|
Дети и система образованияАвтор статьи: Готлиб Матвей
Чехия — родина Яна Коменского — создателя современной системы образования. На тот момент это был прорыв. Сейчас многое из этой системы стоит пересмотреть. Этим занимаются педагоги, методологи и психологи всего мира. Сегодня я хочу с вами поделится не результатами масштабных исследований, а своим опытом наблюдения за процессом адаптации русскоговорящих детей в Пражских детских садах и школах. На мои сеансы игровой терапии все чаще приводят детей, у которых не складываются отношения с местными образовательными учреждениями. И выяснилось, что фрустрация из-за незнания чешского языка — это далеко не единственная (и во многих случаях вовсе не главная) причина аутсайдерства этих детей. То, что я сейчас буду говорить не всем может быть приятно услышать. Но, мне кажется, что нам всем полезно задуматься над тем, почему так много детей испытывают трудности при адаптации в детском саду или школе. Так уж повелось, что детей принято «отдавать» в детский сад. Считается нормой, если первые дни своего прибывания в саду ребенок плачет, если он начинает регулярно болеть и неохотно выходит утром из дому. А вот, если ребенок дерется с другими детьми, не слушается воспитательниц или замыкается в себе и отказывается участвовать в общем действии — это однозначно расценивается, как плохое поведение, требующие немедленной коррекции. При этом, далеко не всем детям подходит группа из двадцати пяти человек. Многим может быть сложно полноценно отдохнуть в течение перемены, когда вокруг не смолкает гомон и периодически кто-то в кого-то врезается. Далеко не каждый ребенок сможет, сидя на неудобном стуле в неудобной позе, внимательно слушать преподавателя. Особенно, если непонятны тема и содержание урока, или наоборот — все слишком просто и потому неинтересно. Давайте зададим себе такой вопрос. Как ребенок, испытывающий дискомфорт в детском саду или школе, может сообщить об этом нам — взрослым? Ведь в ответ на львиную долю своих жалоб он слышит: «Потерпи, скоро привыкнешь!» или «Сейчас ты не понимаешь, зачем тебе все это нужно, но, когда вырастешь, обязательно поймешь и еще спасибо скажешь!» Ребенок, который не чувствует себя благополучно в системе, насаждаемой взрослыми, вынужден защищаться. Разнообразные симптомы, с которыми обращаются к психологам, очень часто являются такой защитой. Приведу примеры из практики. В течение двух с половиной лет, исправно посещая детский сад, мальчик не произносит там ни слова. На других занятиях, дома и в гостях этот же молодой человек активно и адекватно общается, как со сверстниками, так и со взрослыми. А в саду также ни с кем активно не конфликтует, делает задания и… молчит. Прилежный первоклассник сидит на последней парте с главным заводилой класса. Страдает от сильных мигреней, физиологическую причину которых выяснить не удается. Учитель в ответ на просьбу пересадить мальчика, жалобно разводит руками со словами: «Но они же должны сами учиться между собой договариваться». В общем, система совсем не идеальна. Не стоит это игнорировать и пытаться доказать детям обратное. Хорошая новость заключается в том, что система образования создается и видоизменяется не только «сверху», но и ее участниками — администрацией учебного заведения, учителями, детьми и их родителями. Если мы не будем стеснятся того, что детям в этой системе может что-то не подходить, то во многих случаях вопросы адаптации можно решить сравнительно легко и безболезненно. Никто не имеет права запрещать вашему ребенку прийти в детский сад со своей едой, пересесть за другую парту или уединится с книгой во время шумной перемены. И наконец, не стоит пренебрегать мнением ребенка. А вдруг он тоже может кое-что понимать в том, что ему интересно и неинтересно, приятно и неприятно, полезно и неполезно? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|