Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов

Семья, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – это не только ближайшее окружение ребёнка, но и наиболее значимый фактор социализации. Влияние её превосходит воздействие всех других общественных институтов.

Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация ребенка инвалида или ребёнка с ОВЗ к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

В каждой семье, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или ребёнка-инвалида, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе влияет на ребёнка, либо воздействует социализации ребёнка, либо наоборот, тормозит её.

Выделяют следующие формы родительского отношения к детям инвалидам и детям с ОВЗ:

  • Родители глубоко, даже трагически переживают проблемы своего ребёнка, жалеют его, окружают чрезмерной заботой, вниманием, опекают, освобождая от посильных обязанностей. Чрезмерная опека лишает ребёнка самостоятельности, возможности должным образом приспособиться к сложным жизненным условиям.
  • Не желая примириться с проблемами ребёнка, родители преувеличивают его возможности, не замечая недостатков. Такие родители постоянно подстёгивают ребёнка, предъявляя к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребёнка упрямым, раздражительным, а частные случаи, в которых он себя чувствует некомпетентно, лишают его уверенности в себе.
  • В случае видимой инвалидности родители прячут его от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребёнок растёт робким, забитым.
  • Ребёнок с проблемами занимает в семье положение «пасынка», его обижают, смеются над ним, подчёркивая его неполноценность. У ребёнка часто подавленное состояние, он обидчив, раздражителен, упрям.
  • Родители не обращают внимание на ребёнка, стараясь всё воспитание переложить на образовательное учреждение.
  • Родители воспринимают ребёнка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимание на взгляды и замечания. Ребёнок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким как и все.

Своевременное выявления психологами и социальными педагогами образовательных учреждений (особенно на ранних этапах воспитания в дошкольных образовательных учреждениях) неправильного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, диагностика эмоционального состояния, самоотношения родителей, с последующим проведением психологических тренингов, бесед помогут избежать негативных последствий неправильного воспитания или снизить их вероятность.

Инклюзивная система образования - это оптимальный способ социализации, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.

Большинство детей-инвалидов и детей с ОВЗ всерьёз сталкиваются со своей проблемой на начальном этапе обучения в школе. Этот период может стать критическим с точки зрения осознания своей ситуации и реального самопознания. За пределы семейной системы ребёнок выходит впервые. Он может испытать стресс в случае неудачи обособления от родителей.

Также при инклюзивном образовании в случае видимой инвалидности у ребёнка могут возникнуть переживания связанные с восприятием  его  сверстниками. Не способствует общению с ребёнком-инвалидом чувства, которые испытывают одноклассники к нему: жалость, неловкость, страх, что такое может случиться в их семье.

Возникают конфликты между родителями детей инвалидов и здоровых детей, полагающих, что дети-инвалиды должны обучаться отдельно, так как могут навредить их детям.

И здесь на помощь должны прийти психологи и социальные педагоги. Проводить специальные занятия с одноклассниками ребёнка-инвалида или с ОВЗ и их родителями.



Просмотров: 636
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Воспитание детей. Про критику ребёнка
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Деструктивные родители. Абьюз ребёнка.
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Любовники и родители. Рождение ребёнка как испытание для пары.
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Проблемы воспитания. Как накормить ребёнка.
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Конфликты в семье и идентичность ребёнка
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Воспитание с пониманием в семье - залог успеха ребёнка.
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Негативные стереотипы воспитания ребёнка.
  • 7 правил воспитания счастливого и успешного ребёнка
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Готовность ребёнка к школе. На что стоит обратить внимание.
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Естественное вскармливание как основа психологического благополучия и здоровья ребёнка
  • Как научить ребёнка постоять за себя ИЛИ как избежать конфликта
  • Влияние родителей на спортивный результат ребёнка
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Нужен ли детям тайм-менджмент? Временна линия вашего ребёнка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь