Адаптация ребенка в детском саду

Если вы задумались об этом заранее, то это уже верный признак хорошего родителя. Выросший малыш отблагодарит вас за это.

Есть мнение, что посещать детский сад полезно для ребенка, он учится там общаться, скорее взрослеет и приобретает самостоятельность, благодаря специальным занятиям развивается мелкая моторика, музыкальные способности и многое другое. Есть и противники системы детского сада: разлука с матерью негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, пребывание в кругу 15-25 таких же маленьких детей не имеет отношения к социализации и вообще является скорее источником вирусов, развивать способности можно в специальных кружках или дома. И та и другая точка зрения не лишена разумных доводов.

Если у вас нет острой необходимости оставлять ребенка в саду, то спросите себя, как вам кажется, может ли опыт посещения детского сада стать полезным для вашего ребенка, потому что вы знаете особенности своего чада, и от вашего отношения к обсуждаемому  месту зависит очень многое, как ни странно. Может быть и так, что маме нужно свободное время, и она хочет отдыхать от круглосуточного присмотра за детьми, это тоже очень важный фактор, влияющий на решение отдать ребенка в сад.

Недавно я и сама отдавала своего ребенка в садик. И проходя этот путь, пришлось проанализировать разные источники и отобрать рецепты, действительно способные помочь в этом деле.

Понятно, что для ребенка оставаться в новом месте, с чужой тетей и кучей незнакомых детей – стресс! И тогда важно помочь ему в преодолении этих сложностей, что и является целью родителей на данном этапе. Вы и раньше учили его справляться с трудностями: жалели его, когда он падал с дивана или подбадривали, когда он боялся спуститься с горки, но оставаться без мамы целый день – это история посерьёзнее. Как правило, поход в сад  - это первое действительно большое испытание для психики ребенка.

Важно понимать, что все дети имеют не только врожденно разный тип нервной системы, но и разный опыт любви и заботы в раннем детстве, с большим багажом любви и принятия ему будет проще справляться с трудностями в детском саду и по жизни вообще. Лучше всего начинать знакомство с садом после трех лет: чем взрослее ребенок, тем больше у него способов совладания со стрессами. У совсем маленького ребенка нет таких возможностей, он более уязвим для пресловутой психологической травмы, которая проявляется в разного рода расстройствах (как психических, так и соматических).

Решение родителей помочь ребенку станет отправной точкой путешествия в детский сад. Если вы будете уверены в правильности своих действий, то невольно передадите эти эмоции ребенку через интонации голоса, посредством движений и мимики.

1. Начните готовить ребенка к саду еще за месяц до предполагаемого первого похода. Рассказывайте ему про сад, «вот я была маленькая и ходила в сад… там пили сок и играли… можно было топать и шуметь…» говорите увлекательно, скорее всего, через несколько минут он попросит отвести его в это прекрасное место! Проходя мимо детских садов, показывайте детские площадки за забором, где дети играют утром и вечером, скажите, что за ними присматривает не мама, а воспитательница. Дайте понять, что садик – это классное место для детей, родителей там нет.
Покажите ему мультики про детский сад. Например, «Детский сад Капуки Кануки» - целый канал на ю-тубе на эту тему.

2. Период адаптации. Посещение сада начинается постепенно, сначала это 2 часа в день, потом 4 часа и т.д. – это адаптационный период, способствующий привыканию к новым условиям, он может занять от недели до трех месяцев, в зависимости от особенностей ребенка. Идеально посещать садик два дня подряд, затем перерыв в среду и снова два дня. На время адаптации ребенок станет капризным, может долго засыпать и вздрагивать, болеть, все это нормально и свидетельствует о том, что возросла нагрузка на нервную систему.

3. Перед первым походом сообщите ребенку, что его ждет сюрприз, который он получит, когда вы заберете его. Это может быть сладость, новая игрушка, возможность сделать что-то очень желанное. Первый раз ребенок может не плакать, он еще не понял, что это не «разовая акция». В любом случае, когда вы заберете его, нужно подробно обсуждать с ним события в детском саду, а именно: какая была каша, ел ли он ее, какие игрушки запомнил, плакал ли он, почему, что не понравилось и т.д. Обязательно обсуждайте негативные моменты, чтобы ребенок мог пережить их с вашей помощью, а не похоронить их в себе до следующего похода в сад.

