|
Рекомендации родителям по адаптации детей в детском садуАвтор статьи: Назарова Ирина Владимировна
Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным периодом, при котором происходит ломка привычного образа жизни ребенка и его родителей. Переступая порог детского сада, в жизни каждого ребенка начинают происходить значительные изменения, связанные с новым распорядком дня, болезненным расставанием с матерью, а также с длительным пребыванием ребенка в незнакомом помещении с незнакомыми взрослыми и детьми. Такая резкая смена условий существования, как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями ребенка, снижением игровой, а иногда и речевой активности. Эмоциональный шок, испытываемый ребенком в период адаптации к детскому саду, резко снижает защитные свойства организма и негативно сказывается на его здоровье. В жизни каждого родителя наступает период, когда он должен доверить своего ребенка заботам детского дошкольного учреждения. Заключая договор с дошкольным образовательным учреждением, мы возлагаем ответственность за результаты адаптации на квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы с детьми в адаптационный период. Это правильное и обоснованное требование. При этом хочется отметить, что начинать готовить ребенка к детскому саду нужно задолго до его фактического поступления в ДОУ. В связи с этим хочется ознакомить родителей с рекомендациями, которые помогут подготовить ребенка к поступлению в детский сад, а также позволят облегчить адаптационный период ребенку и его родителям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения можно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду с болезненным привыканием организма к ее условиям. Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования. Задачи:
По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в три года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. «Готовность» к детскому саду у здоровых детей различна, но учитывая возрастные характеристики детей, наиболее благоприятным возрастом для посещения детского сада у девочек являются два года, а у мальчиков, более привязанных к матерям, этот возраст составляет 2,5 года. Именно в этом возрасте у ребенка уменьшается боязнь посторонних, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Также необходимо обратить внимание на факторы препятствующие посещению детского сада детьми до трех лет. К этим факторам можно отнести последствия тяжелого течения беременности и родов, различные виды нервности и общую ослабленность организма ребенка. Также не рекомендуется отдавать ребенка в дошкольное учреждение в самый разгар кризиса трех лет. Наибольшая сложность в период адаптации возникает у детей, чьи родители живут изолировано, например, родители и ребенок. Таким семьям необходимо заранее начинать готовить детей к адаптации в детском саду посредством встреч общения с другими семьями, а также намеренно создавая ситуации, в которых ваш ребенок часто будет оставаться на непродолжительное время с родственниками, либо с чужими для ребенка людьми. В период подготовки к детскому саду рекомендуется чаще бывать с ребенком в «обществе», чтобы он привыкал видеть вокруг себя незнакомые лица и попадал в новую для себя среду. Другим обязательным условием на фазе подготовки ребенка к посещению детского сада, является соблюдение режима дня, приближенного к условиям детского сада. К сожалению, анализ практики показывает, что родители начинают задумываться о режиме дня только с приходом ребенка в дошкольное учреждение. Также залогом успешной адаптации и последующего пребывания детей в условиях детского сада является единство требований со стороны педагогического коллектива и родителей, поэтому особое внимание, при подготовке ребенка к детскому саду, следует уделять навыкам самообслуживания, а также воспитанию у малыша приемлемого поведения в обществе. Развитие умений самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и раздеваться, с незначительной помощью взрослого, пользоваться горшком, а также умение занять себя игрушкой, позволят ребенку не чувствовать себя беспомощным и зависимым от взрослого, а также помогут ему отвлечься от переживаний и сгладить остроту отрицательных эмоций в период адаптации в детском саду. Самочувствие малыша в период адаптации значительно могут усложнить прививки, снижающие защитные свойства организма, сделанные незадолго до посещения детского сада, Для формирования у будущих воспитанников положительных ассоциаций, связанных с дошкольным учреждением, родителям вместе с малышом рекомендуется посетить в ДОУ «День открытых дверей» и детский праздник, познакомить ребенка с детьми и педагогическим составом, посетить занятие. Также рекомендуется вместе с ребенком как можно чаще проходить мимо детского сада и наблюдать за детьми, гуляющими на территории ДОУ, чаще с радостью напоминать ребенку о том, что скоро он сможет вместе с другими детьми играть и гулять в этом детском саду. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о том, как гордитесь своим ребенком, потому, что его приняли в детский сад. Родителям рекомендуется проконсультироваться у психолога, либо прослушать цикл лекций об адаптации детей в дошкольном учреждении. Наиболее подходящее время для поступления в детский сад - это период с мая по август. Связано это с началом отпускных, дачных периодов и уменьшением количества детей в дошкольных учреждениях, что позволяет воспитателям и специалистам уделять максимальное внимание к вновь поступившим малышам. Также данный период позволяет детям лучше адаптироваться в связи с теплой и солнечной погодой, благодаря которой большую часть времени дети проводят на улице. При этом хочется обратить внимание родителей на то, что если в их семье запланирован летний отпуск, то ребенка приучать к детскому саду целесообразно после приезда из отпуска, а также после абсолютного восстановления его иммунной системы после аклиматизации. Также хочется обратить внимание родителей на тот факт, что детей раннего возраста врачи не рекомендуют вывозить в другой климат, связано это с тяжелой для малыша акклиматизацией и с огромным риском приобретения инфекционного заболевания в ослабленном адаптацией организме. Нельзя не сказать и о психологическом аспекте, связанном с потерей ребенком своей зоны комфорта, которая у маленьких детей достаточно «узкая». Так, малыш в одночасье лишается всего, что было ему привычно и знакомо, это его маленькая и уютная кроватка, его игрушки, его безопасная комнатка, квартира, в которой ему все знакомо с рождения, уличная площадка, где ребенок часто гулял, магазин, в который он часто заходил с родителями. Что он приобретает взамен своей спокойной, комфортной и безопасной жизни? Только маму, которая на весь период отпуска, станет для ребенка «островком» спокойствия, в большом, опасном и незнакомом мире, а также страхи, очень много страхов. Причем мамы не могут до конца осознать, почему их жизнерадостный и крепкий малыш стал плаксивым, отказывается играть и постоянно требует присутствия и ежеминутного внимания родителей. Более того, даже когда ребенок возвращается из отпуска и попадает в знакомую для него обстановку, он продолжает требовать к себе постоянного повышенного внимания родителей. Причем если ребенок до отпуска ходил в детский сад, и адаптация проходила в легкой форме, то повторная адаптация к детскому саду, как правило, проходит в более тяжелой для малыша форме. Ребенок отказывается расставаться с родителями даже на непродолжительное время, его игрушки уже не радуют, а поведение длительный период, иногда от трех до шести месяцев, не приходит в норму. Подготавливая ребенка к детскому саду, подробно расскажите ему о том, чем он будет заниматься в детском саду. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее. Также поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду, и обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Привыкание к новой обстановке упростилось, если бы группу посещали знакомые ровесники, с которыми раньше играл дома или во дворе ваш малыш. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, вместе играть, обмениваться игрушками и прощаться. Не следует родителям в присутствии ребенка выказывать свои страхи и опасения по поводу детского сада, также не стоит позволять своим знакомым высказываться критически в отношении принятого родителями решения отдать ребенка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность и в ребенка. В период адаптации необходимо эмоционально поддерживать малыша, часто обнимать его и больше с ним общаться. К детскому саду ребенка стоит приучать постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений через одну-две недели можно перейти на обычный режим. При этом не следует затягивать процесс адаптации, иначе ребенок может привыкнуть к своему особому положению. Первые признаки того, что ребенок адаптировался, связанны с хорошим аппетитом, спокойным сном, охотным общением ребенка со сверстниками, адекватной реакцией на просьбы педагога и нормальным эмоциональным состоянием ребенка. Перечисленные ранее рекомендации позволяют значительно смягчить течение адаптационного периода, но было бы заблуждением думать, что ребенок, оторванный от привычной среды и близких ему людей, будет чувствовать себя хорошо и спокойно. Когда при поступлении в детский сад, облик матери заменяется эмоционально-незнакомым человеком, у особо-впечатлительных детей рефлекторно возникает чувство страха. При расставании с эмоционально-близкими людьми физиологическое состояние меняется, и организм ребенка мгновенно мобилизуется, так как природа не предусмотрела механизма адаптации маленького ребенка в ситуации остаться без мамы в незнакомом месте и с незнакомыми людьми. В связи с этим расставание с родителями в детском саду является для ребенка стрессовым событием, которому он изо всех сил сопротивляется. Любому человеку, а ребенку тем более, очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета и заболевание. Понимая физиологические реакции, происходящие в организме ребенка в состоянии, когда он испытывает страх, родитель может минимизировать стрессовую ситуацию и привести организм своего ребенка в относительно нормальное состояние. Коротко рассмотрим изменения, происходящие в организме ребенка испытывающего страх. Так при возникновении у ребенка стрессовой ситуации, мозг мгновенно реагирует и дает сигнал об опасности, в результате которого надпочечники мгновенно начинают вырабатывать в больших количествах адреналин, гормон дающий команду организму «сражайся или спасайся». Под его воздействием увеличивается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, в кровь выделяется инсулин, а большие мышцы ног готовятся к быстрым действиям, направленным на спасение организма. В таком состоянии одно полушарие мозга отключается и работу на себя берет ведущее полушарие. Также перестает работать межполушарное взаимодействие, в результате чего резко снижается реакция, а умственная деятельность становиться не способна адекватно воспринимать ситуацию и должным образом реагировать на неё. Внешне ребенок бледнеет, цепенеет, зрачки расширяются, руки становятся холодными. При этом приостанавливается работа желудочно-кишечного тракта, в результате чего пища перестает усваиваться, а мускулатура кишечника и мочевого пузыря расслабляется, что приводит к частому мочеиспусканию, дискомфорту внизу живота и поносу. При активном расходовании адреналина по назначению, посредствам интенсивной физической нагрузки, его уровень в организме резко падает, организм постепенно успокаивается и приходит в норму, причем негативные последствия стресса на организм, в данном случае, будут минимальными. В случае систематически повторяющихся стрессовых событий, при которых отсутствует двигательная активность, адреналин начинает, накапливается в крови, что приводит к хроническому мышечному напряжению, в результате которого у ребенка могут возникать нервные тики, навязчивые движения, истерики, яркие кошмарные сны по ночам и энурез. Более того, при часто повторяющихся стрессовых ситуациях, во время которых, проблема на уровне двигательной активности не решается и организм в силу каких-то препятствий не стремиться спастись посредством бегства или драки, мозг дает команду на выработку кортизола. В результате выработки надпочечниками кортизола, гормона стресса, происходит сужение сосудов, все функции организма замедляются, а вся энергия организма направляется на работу мозга. Особое внимание родителей хочется привлечь именно к этой категории детей, адаптация которых может проходить очень длительное время и требует совместных усилий родителей, воспитателей и психолога. Важной составляющей, для выявления и диагностики таких детей является их полный отказ от физической активности, когда ребенок отказывается бегать, идти пешком, заставляет родителей нести его на руках, либо везти на велосипеде или коляске. Также такие дети отказываются принимать участие в различных видах деятельности, при этом вся их умственная деятельность сосредоточена только на том, как избежать негативной ситуации, связанной с разлукой с родными. Причем внимание такого ребенка очень сложно переключить даже на непродолжительное время. У ребенка наблюдаются повышенная тревожность, страхи, связанные с тревогой за жизнь родителей, а также опасения, связанные с тем, что родители могут за ним не прийти. Настроение у ребенка подавленное, наблюдается плаксивость, отсутствие аппетита и сна. При этом дети в таком состоянии становиться более наблюдательными, что позволяет ребенку манипулировать родителями и воспитателями. Также они становятся очень внимательными к своим физиологическим ощущениям, в результате чего однажды вызвав у себя психосоматическое заболевание, которое позволило долго находиться ребенку дома, они снова и снова будут вызывать в себе это состояние, для того, чтобы добиться желаемого результата. Таким образом, обобщая информацию, связанную с физиологическими реакциями, происходящими в организме ребенка в состоянии, когда он испытывает страх, мы можем сделать следующие вывод: В адаптационный период у ребенка может наблюдаться отсутствие аппетита и сна, частое мочеиспускание, жидкий стул, нервные тики и навязчивые движения. Все эти симптому можно устранить, обеспечив ребенку максимум ежедневной двигательной активности. Пошаговая инструкция для родителей по смягчению течения адаптационного периода
Внимание! Нагрузка на ноги должна быть настолько интенсивной, чтобы у ребенка участился пульс.
