|
Адаптация ребенка в детском садуАвтор статьи: Андреева Галина Александровна
Если вы задумались об этом заранее, то это уже верный признак хорошего родителя. Выросший малыш отблагодарит вас за это. Есть мнение, что посещать детский сад полезно для ребенка, он учится там общаться, скорее взрослеет и приобретает самостоятельность, благодаря специальным занятиям развивается мелкая моторика, музыкальные способности и многое другое. Есть и противники системы детского сада: разлука с матерью негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, пребывание в кругу 15-25 таких же маленьких детей не имеет отношения к социализации и вообще является скорее источником вирусов, развивать способности можно в специальных кружках или дома. И та и другая точка зрения не лишена разумных доводов. Если у вас нет острой необходимости оставлять ребенка в саду, то спросите себя, как вам кажется, может ли опыт посещения детского сада стать полезным для вашего ребенка, потому что вы знаете особенности своего чада, и от вашего отношения к обсуждаемому месту зависит очень многое, как ни странно. Может быть и так, что маме нужно свободное время, и она хочет отдыхать от круглосуточного присмотра за детьми, это тоже очень важный фактор, влияющий на решение отдать ребенка в сад. Недавно я и сама отдавала своего ребенка в садик. И проходя этот путь, пришлось проанализировать разные источники и отобрать рецепты, действительно способные помочь в этом деле. Понятно, что для ребенка оставаться в новом месте, с чужой тетей и кучей незнакомых детей – стресс! И тогда важно помочь ему в преодолении этих сложностей, что и является целью родителей на данном этапе. Вы и раньше учили его справляться с трудностями: жалели его, когда он падал с дивана или подбадривали, когда он боялся спуститься с горки, но оставаться без мамы целый день – это история посерьёзнее. Как правило, поход в сад - это первое действительно большое испытание для психики ребенка. Важно понимать, что все дети имеют не только врожденно разный тип нервной системы, но и разный опыт любви и заботы в раннем детстве, с большим багажом любви и принятия ему будет проще справляться с трудностями в детском саду и по жизни вообще. Лучше всего начинать знакомство с садом после трех лет: чем взрослее ребенок, тем больше у него способов совладания со стрессами. У совсем маленького ребенка нет таких возможностей, он более уязвим для пресловутой психологической травмы, которая проявляется в разного рода расстройствах (как психических, так и соматических). Решение родителей помочь ребенку станет отправной точкой путешествия в детский сад. Если вы будете уверены в правильности своих действий, то невольно передадите эти эмоции ребенку через интонации голоса, посредством движений и мимики. 1. Начните готовить ребенка к саду еще за месяц до предполагаемого первого похода. Рассказывайте ему про сад, «вот я была маленькая и ходила в сад… там пили сок и играли… можно было топать и шуметь…» говорите увлекательно, скорее всего, через несколько минут он попросит отвести его в это прекрасное место! Проходя мимо детских садов, показывайте детские площадки за забором, где дети играют утром и вечером, скажите, что за ними присматривает не мама, а воспитательница. Дайте понять, что садик – это классное место для детей, родителей там нет. 2. Период адаптации. Посещение сада начинается постепенно, сначала это 2 часа в день, потом 4 часа и т.д. – это адаптационный период, способствующий привыканию к новым условиям, он может занять от недели до трех месяцев, в зависимости от особенностей ребенка. Идеально посещать садик два дня подряд, затем перерыв в среду и снова два дня. На время адаптации ребенок станет капризным, может долго засыпать и вздрагивать, болеть, все это нормально и свидетельствует о том, что возросла нагрузка на нервную систему. 3. Перед первым походом сообщите ребенку, что его ждет сюрприз, который он получит, когда вы заберете его. Это может быть сладость, новая игрушка, возможность сделать что-то очень желанное. Первый раз ребенок может не плакать, он еще не понял, что это не «разовая акция». В любом случае, когда вы заберете его, нужно подробно обсуждать с ним события в детском саду, а именно: какая была каша, ел ли он ее, какие игрушки запомнил, плакал ли он, почему, что не понравилось и т.д. Обязательно обсуждайте негативные моменты, чтобы ребенок мог пережить их с вашей помощью, а не похоронить их в себе до следующего похода в сад. 4. Утром. Если уже с первых пробуждений ребенок умоляет не идти в садик, то вы успокаиваете его и «заговариваете зубы»: «что тебе там не нравится? Воспитательница? А что она такого делает? Каша не понравилась?» Даже если вы теряетесь с ответами на эти недовольства, их лучше озвучить, почему, я сказу позже. Напомните ему утром, что его ждет сюрприз после сада. 5. Играем с ребенком в детский сад дома. В теории развития Выготского, Эльконина и других отечественных психологов игра является ведущим видом деятельности для ребенка 3 – 6 лет, именно в игре психологическое развитие идет наиболее активно. 6. Помимо проигрывания, можно рисовать свои страхи. Пусть ребенок сам скажет, чего он боится в саду. Если детей или воспитательницу, то их можно нарисовать и поместить в мыльный пузырь или даже клетку, при этом занятии ребенок будет хитро и довольно улыбаться – значит, он понимает, что так делать нельзя и он буквально хулиганит вместе с мамой. Объясните ему, что воображать можно что угодно, а вот делать только хорошее. Если же ему страшно от того, что мамы нет рядом, нарисуйте его в саду и рядом себя, тогда ему будет легче вспомнить вас в саду. И это будет еще одно средство совладания со своими переживаниями. 7. Чего делать нельзя. Ваша цель: помочь ребенку адаптироваться, а не прекратить его слезы и упорство любыми средствами. Поэтому приведу список того, что навредит ребенку: любые оскорбления (плакса, нюня, мальчики не плачут и т.д.), мотивация смыслом (маме надо на работу…) – ребенок в три года еще не может этого понять, он эгоцентричен, его мотивирует только то, что имеет отношение к нему лично, например, сюрприз после сада. Мотивация страхом, понятное дело, только усугубит страдания (если будешь плакать, мама тебя не заберет). Хвалите его, даже если он капризничал, ведь смелый не тот, кто не боится, а тот, кто делает, несмотря на страх! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|