|
Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского садаАвтор статьи: Аверьянова Елена Владимировна
В настоящее время вопрос детской адаптации в детских садах компенсирующей направленности стоит наиболее остро, т.к. в обществе возрастают требования к адаптивным возможностям личности ребенка. Большинство родителей отдают своих детей в дошкольные учреждения с целью повышения уровня социализации, формирования социально- психологической готовности к школьному обучению. Рост числа детей с отклонением в развитии выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ как приоритетное направление. Сегодняшняя жизнь показывает, что число детей с общим недоразвитием речи достигает 60% от всех детей дошкольного возраста. Основной контингент дошкольников детского сада компенсирующей направленности - дети с общим недоразвитием речи 2-ого и 3-го уровень речевого развития. Общее недоразвитие речи - это речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом и слухом, выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики, связной речи [4]. По мнению О.Е. Грибовой, Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других известных специалистов в области нарушений развития речи у детей, основной дефект детей с общим нарушением речи - недостаточность языковой способности, дефект самих задатков этой способности, что проявляется в низкой речевой активности, недостаточном внимании к речевому окружению, отсутствии переноса усвоенной грамматической формы на другие слова, в трудностях актуализации знакомых слов, несформированности динамических стереотипов, дефектах программирования высказываний, недостаточной способности к замещению и символизации в языковом материале [1] Поэтому дети с речевой патологией имеют низкую познавательную активность, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и продуктивной деятельности. У детей с ОНР ограниченный лексический запас, наблюдаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Исследование речевой деятельности дошкольников с речевой патологией (Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Фомичевой М.Ф., Левиной Р.Е. и др.) показывает, что логопедическая работа и обучение детей по коррекционным программам позволяют построить планомерную ступень в образовании и воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А это значит, что будущие школьники должны быть социально адаптированными и интеллектуально развитыми. Своевременное и личностное воздействие на детей с ОНР в детском учреждении позволяет поставить дошкольников на дальнейший и правильный путь развития. Исследование адаптивных возможностей детей с ОНР проводилось в ГОУ детский сад компенсирующего вида № 1570. Педагогам было предложено в течение адаптивного периода заполнять «Карту наблюдений».Воспитатели отслеживали психоэмоциональное состояние на протяжении первого месяца пребывания ребенка в ДОУ. В нашем исследовании приняли участие 110 детей, в возрасте 4-7 лет, состояние речевой функции которых квалифицировалось ПМПК, как «общее недоразвитие речи» и относилось ко второму и третьему уровню по классификации Р.Е. Левиной. Заключение состояния речи подтвердили учителя- логопеды, работающие с детьми. Анализ «Карт наблюдений» показал следующие результаты: - у 59% (65 человек) был отмечен легкий уровень адаптации; - у 41% (45 человек) наблюдались средний уровень адаптации. Развитие адаптивных возможностей детей с речевыми проблемами необходимо начать с разработки системы условий для успешной адаптации. Такой процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. Детям с ОНР очень непросто начинать посещать образовательное учреждение, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. Педагоги детского сада разработали пути успешного вовлечения детей в жизнь дошкольного учреждения. Проводится предварительная работа с родителями, дети которых поступают в ДОУ: сбор информации о воспитанниках, активная просветительская работа с родителями, подготовка папок- передвижек, стендов («Готовим ребенка в детский сад», «Адаптация ребенка с ОНР» и др.), индивидуальное консультирование с педагогом – психологом. Задача дошкольного учреждения на период адаптации – успокоить, прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчики, кровати, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Педагоги создают доброжелательную атмосферу в группах, что является необходимым условием для появления положительной установки и желание посещать детский сад у детей с речевыми нарушениями. В своем учреждении мы практикуем ласковое приветствие, «минутки вхождения в день», правильную, свободную и удобную расстановку мебели, игровых зон, «живого уголка», уголков самостоятельной деятельности, изоуголка и т.д. Во время адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду проводятся игры, направленные на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, развитию коммуникации, что особенно важно для речевых детей. Основная задача игр для ребенка с ОНР в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогам. Игровая деятельность для дошкольников носит эмоционально - активизирующий характер и способствует познанию окружающего мира. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Инициатором игр в период адаптации вначале выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Это могут быть народные игры, подвижные игры такие как «Каравай», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Попади в круг». Анализ опыта работы ДОУ компенсирующего вида показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет судить о правильной организации и проведении адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям детского сада педагогическим коллективом.
Аверьянова Е.В., Давлетова М.Н. Из опыта работы специальных психологов и педагогов: Сборник статей. –М.: Издательство «Спутник+», 2012. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|