнейших в развитии психических функций, поскольку ведет к способности ребенка (и в дальнейшем взрослого) обучаться на протяжении всей жизни. Желание ребенка запомнить что-то следует активно поощрять и направлять. Эта способность развивает сразу несколько  других направлений: мышление, внимание, воображение.  В задачу взрослых входит обучение детей способам запоминания, таким как классификация и группирование.

Мышление.

По-прежнему основным остается наглядно образное мышление – представление о предмете в образе словесного описания. Но постепенно формируется и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта особенность развивается только с помощью взрослых,  так как в этом возрасте ребенок обладает нелогичностью рассуждений при сравнении (например, величины и количества предметов). Стоит отметить, что словесно-логическое мышление полностью формируется только к подростковому возрасту.

Ребенок 6-7 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» - «что стало»- «что будет потом»).

Воображение.

Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее  просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь.

Продолжается развития всех граней речи: грамматика, лексика и, как следствие, речь становится более связанной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и  читают, то  к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь) , так и умение участвовать в диалоге.

Начинает формироваться письменная речь.

Увеличивается словарный запас – 3000 слов

Игры с ребенком 6-7 лет

Основным видом игр со старшим дошкольником становятся сюжетно-ролевые игры с правилами. То есть каждый играющий берет на себя роль и четко придерживается выбранному сюжету и правилам. Это могут быть сюжеты из ежедневной жизни (детский сад, семья и т.д.), профессии, сказочные сюжеты.

Также продолжаются, но усложняются по возрасту:

ü Конструкторы

ü Паззл

ü Настольные игры (с акцентом на интеллектуальный компонент)

Рекомендуемая литература для родителей:
  1. Юлия Гиппенрейтер,  «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
  2. Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
  3. Людмила Петрановская,  «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
  4. Мария Осорина,  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
  5. 5.     Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» 
  6. Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя...»
  7.  Адель Фабер, Элейн Мазлиш, "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
  8. Росс Грин, «Взрывной ребенок».
  9. Джон грей, «Дети с небес»
  10.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых".
  11.  Спиваковская А.С."Как быть родителями".

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 688
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после рождения ребенка?
  • Есть ли жизнь после суицида ребенка?
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Не заставляйте ребенка есть!
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Сенсорные потребности и развитие ребенка. Тактильное восприятие.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь