|
Адаптация ребенка к детскому садуАвтор статьи: Матвеева Гузель Гадилевна
Адаптация ребенка к детскому саду. Пожалуй, в работе психолога и воспитателя адаптация ребенка к условиям детского сада наиболее часто вызывающая проблемы задача. Опыт работы педагогом- психологом ДОУ показывает, что чаще всего бывает сложная адаптация у детей, родители которых сами не готовы отпустить ребенка в «свободное плавание», тем самым на невербальном уровне передавая ребенку свои чувства и переживания. Мои рекомендации к адаптации посвящены в первую очередь педагогам – психологам и родителям. Для начала, ознакомимся с общим понятием адаптация. Адаптация- это процесс подстраивания организма под новые условия среды. Посещение ребенком детского сада огромный стресс, особенно если «выход в новую жизнь» начался раньше трех лет. Почему именно этот возраст отмечается многими психологами и педагогами? Во- первых, в этот период у ребенка случается первый серьезный возрастной кризис, во-вторых, к трем годам и ребенок и мама уже готовы к сепарации и ребенок психологически начинает отождествлять свою личность отдельно от личности матери. Если же посещение детского сада падает на более ранний возраст, то тут могут начаться проблемы, а именно дезадаптация ребенка к детскому саду. Тяжелой адаптация может быть и у трехлетних детей, но я все же хочу сделать акцент на «ясельном» возрасте. Что же такое дезадаптация? Дезадаптация-частичная или полная утрата ребенком способности подстраиваться под внешнюю среду. У ребенка могут проявляться такие признаки как энурез, нервные тики, отказы от еды и внешних контактов с окружающими. Думаю объяснять не надо, что главой ошибкой на данном этапе является желание забрать ребенка из этого «ада». Но не у всех мам есть такая возможность. Что же делать в такой ситуации. Как правильно повести себя, чтобы ребенку было комфортно в новых условиях. Самым важным этапом в адаптации к детскому саду, я считаю, является подготовка к нему. Прогулки на детских площадках и посещение различных развивающих кружков к ним не относятся. Примерно с полутора летнего возраста можно начать играть с ребенком в детский сад, рассаживать игрушки, кормить их, читать, играть с ними, идти «гулять». Играя в эту игру, вы также настраиваетесь с ребенком на «одну волну», начнете лучше его понимать, разовьете его воображение, самостоятельность, через игру также можно узнать о переживаниях ребенка, если они имеют место быть. Также уже в этом возрасте нужно вводить режим, по которому живет детский сад. Ребенок к этому возрасту чаще всего уже спит 1 раз в день, нужно плавно переводить время сна на то, которое заведено в режиме детского сада. О режиме вы можете узнать на сайте или позвонив в дошкольное учреждение. Также рекомендую учитывать такую немаловажную часть как питание. Необходимо учить ребенка есть самостоятельно, как бы тяжело вам не было, ведь после самостоятельной трапезы ребенка в еде будет все, начиная от вашего малыша, заканчивая потолком, стенами и вами же самими. Также желательно начинать расширять рацион ребенка, ориентируясь на меню детского сада. «Туалетная» тема- это отдельная песня, но многие специалисты считают, что раньше 1,5 лет ребенка не нужно «насиловать» горшком, позже тоже не желательно делать это слишком навязчиво. Ну, и, наконец, главным успехом в адаптации является доверие, доверие к воспитателям, к ребенку, что он справится, к самому себе. Уверенность в успехе- уже половина успеха. А теперь самое интересное, все эти советы по адаптации никогда не принесут какой- либо пользы, если в родителях до сих пор сидит страх перед детским садом. Среди моих знакомых мало кто по- доброму вспоминает время, которое они провели в детском саду. Да что уж там, много статей и воспоминаний детей, выросших в Советском союзе. Читая такие статьи и комментарии к ним, непроизвольно появляются слезы, у кого- то от того, что просто жалко, у кого- то от того, что вспомнили свое «несчастное» детство. Безусловно, с такими кошмарными воспоминаниями и без проработки таких детских травм бывает очень тяжело отдавать своего ребенка в детский сад, ведь где гарантия того, что с твоим ребенком такое не повторится. Отдавать или нет ребенка в садик- личное дело каждого родителя, но что же делать в ситуации, когда мама вынуждена выйти на работу и отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Но травма бывает настолько глубока и обесценена нами (чаще всего благодаря нашим значимым взрослым), что и в голову не может прийти мысль, что все истерики ребенка в саду, различные проявления дезадаптации, всего лишь зеркало наших, родительских переживаний. Почему же мы не жаловались родителям на отношения воспитателей к нам в детском саду. Может быть потому, что когда- то очень давно мы приняли решение, что родительская фигура не обязательно будет нас защищать и оберегать или потому, что когда- то мы поделились с ними чем- то важным для нас, но не получили должного отклика.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|