4. Утром. Если уже с первых пробуждений ребенок умоляет не идти в садик, то вы успокаиваете его и «заговариваете зубы»: «что тебе там не нравится? Воспитательница? А что она такого делает? Каша не понравилась?» Даже если вы теряетесь с ответами на эти недовольства, их лучше озвучить, почему, я сказу позже. Напомните ему утром, что его ждет сюрприз после сада.
Большинство детей страшно рыдают, когда наступает момент разлуки. И такое поведение часто называют детской манипуляцией - это в корне неверно! Манипуляция – это совершение неких действий со скрытым намерением, ребенок же хочет остаться с мамой и прямо требует этого.

5. Играем с ребенком в детский сад дома. В теории развития Выготского, Эльконина и других отечественных психологов игра является ведущим видом деятельности для ребенка 3 – 6 лет, именно в игре психологическое развитие идет наиболее активно.
Предложу два варианта игры. Первый: репетируем пробуждение, одевание, оставление в саду (пусть кухня или комната станет воображаемым садиком) и радостный момент встречи. Поначалу ребенок может отказываться играть роль собственно «ребенка» и будет предпочитать отводить в сад вас (мой ребенок еще просил меня там плакать), предлагайте ему побыть малышом, он скоро согласится и тогда повторяйте игровой поход в сад хоть 10 раз подряд, этапы игры будут сокращаться, в итоге останется лишь кульминационное расставание и встреча. В моем опыте именно эта игра стала ключевым средством: как только мой ребенок стал легко проигрывать поход в сад, он легко и без капризов отправился в садик реальный.
Второй вариант игры: по очереди изображаем злую карикатурную воспитательницу, которая заставляет мыть руки, есть кашу и ругается на детей (сюжет ребенок сможет подсказать уже после 3-4 посещений), ребенок будет хохотать, а вы делать самое главное – помогать ему переработать страх и гнев, буквально пережить его в безопасной игровой форме. Параллельно вы сможете научить его сюжетно-ролевой игре, которая является важнейшим этапом развития. Не бойтесь изображать сердитую воспитательницу, этакую бабу-ягу, потому что даже если реально воспитательница хорошая, дети испытывают тревогу, просто оставаясь без мамы, в этой ситуации им сложно понять чего вообще они боятся. Вот тут-то снова поможет родитель, нам нужно детскую неопределенную тревогу и ужас перевести в нечто понятное, с чем можно играть (т.е. опредметить тревогу). Этот прием используется людьми уже тысячелетиями, когда вслух читаются сказки или рассказываются страшилки по вечерам.

6. Помимо проигрывания, можно рисовать свои страхи. Пусть ребенок сам скажет, чего он боится в саду. Если детей или воспитательницу, то их можно нарисовать и поместить в мыльный пузырь или даже клетку, при этом занятии ребенок будет хитро и довольно улыбаться – значит, он понимает, что так делать нельзя и он буквально хулиганит вместе с мамой. Объясните ему, что воображать можно что угодно, а вот делать только хорошее. Если же ему страшно от того, что мамы нет рядом, нарисуйте его в саду и рядом себя, тогда ему будет легче вспомнить вас в саду. И это будет еще одно средство совладания со своими переживаниями.

7. Чего делать нельзя. Ваша цель: помочь ребенку адаптироваться, а не прекратить его слезы и упорство любыми средствами. Поэтому приведу список того, что навредит ребенку: любые оскорбления (плакса, нюня, мальчики не плачут и т.д.), мотивация смыслом (маме надо на работу…) – ребенок в три года еще не может этого понять, он эгоцентричен, его мотивирует только то, что имеет отношение к нему лично, например, сюрприз после сада. Мотивация страхом, понятное дело, только усугубит страдания (если будешь плакать, мама тебя не заберет).

Хвалите его, даже если он капризничал, ведь смелый не тот, кто не боится, а тот, кто делает, несмотря на страх!



Просмотров: 1376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Сказкотерапия. Как адаптировать ребенка к детскому саду? Крольчонок Сэр Кролик идет в садик Флосси.
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Детский сад. Как правильно адаптировать ребенка к саду?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Почему ребенок плачет в детском саду? (психоаналитический разбор одного случая)
  • Подготовка к детскому саду. Почему ребенок не хочет идти в сад
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Ребенок с синдромом дефицита внимания в детском саду.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь