Итак, наступает время когда родители решают отдать ребенка в детский сад. Для каждой семьи это время может варьировать. Одни полагают, что и в год уже можно, другие же волнуются, что их малыш еще не готов и в 5.
Надо сказать точную цифру когда стоит идти в детский сад назвать действительно невозможно, потому как разные дети, разные семьи в которых они воспитываются и сады в которые дети идут, тоже сильно отличаются друг от друга. Важно то, что когда бы ребенок не пошел в сад, нужно понимать следующее - и родителям и ребенку предстоит адаптация к новым условиям - ребенку находиться вне дома, в новом месте, с новыми людьми, а маме (папе, бадушке, дедушке) - быть без ребенка и без тех забот которые занимали их долгое время.
Как это ни странно, но готовить к саду нужно прежде всего маму (или того близкого который проводил с ребенком большую часть времени). Если у мамы тревоги зашкаливают, то готовить ребенка просто бесполезно.
Поэтому стадия первая - подготовка мамы.
А маму нужно готовить путем выведения в сознание того, что в саду нынче происходит.
Во-первых, сады с маминого детства поменялись в государственном масштабе, во-вторых, в конкретном саду могут быть свои правила, зависящие от личностей заведующей и воспитателей, в-третьих, личный травматический опыт мамы может рисовать ужасы путем обобщения, там плохо - без деталей, а почему ответа нет (презумпция виновности).
Ну и в обязательном порядке нужно калибровать ожидания мамы с реальностью, конкретно обсуждать с воспитателями, выясняя их личные установки, правила и регламенты сада. Полезно конечно знать и о своих правах и обязанностях, как ни странно все это прописано в тех документах которые все подписывают и еще ими проиллюстрированы стены самого садика (только почему то многие их игнорируют).
Какие темы стоит продумать:
1. Режим дня и как он сочетается с привычками семьи (время подъема, обеденный сон, время укладывания спать на ночь), если семья не перестраивается, то ребенок страдает гораздо сильнее, чем кажется со стороны. Режим в саду это одна из самых жестких рамок, которые держит система, с этим нужно смириться и подстраиваться самому по возможности.
2. Питание ребенка. Если ребенок имеет ограничения еде, нужно продумать как организовать его особое питание. Если ребенок мало ест, и вы боитесь что он там оголодает, то имейте ввиду, что проблемы с едой это отражение отношений со мамой, и далее с другими заботящимися о нем взрослыми. Сложности с питанием с едой то как раз связано мало (если это не неврология, но тогда - к врачу).
3. Почему ребенок идет в сад. Принимаются любые аргументы (в том числе и то что маме просто нужно свое время, а денег на няню нет), главное чтобы эти аргументы были.
4. Ведущий мотив вашего воспитания дошкольника, что у ребенка должно быть, что он должен получить по вашему мнению в этом возрасте. И оценить реальность достижения этого в саду. Например, если вы считаете главной задачей развить инициативу, креативность, то реальность такова, что большинство обычных садов этого дать не могут (ну или в том количестве как хочется маме) и поэтому вы либо отказываетесь от своих идей, отказываетесь от сада, подбираете платный сад с такой направленностью или ищете компромисс – например сами вкладываетесь в развитие этих качеств дома.
5. Этот пункт связан с пунктом 4, но все же шире: что ребенок получит находясь в саду, что вы ожидаете он научится (конкретные навыки). По факту очень часто оказывается, что воспитатели думают, что это должны делать родители, а родители предполагают, что воспитатели.
5. Система поощрений и наказаний. Знать и понимать чем реально пользуется сама мама (чтобы понимать к чему ребенок адаптирован уже), и представлять как требуемого результата будет добиваться воспитатель. По факту очень часто бывает то, что родители считают возможным для себя, не должны делать воспитатели, так вот важно определиться, а что они могут делать с вашей точки зрения и будет ли такими методами достигнут результат с вашим ребенком . Не исключено, что варианты действующие в саду ребенку не знакомы ( и далеко не всегда они хуже применяемых дома) и это повод объяснять ребенку поведение воспитателя.
6. Знать и помнить, что к любому новому событию в жизни человеку нужно адаптироваться (а ребенок тоже человек). При этом адаптация это не только результат, но и процесс. А проявляется процесс адаптации прежде всего симптомами стресса. Если у ребенка нет реакции стресса, то это вопрос к родителям - почему ребенку в незнакомой обстановке лучше чем дома?
Ребенок имеет полное право не хотеть сад и выражать свои негативные эмоции, а маме нужно быть готовой принимать его чувства. Готовность мамы спокойно воспринимать все события: плач при расставании (первые 3 месяца - норма, утешаем, не ведемся), болезни ребенка, не отпускание дома, отсутствие аппетита, откат назад в навыках (мокрые штаны, покорми меня, одень меня) и т.д.
Ну и очень важный тезис - никогда не спрашивать ребенка хочет ли он идти в сад, если вас устраивает только вариант Да!
Стадия вторая - подготовка ребенка, на мой взгляд, описывается следующими пунктами:
1. Рассказать о саде, распорядке дня, кто там есть (дети, воспитатели, помощники, охранники и т.д.), рассказать об иерархии, кто кого слушает, как просить о помощи, как себя защищать социальными способами, о том что группа это не семья, там другие правила и знакомить с ними.
2. Научить по возможности ребенка навыкам самообслуживания по возрасту (пользование ложкой, проситься, садиться на горшок и вытирать попу, одеваться, знать свою одежду).
3. Хорошо если у малыша есть любимая игрушка, если нет, то постарайтесь выбрать вместе с ним игрушку, которая также пойдет в садик. Наличие "компаньона" значительно облегчает процесс адаптации к саду.