Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?

Детский сад – для любого вновь прибывшего ребенка – не простой период, и часто эмоциональное состояние похоже на переживание стресса. То, как будет протекать адаптационный период во многом зависит от личных качеств ребенка, от воспитателей группы и, конечно, от включенности в этот процесс семьи и родителей.

Адаптация  (от лат. adaptare  – приспособлять) – приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Благоприятная адаптация в детском саду – одно из главных условий, влияющих на гармоничное, как в психологическом, так и в физическом, развитие ребенка. Благодаря быстрой адаптации ребенок качественно осваивает образовательную программу, знакомиться с режимными моментами ДОУ, преодолевает первые трудности, учиться справляться с тревожностью, получает необходимые навыки в процессе общения с воспитателями и сверстниками.

Период адаптации может повлиять на будущие отношения между ребенком и сверстниками. Например, когда ребенок долгое время испытывает тревогу и не с кем не общается, или когда чувствуя страх, ребенок проявляет агрессивность и конфликтует с детьми. Так у ребенка может  формироваться негативное отношение к группе, а у сверстников причиной не принятия ребенка в коллективе. При поступлении ребенка в школу непроработанные из садика трудности могут осложнить адаптацию и в школе.

Первое впечатление о детском саде  - важная составляющая адаптации, которая часто зависит от преемственности между воспитателями  родителями.

Психологическая адаптация делиться на 3 этапа:

  1. Легкая степень – (до 2-2,5 недели, ежедневного посещения ребенком детского сада).
  2. Средняя степень – (до 30 дней)
  3. Тяжелая адаптация – (более 30 дней пребывания ребенком в ДОУ).

В основе тяжелой адаптации чаще всего лежит высокий уровень тревожности ребенка, который может формироваться как в рамках среды  ДОУ, так и семьи.

Что важно знать родителям об адаптации ребенка в ДОУ:

  1. Подготавливать ребенка к детскому саду необходимо за 2-3 месяца до 1 посещения. (Прогулки вокруг детского сада, придумывание рассказов, что детки делают, когда выходят гулять, идут кушать, ложатся).
  2. Начинать водить ребенка желательно в летний период, именно летом дети меньше болеют, в группах не так много детей, воспитатели больше проводят время на улице.
  3. Желательно, чтобы ребенок спал днем приблизительно в тоже время, как и в ДОУ. В детском саду дети спят 00 до 15.00, а малыши (с 2,5 до 3 лет) ложатся в 12.30 до 15.00. В летний период продолжительность сна доходит до 15.30. Если ваш малыш совсем не спит днем можно полежать и почитать книжки, спокойно о чем-то поговорить.
  4. Важно иметь определенные навыки: самостоятельно одеваться и раздеваться, держать ложку, стараться самостоятельно кушать.
  5. Важно отучить ребенка от памперсов и бутылочек, кормления ночью. Дети испытывают большие сложности, если не привыкли ходить на горшок. С 3 лет в ДОУ унитазы или «дырочки».
  6. Меню детского сада очень простое, но сбалансированное. В нем нет красной икры, жареной картошки, майонеза, соусов, колбасы и всяких «вкусностей».  Утром в ДОУ часто молочная каша, во втором завтраке – сок, в обед – первое (суп гороховый, свекольник, борщ, суп с клецками) и второе (картофель с мясом, макароны с котлеткой и др) плюс компот или чай, на полдник запеканки, рыбные котлеты,  гороховые каши и др.
  7. Важно не обманывать ребенка и приходить во время, как ему обещали. Дети сильно переживают, когда во время обеда за ними не пришла их любимая мама, бабушка или самый лучший папа.
  8. Ребенок имеет права знать, что будет в детском саду. Это снижает тревогу. Если вы решили оставить ребенка на целый день будет лучше, если вы его предупредите заранее.
  9. О чувствах и страхе. Если так сложилось, что ребенок боится идти в детский сад не отрицайте его чувств, ведь они и правда есть. Лучше принять их и поддержать малыша. Мы все чего-то боимся и точно не хотим осуждения самых близких и родных.
  10. Навыки общения: важно проиграть с ребенком заранее, в возможные трудности, ссоры, и разногласия в детском саду. Облегчат адаптацию такие понятия как: «общие игрушки», «твое - чужое», «делиться», «просить о помощи», «дружить с воспитателем».
  11. Если так сложилось и Вам не нравиться ДОУ и воспитатели вашей группы ребенок не должен слышать ваши комментарии и споры. Пусть это останется для обсуждения между взрослыми.
  12. Контакт с воспитателями. Чтобы не случилось важно оставаться компетентным человеком, способным спокойно обсудить спорные темы и остаться в доброжелательных отношениях.

 

Общие ошибки при поступлении ребенка в детский сад.

  1. Быстрый уход родителей, когда ребенок немного отвлекся чем-либо. Это тоже самое, что оставить малыша одного в чужой среде, где нет поддержки и любви, а вместо этого страх, что его бросили и ощущение «что меня не любят».

Даже если настаивают воспитатели уходить, пока Вас не видит ребенок, не нужно. Важен ритуал - прощания (например, 2 поцелуя в щечки и 1 объятие и только после этого мама или папа уходят) и понимание ребенка, что за ним придут и не бросят. Даже если Вы говорили это 1000 раз это важно повторять, для каждого мера своя. Малыша важно поцеловать, сообщить, что вы все равно уйдете, но обязательно вернетесь, когда он покушает или поспит.

  • Обман. «Я сейчас приду», «приду, когда ты погуляешь», ребенок ждет, но мама или папа так и не приходит после обещанного сна или прогулки. Тогда формируется недоверие, как к родителям, так и к миру в целом.
  • Запугивание. Например, «если ты не пойдешь, не поешь, не прекратишь плакать…я отведу тебя в детский сад». Так формируется понимание, что это место небезопасно.
  • Просить воспитателей докармливать ребенка в период адаптации, особенно когда у ребенка прослеживается «рвотный рефлекс». Важно понимать, что ребенок находиться в стрессе и его главная задача первоначально почувствовать в безопасности, увидеть, что мир в детском саду не такой страшный как кажется.
  • Передача своих личных негативных эмоций на ребенка. Ребенок, проживая под одной крышей всегда чувствует, слышит, ощущает то, что сильно эмоционально может, проявляется у вас в душе. Не все дети встречают детский сад с тревогой и страхом. Если Вы чувствуете внутри себя большое напряжение, тревогу, не можете представить, как малыш останется один, без Вас – лучше обратиться за помощью к психологу, а водить ребенка поручить другому родственнику.
  • Избегание личных встреч с психологом, если Вас пригласили на консультацию. Психолог не ставит диагнозы, не имеет право выписывать медикаменты, однако вполне может видеть актуальные трудности, как в развитии, так и в поведении, а также вектор пути выхода. Помните, что окончательное решение стоит за Вами. Если Вы не хотите придерживаться рекомендаций это ваше право и ваша ответственность за здоровье ребенка.
  • Желаю легкой степени адаптации, как родителям, так и детям, с уважением Марина Сергеевна Любишина.



    Просмотров: 721
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Адаптация ребенка в детском саду
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • К вопросу адаптации ребенка к детскому саду
  • Поговорим об адаптации ребенка к детскому саду?
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как подготовить ребенка к самому первому дню в детском саду и школе?
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду
  • Трудности адаптации в детском саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду. Вопросы и ответы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь