Дети и система образования

Автор статьи: Готлиб Матвей

Чехия — родина Яна Коменского — создателя современной системы образования. На тот момент это был прорыв. Сейчас многое из этой системы стоит пересмотреть. Этим занимаются педагоги, методологи и психологи всего мира. Сегодня я хочу с вами поделится не результатами масштабных исследований, а своим опытом наблюдения за процессом адаптации русскоговорящих детей в Пражских детских садах и школах. На мои сеансы игровой терапии все чаще приводят детей, у которых не складываются отношения с местными образовательными учреждениями. И выяснилось, что фрустрация из-за незнания чешского языка — это далеко не единственная (и во многих случаях вовсе не главная) причина аутсайдерства этих детей.

То, что я сейчас буду говорить не всем может быть приятно услышать. Но, мне кажется, что нам всем полезно задуматься над тем, почему так много детей испытывают трудности при адаптации в детском саду или школе.

Так уж повелось, что детей принято «отдавать» в детский сад. Считается нормой, если первые дни своего прибывания в саду ребенок плачет, если он начинает регулярно болеть и неохотно выходит утром из дому. А вот, если ребенок дерется с другими детьми, не слушается воспитательниц или замыкается в себе и отказывается участвовать в общем действии — это однозначно расценивается, как плохое поведение, требующие немедленной коррекции.

При этом, далеко не всем детям подходит группа из двадцати пяти человек. Многим может быть сложно полноценно отдохнуть в течение перемены, когда вокруг не смолкает гомон и периодически кто-то в кого-то врезается. Далеко не каждый ребенок сможет, сидя на неудобном стуле в неудобной позе, внимательно слушать преподавателя. Особенно, если непонятны тема и содержание урока, или наоборот — все слишком просто и потому неинтересно.

Давайте зададим себе такой вопрос. Как ребенок, испытывающий дискомфорт в детском саду или школе, может сообщить об этом нам — взрослым? Ведь в ответ на львиную долю своих жалоб он слышит: «Потерпи, скоро привыкнешь!» или «Сейчас ты не понимаешь, зачем тебе все это нужно, но, когда вырастешь, обязательно поймешь и еще спасибо скажешь!»

Ребенок, который не чувствует себя благополучно в системе, насаждаемой взрослыми, вынужден защищаться. Разнообразные симптомы, с которыми обращаются к психологам, очень часто являются такой защитой. Приведу примеры из практики.

В течение двух с половиной лет, исправно посещая детский сад, мальчик не произносит там ни слова. На других занятиях, дома и в гостях этот же молодой человек активно и адекватно общается, как со сверстниками, так и со взрослыми. А в саду также ни с кем активно не конфликтует, делает задания и… молчит.

Прилежный первоклассник сидит на последней парте с главным заводилой класса. Страдает от сильных мигреней, физиологическую причину которых выяснить не удается. Учитель в ответ на просьбу пересадить мальчика, жалобно разводит руками со словами: «Но они же должны сами учиться между собой договариваться».

В общем, система совсем не идеальна. Не стоит это игнорировать и пытаться доказать детям обратное. Хорошая новость заключается в том, что система образования создается и видоизменяется не только «сверху», но и ее участниками — администрацией учебного заведения, учителями, детьми и их родителями. Если мы не будем стеснятся того, что детям в этой системе может что-то не подходить, то во многих случаях вопросы адаптации можно решить сравнительно легко и безболезненно. Никто не имеет права запрещать вашему ребенку прийти в детский сад со своей едой, пересесть за другую парту или уединится с книгой во время шумной перемены.

И наконец, не стоит пренебрегать мнением ребенка. А вдруг он тоже может кое-что понимать в том, что ему интересно и неинтересно, приятно и неприятно, полезно и неполезно?



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Почему ребенок плачет в детском саду? (психоаналитический разбор одного случая)
  • Детский сад за и против (1): в детском саду дети начинаю болеть
  • Почему взрослым полезно становиться детьми, а детям взрослыми
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Трудности адаптации в детском саду
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Ребенок с синдромом дефицита внимания в детском саду.
  • Детский сад: за (3) и против: в детском саду дети больше играют
  • Детский сад: за (2) и против: в детском саду дети учатся дисциплине
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Детский нейропсихолог: кто это такой и чем он может помочь ребенку?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь