Кожа – крупнейший специализированный орган человека, её рецепторы питаю мозг сенсорной информацией, она без сомнений, как и вестибулярная система, является нашим «связным» с окружающим нас миром нашей «границей». Развитие тактильной системы начинается уже на 21 неделе эмбрионального развития и завершается к 20 годам жизни. Ребенок, находясь в животе у мамы, плавает в околоплодных водах, он получает первый опыт прикосновений, чуть позже он начинает касаться стенок матки. Позднее он получает ощущения и от прикосновения своих ручек и ножек. К моменту рождения у ребенка уже сформированы рецепторы, воспринимающие различные раздражители, он уже умеет различать прикосновения, холод и тепло, боль. В первые годы жизни система тактильных ощущений еще не совершенна, важно не упустить этот момент и получить необходимый опыт.
Спектр проблем, которые могут быть связаны с развитием этой системы, весьма большой: это и все возможные кожные заболевания дерматиты, экзема, аллергические реакции; это и эмоциональная неустойчивость и проблемы с общением и поведением.
Говоря о сенсорной интеграции можно выделить повышенную или пониженную кожную чувствительность, разберем подробнее. При пониженной кожной чувствительности мы сталкиваемся с отсутствием необходимого опыта (повышенный болевой порог, снижена чувствительность к холоду или жаре) как правило наблюдается сниженный мышечный тонус. На уровне психики такие дети не чувствуют дистанцию в общении, они доверчивы и местами черезсчур открыты, плохо ориентируются в пространстве, неловки. Они всячески пытаются восполнить этот опыт, поэтому уязвимы перед подстерегающими опасностями (везде им надо залезть руками, все потрогать, все попробовать на вкус). В книге Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге» описан пример как дети с пониженной чувствительностью испытывают проблемы в освоении абстрактной речи (письмо), ребенок с достаточным развитием узнает знакомые символы (круг, квадрат, змейка), когда мы рисуем у него на спинке. (Кстати очень хорошая игра которую можно предложить ребенку в течение дня, допустим для изучения фигур или букв, как правило, она вызывает интерес у детей).
Что касается детей с повышенной чувствительностью, мы можем наблюдать различного рода аллергические реакции и кожные заболевания. Эти дети всем своим видом как бы говорят – не подходи ко мне, не тронь меня. Тактильные раздражители вызывают у них боль и дискомфорт, они не любят одеваться, особенно шерстяные изделия и грубую ткань. Эти дети особенно привередливы к еде. Они гиперчувствительны ко всем ощущениям и что-то новое для них, это стресс. Дети с повышенной чувствительностью избегают контактов, могут быть агрессивны и эмоционально не устойчивы, они находятся в постоянном напряжении.
Нервная система, как наш организм в целом, это сложная машина которую нельзя рассматривать по отдельности. Мы должны понимать, что все в нашем теле и душа, и организм, и отдельные системы и органы взаимосвязаны. Так и здесь, все взаимосвязано, нарушения в развитии тактильной системы так же будет связано и с вестибулярной и с проприоцептивной системой. Говоря о развитии, опыт должен быть сбалансирован и в работе с таким ребенком мы должны уважать его чувствительность. Начинать работу там, где ребенок чувствует себя уверенно, постепенно предлагать новый опыт, но он сам должен воспользоваться им, условия для работы должны быть комфортные (особенно, когда мы говорим о повышенной чувствительности).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.