Необходимо готовить вашего ребенка к ежедневной разлуке с вами, при этом давая ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой. При этом обратите внимание на то, что беседовать на одну только тему, с детьми раннего возраста, необходимо не менее семи раз, при этом беседы должны быть ежедневными. Во время беседы посадите ребенка на маленький стульчик напротив себя, возьмите его за руки, смотрите ребенку в глаза. Объясняя ребенку свою точку зрения, задавайте ему вопросы: «Ты слышишь меня? Ты меня понял?», и обязательно получите от ребенка обратную связь, только после этого приступайте к обсуждению следующей темы. Заранее договаривайтесь с ребенком о том, каким будет завтра расставание с малышом в детском саду. Например: «Доченька, посмотри на меня! Завтра мне надо пораньше уйти на работу, поэтому, когда мы придем в детский сад, я тебя быстро раздену, обниму, поцелую и убегу на работу. Ты меня поняла? Повтори!». При этом утром следующего дня обязательно сделайте все в том порядке, о котором договаривались накануне. Хочется обратить внимание родителей на то, что маленькие дети не понимают времени, в связи с этим взрослые очень осторожно должны давать обещание ребенку о том, в какое время они его заберут из детского сада. Обещание родителя должно звучать примерно так: «Ты рано меня не жди, я приду за тобой только после того, как ты поспишь, попьешь кефир, съешь булочку, поиграешь с детками, поужинаешь, за детками начнут приходить родители, и только после этого приду я». Связано это с тем, что ребенок, если ему пообещали родители прийти пораньше, начинает тосковать и ждать их прихода с самого утра. Ребенок не играет, отказывается от занятий, постоянно смотрит на дверь приемной и спрашивает воспитателя о том, когда придут его родители.
Для того, чтобы праздник для ребенка стал незабываемым событием, подготовить его нужно также ориентируясь на его возрастные особенности. Длительность праздника должна составлять не более 30-40 минут. В связи с тем, сто у маленьких детей обострены все органы чувств, при подготовке праздника это стоит учесть и попытаться их удовлетворить:
Резюмируя вышеперечисленные рекомендации, хочется обратить внимание родителей на то, что их главная задача заключается в том, чтобы привести ребенка из дома в детский сад без слез и истерик. Ребенка заплакавшего в стенах детского сада намного легче успокоить педагогу, нежели ребенка плачущего длительный промежуток времени, например на протяжении всего пути от дома до сада. Повторюсь, что связано это с тем, что организм ребенка в состоянии стресса реагирует всегда одинаково, как при смертельной опасности, и для того, чтобы ребенок, плачущий в течение получаса пришел физиологически в норму, для этого требуется несколько часов. Как понимаете, в такой ситуации речь уже не идет о полноценном завтраке, игровой деятельности, развивающем занятии и просто о стабильном эмоциональном состоянии ребенка в детском саду. Уважаемые родители, именно от Вашей ежедневной работы будет зависеть насколько легким или тяжелым будет привыкание ребенка к детскому саду, а также именно от Ваших усилий будет зависеть настроение и самочувствие Вашего малыша. Легкой Вам адаптации! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|