|
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.Автор статьи: Храмцова Наталья Владимировна
«Ребенок идет в детский сад», – как привычно это звучит в устах взрослых и как незнакомо для малыша. Первая информация от взрослых играет важную роль для ребенка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребенка в детское учреждение? Радуются вместе с ним, гордятся, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же ждут – не дождутся скорее стать «свободными» и заняться своими делами, а может быть, боятся как чего-то неизбежного, страшатся разлуки? Все это пытается понять не только ребенок, но и воспитатели, которые стремятся помочь малышу безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрее привыкнуть к изменениям в жизни. Педагоги вместе с родителями выясняют вопрос: «Зачем ребенок идет в детский сад?» Важнейшей задачей в период адаптации становится помощь в создании и поддержании такой атмосферы, в которой ребенок чувствует, что его любят, принимают таким, каков он есть. Ребенок должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, которые помогут и подскажут, как разобраться в непростой жизненной ситуации. Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и провожая его в школьный мир знаний. Таким образом, детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные личностные качества складываются в период поступления ребенка в ДОУ. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Известно, что процесс адаптации к условиям детского сада представляет для ребенка значительные трудности. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей, негативно отразиться на соматическом здоровье. «События в жизни маленьких детей во многом предопределяют их взрослую жизнь, так как именно в это время ребенок делает выбор, как надо вести себя в этом мире, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности» [Оклендер В., 2012] Возникает естественный вопрос, как помочь ребенку смягчить стресс при поступлении в ДОУ, пережить горе расставания с близкими, снизить его тревожность, создать благоприятные условия и эмоционально комфортную, безопасную атмосферу для полноценного личностного развития. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям или – лучше сказать – общественным требованиям. Ребенок - это целостный организм, имеющий свои потребности, обладающий способностью к саморегуляции. Однако многое зависит от возрастных особенностей ребенка. Возраст влияет и на то, какие потребности выходят на первый план; в зависимости от возрастных возможностей выбирается и способ удовлетворения потребностей. 2-3 летний ребенок еще так мало знает о себе, о своем внутреннем мире, внешний мир ограничен рамками семьи и ближайшего окружения. Долгое время малыш существовал в отношениях слияния с мамой, не выделяя свое «Я» как самостоятельное, уникальное и отдельное. Оставляя ребенка в детском саду, родители кардинально изменяют ситуацию, разрывают слияние. Малыш оказывается один на один с собой в новой неизведанной обстановке. Нетрудно представить, какой комплекс чувств приходится испытать ребенку – страх, горе, гнев, потерянность, беспомощность, вот далеко не полный перечень. Цель воспитателей на этом этапе - помочь ребенку разобраться в этом скоплении эмоциональных взрывов, поддержка его в переживании горя от потери близких. Нужно стараться уважительно относится к выражениям гнева, ведь не по собственной воле малыш оказывается здесь. Не стоит прерывать выражения всех этих сильных эмоций, важно дать им место и время. А самое главное, помочь ребенку обозначить его переживания словами. Пример. Педагог: Как ты громко плачешь. Это так грустно. Мне грустно.… Думаю, что и ты грустишь и плачешь поэтому. Кирилл перестает плакать, слушает. Педагог: Тебе грустно? Кирилл: Да, грустно. Психолог: Я могу тебя пожалеть. Хочешь? Кирилл: Да.
Педагог должен знать сам и уметь донести до родителей, как это важно – дать детям возможность выразить свое горе и быть принятым в этом горевании. Многим родителям кажется, что слезы при адаптации – это неестественный процесс, что слезы травмируют ребенка, приносят вред. Случается, что воспитатели также стремятся остановить плач. Взрослым так трудно находиться рядом с плачущим ребенком и ничего не предпринимать для его немедленного утешения. Действительно, это непростая задача. Как позволить малышу плакать, но при этом дать ему понять, что он не один, что вы сочувствуете ему, что вы не отвергаете его.
Алена С., 3 г. Педагог: Алена, ты плачешь. Что случилось? Алена (не вылезая из-под стола): К маме хочууууу (протяжно плачет) Педагог: Тебе хочется домой, к маме, тебе трудно тут одной. Алена: К маме хочу… Педагог: Мама придет скоро, но пока ее нет, и я не знаю, как тебе помочь. Я бы хотела побыть здесь с тобой. Можно? Алена: Да.. (плачет)
Некоторые дети очень остро переживают расставание с близкими потому, что у них отсутствует опыт общения с посторонними людьми или их эмоциональная связь с родителями чрезмерно тесна. Тогда выдерживать ситуацию адаптации им помогает формирование тесных отношений с воспитателем: ребенок начинает реагировать на педагога как на родительскую фигуру. Иногда для слишком «домашних» детей это – единственный способ защититься от невыносимости ситуации. В период привыкания к детскому саду, в период острых переживаний разлуки и горя, на этапе важных изменений в социальной жизни, детям необходима теплая атмосфера и поддержка. Все это помогает ребенку получать новый опыт, который не травмирует, а способствует развитию личности малыша. Важными становятся следующие задачи: - проявлять интерес и уважительное отношение ко всему, что происходит с ребенком; - искать способы установления контакта с ребенком; - помогать адекватно выражать эмоции, желания; - четко определять границы и нормы поведения. Детский сад для ребенка становится моделью мира. На этой модели происходит обучающий эксперимент. И важно, чтобы в этом эксперименте ребенок обучался не тому, как прятать эмоции, стыдиться желаний, а развивал осознавание своего внутреннего мира, увеличивал количество способов самовыражения. В период адаптации тяжело приходится не только детям. Многие родители испытывают тревогу за ребенка, пугаются негативных проявлений (плача, капризности, агрессивности) адаптационного процесса. Усложняет ситуацию отсутствие доверительных отношений между педагогами и членами семьи воспитанников. Часто мамы и папы склонны беспричинно обвинять воспитателей в том, что ребенок подавлен, медленно привыкает к новым условиям. Эффективным решением проблемы может стать установление партнерских, сотруднических взаимоотношений с родителями. Стоит продемонстрировать сопереживание, понимание того, что ситуация сложна для всех. Педагог: Я вижу, что вы очень переживаете и тревожитесь за сына. Это так естественно сейчас. Вам и самой непросто, кажется, что все идет не слишком гладко. Но если вы сумеете успокоиться, то это пойдет на пользу и сыну, и вам. Снижению напряжения и тревоги способствует получение родителями знаний об особенностях течения адаптационного процесса. Воспитателю стоит подробно рассказывать о том, что же такое адаптация, как она изменяет поведение ребенка, какую колоссальную нагрузку несет в этот период весь организм малыша, разъяснять смысл происходящего – для чего нужны слезы, откуда берется гнев и т.п.. Не все родители понимают, что привыкание – процесс длительный, постепенный, не терпящий искусственного ускорения. Повышение качества работы педагога в период адаптации требует специализированных психологических знаний и умений, которые можно получить непосредственно в процессе профессионального взаимодействия воспитателя с психологом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|