Адаптация ребенка к детскому саду

Сегодня мы поговорим об адаптации ребенка к детскому саду, ведь с этой проблемой сталкиваются практически все семьи, в которых малыши начинают посещать образовательные учреждения. Прежде чем приступить к конкретным рекомендациям и советам родителям, нужно разобраться с тем, что же такое эта адаптация и для чего она нужна. Адаптация – это приспособление человека к изменяющимся внешним условиям, в результате которого формируется эффективные способы взаимодействия с новой средой [4, 6].

Начало посещения детского сада связано со следующими важнейшими изменениями в привычном для ребенка мире: во-первых, на протяжение длительного времени поблизости начинают отсутствовать родители; во-вторых, малыш начинает получать меньше персонального внимания; в-третьих, ему приходится постоянно контактировать со сверстниками и отстаивать свое личное пространство; в-четвертых, теперь ему необходимо слушаться незнакомого взрослого; и наконец, в-пятых, меняется место обычного времяпровождения, потребляемая пища и дневной режим. Естественно, что такое количество изменений требует от ребенка значительных психических, эмоциональных и физических затрат, направленных на привыкание к новому окружению, обстановке и отношениям.

В результате такого высокого физического и психического напряжения ребенок испытывает стресс, помочь преодолеть который одна из важнейших задач родителей. К наиболее типичным признакам стресса, связанного с началом посещения детского сада, относятся:

  • слезы и страхи– ребенок хныкает, плачет, а иногда и ревет, демонстрируя свое нежелание идти в образовательное учреждение, боится воспитателя или того, что за ним не придут;

  • нарушения сна – отказ от сна, сложности с укладыванием или дневные и ночные кошмары;

  • снижение аппетита или его полное отсутствие;

  • регрессия– ребёнок теряет прежде используемые навыки: перестает самостоятельно одеваться, не использует столовые приборы, не ходит в горшок, а также оскудевает его словарный запас и в речи вновь появляются «младенческие» слова (например, бибика);

  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми, яркими и привлекательными игрушками;

  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши демонстрируют агрессивность;

  • снижение общительности – даже коммуникабельные дети могут замыкаться в себе и отказываться контактировать с другими;

  • различные психосоматические реакции - иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника.

Как видно из этого перечня поведение ребенка с началом посещения детского сада может кардинально меняться, и родителям следует понимать, что эти изменения не каприз ребенка, а объективные реакции, не зависящие от его волеизъявления. Однако в процессе привыкания к новым условиям описанные сложности исчезают или заметно сглаживаются.

У каждого ребенка процесс адаптации протекает по разному и имеет свои индивидуальные особенности. Одни дети быстрее привыкают к новым условиям, а другие приспосабливаются довольно длительно. Вместе с тем, доказано, чтодети до двух лет адаптируются к детскому саду труднее всего[1, 7]. Это обусловлено их стремительным темпом физического и психического развития. Также,по мнению большинства психологов, мальчики адаптируются к детскому саду хуже и сложнее, что объясняется их большей привязанностью к матери в раннем и дошкольном возрасте [1, 4, 6, 8, 9]. Поэтому рекомендуемым возрастом начала посещения детского сада для девочек является возраст от 2,5 лет, а для мальчиков - от 3х -3,5 лет. Кроме этого на процесс адаптации ребенка к детскому саду влияют уровень психического и физического развития ребенка, сформированность у него навыков самообслуживания, состояние здоровья, личностные особенности детей, уровень тревожности и личностные особенности родителей, предшествующий опыт малыша, а именно наличие или отсутствие тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни.

Также процесс адаптации ребенка к условиям детского сада тесно связан с потребностью ребенка в общении. Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, сильно переживают, расставаясь с родителями, много плачут, и следовательно сложнее и дольше адаптируются к детскому саду. У других детей, у которых имеется некоторый опыт общения с достаточным количеством незнакомых людей, период адаптации проходит проще и длится короче. И наконец, у третьих детей, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы, адаптация протекает проще всего [7].

Таким образом в зависимости от длительности периода привыкания к детскому саду, количеству симптомов стресса их выраженности выделяют несколько степеней адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации малыш приспособляется к новым условиям за 2-4 недели. По истечению этого срока ребенок заходит в садик и остается в нем без слез и истерик, начинает контактировать с ровесниками и воспитателями, адекватно реагирует на позитивные и негативные замечания педагогов, может обратиться за помощью и способен на короткое время самостоятельно занять себя, подстроился под новый режим и начинает спать в детском саду, проявляет аппетит к предложенной еде, а также рассказывает родителям о прошедшем в саду дне.

Адаптация средней тяжести как правило длится от месяца до двух. При такой адаптации ребенок может плакать идя в детский сад или расставаясь с мамой, но достаточно быстро успокаивается после ее ухода, постепенно вступает в контакт с воспитателями и другими детьми, может демонстрировать как послушание, так и редкие нарушения норм и правил поведения. В процессе такой адаптации может начать довольно часто болеть, однако болезнь как правило не дает никаких осложнений в приспособлении к детскому саду.

Тяжелая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. При такой адаптации дети категорически тяжело расстаются с родителями, демонстрируют нежелание общаться с одногруппниками и воспитателями. Они отказываются играть, есть и укладываться на дневной сон, на обращение к ним воспитателя реагируют слезами или испугом. Одни дети с таким видом адаптации демонстрируют агрессию и конфликтное поведение, другие полностью замыкаются в себе. Кроме того в период привыкания к новым условиям у детей может ухудшаться аппетит, нарушаться сон и мочеиспускание, могут появится различные тики и невротические расстройства, при которых ребенку рекомендована консультация психолога. В случае более долгого периода адаптации необходимо обратиться к специалистам и рассмотреть вариант смены дошкольного образовательного учреждения.

Концом адаптации считается время, когда у ребенка исчезают негативные поведенческие реакции и отрицательные эмоции при посещении детского сада. Так, адаптировавшийся ребенок не плачет при расставании, взаимодействует с воспитателями и другими детьми, следует режиму, свободно ориентируется в пространстве и у него появляются любимые занятия и игрушки[2]

Родители ребенка, идущего в детский сад, могут помочь своему чаду быстрее и успешнее адаптироваться к дошкольному учреждения, выполняя ряд рекомендаций.

  • Обратитесь к своим собственным эмоциям, связанным с посещением детского сада вашим ребенком. Если вы плохо относитесь к садику или испытываете чувство вины, за то, что водите туда ребенка, ваш ребенок почувствует то же самое и будет крайне тяжело приспосабливаться к новым условиям. Если же, наоборот, вы считаете, что садик это естественный и новый этап в жизни вашего ребенка и ему там будет хорошо, эти чувства передадутся и малышу.

  • Научите ребенка необходимым навыкам самообслуживания еще до начала посещения детского сада. Умение самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться, а также пользоваться горшком значительно упрощает процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Для удобства и простоты одевания и раздевания можно купить удобную и практичную одежду и обувь без лишних застежек и молний, например на заклепках и липучках. Вы также можете научить ребенка застегивать и расстегивать молнии, а также завязывать и развязывать шнурки, используя различные игрушки.

  • Расскажите ребенку о предстоящем посещении детского сада и позитивно настройте его. Объясните ребенку, что он уже стал достаточно большим и скоро он пойдет в детский сад. Информируйте малыша о том, что это за учреждение и чем он там будет заниматься. Читайте книжки про детский садик и рассматривайте картинки, играйте в детский сад, а также гуляйте на территории детского сада или рядом с ней, чтобы ваш ребенок видел, как другие дети там веселятся. И наконец, поделитесь с ребенком своей положительной историей посещения детского садика, расскажите как вам нравилось там и даже можете рассмотреть с ребенком ваши детсадовские фотографии.

  • Заранее приучите ребенка к четкому режиму дня, максимально приближенному к тому, что у него будет в садике. Чтобы вашему ребенку было легче пробуждаться по утрам, укладывайте его не позже девяти вечера. И не меняйте ваш режим в выходные, когда ребенок не будет посещать детский сад.

  • Вечерами после детского сада делитесь с ребенком впечатлениями дня. Интересуйтесь у него как прошел его день, что он делал, с кем и во что играл в саду, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ребенку о своем дне и своих положительных эмоциях. Внимательно прислушивайтесь к жалобам ребенка, проявляйте сочувствие. В случае недовольства малыша пообщайтесь с воспитателями и родителями других детей, понаблюдайте за ребенком в группе и адекватно оцените ситуацию. Сотрудничая с воспитателем в большинстве случаев вы сможете устранить причину жалоб вашего крохи, в случаях же, когда вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести ребенка в другой садик.

  • Говорите ребенку, когда вы его заберете домой (до или после обеда, дневного сна, прогулки и пр.) и всегда сдерживайте свои обещания. Это вселяет в ребенка уверенность и притупляет страх расставания с мамой.

  • В период адаптации ребенка к детскому саду не отучайте ребенка от вредных привычек, например сосания соски, пальца, закручивания волос на палец и пр., поскольку это усиливает психологическое и эмоциональное напряжение, дополнительно нагружает его нервную систему и может привести к срывам и невротическим реакциям.

  • Окружите ребенка спокойной и теплой атмосферой. Почаще целуйте и обнимайте своего малыша, говорите ему нежные слова, хвалите и, конечно, играйте с ним и читайте ему книжки, ведь он в период адаптации к детскому саду сильнее нуждается в вашем внимании и поддержке.

  • Утренние прощания родителя с ребенком в детском саду не должны быть продолжительными и тяжелыми, поскольку длительные прощания и обеспокоенное, грустное лицо мамы, вселяет в ребенка дополнительный страх и тревогу. Здорово, если вы придумает свой короткий ритуал прощания и будете придерживаться его ежедневно. В случае, когда ребенок крайне тяжело расстается с мамой, желательно, чтобы в садик его первые несколько недель отводили папа или бабушка, дедушка. Кроме того, если вы приведете ребенка в садик чуть раньше или позже других детей, это позволит ему не наблюдать чужих слез и плакать «за компанию».

  • Позволяйте ребенку брать в детский сад игрушки или любимую игрушку, это его немного успокоит.

  • Помните, что в первое время посещения детского сада поведение ребенка может несколько ухудшаться. Капризы ребенка в этом случае это проявление перегрузки нервной системы. Будте терпимы к таким проявлениям и почаще проводите с ребенком совместное время. Однако, если вы наблюдаете сильные отклонения в нормальном поведении ребенка желательно обратиться к детскому психологу.

  • Приучайте ребенка к садику плавно и постепенно. Вначале будет достаточным оставлять его в детском саду на полтора — два часа, с течением времени удлиняя его прибывание там. Однако и не растягивайте этот процесс на месяцы и полугодие. Так например через две-три недели после начала посещения образовательного учреждения можно пробовать оставлять ребенка там до обеда, и уже через месяц на дневной сон и т.д.

  • При первых признаках болезни ребенка (насморке, чихании, кашле) оставьте ребенка дома, это поможет избежать вам возможных осложнений.

  • Никогда не обсуждайте при ребенке то, что вас не устраивает в детскому саду, и не говорите при нем о воспитателях плохо. Это сформирует у него отрицательное отношение к садику и повысит его тревогу.

  • И наконец, не пугайте ребенка детским садом и не задабривайте его обещаниями подарков, если он соглашается пойти туда. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик. И не сравнивайте его с другими детьми. Будте чутки к своему ребенку и показывайте, как вы его любите.

В заключении хочется сказать, что период адаптации ребенка к детскому саду это не простое время не только для него, но и для его родителей, особенно мамы, ведь так сложно сразу доверить воспитание своего малыша чужим людям. Всегда помните, что адаптация всегда индивидуальна и кому то она дается быстрее и проще, а кому-то дольше и сложнее. Поэтому постарайтесь как можно лучше понять свои мысли и чувства и проявляйте терпение и понимание к ребенку, дайте ему время.

Список используемой литературы.

  1. Алексеев Е.Е. Проблема адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 59.

  2. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С.45-46.

  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. - М.: Просвещение, 1992. – 144с.

  4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – 126с.

  5. Зубова Г., Арнаутова Е. Семейное воспитание детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 37.

  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Тривола, 1986. – 213с.

  7. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. – 1998. – №3. – С. 85-98.

  8. Спицына В.В., Ковылина Т.Н. Особенности психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95128.htm

  9. Улисных А.А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца. – 2015. – С. 97-102.

 

Кандидат психологических наук,

практикующий психолог

Деянова Надежда.



Просмотров: 1318
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Поговорим об адаптации ребенка к детскому саду?
  • К вопросу адаптации ребенка к детскому саду
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Адаптация ребенка к детскому саду. Вопросы и ответы.
  • Сказкотерапия. Как адаптировать ребенка к детскому саду? Крольчонок Сэр Кролик идет в садик Флосси.
  • Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Про адаптацию вашего ребенка к детскому саду
  • Как подготовить ребенка к детскому саду
  • Как подготовить ребенка к детскому саду.
  • Подготовка ребенка к детскому саду.
  • Подготовка ребенка к детскому саду.
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Мифы и реальность периода адаптации к детскому саду.
  • Как подготовить ребенка к детскому саду за 6 шагов: I
  • Принципы благополучной адаптации к детскому саду. Рекомендации для родителей.
  • Как подготовить ребенка к детскому саду за 6 шагов: часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь