Каждая стадия детского развития имеет свои психологические особенности. Ниже я хочу конспективно осветить родительские навыки, помогающие ребёнку развиваться. По материалам автора, работающего в методе Транзактного Анализа. Часть вторая. Ребёнок от полутора до шести лет.
СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет)
Полезное поведение родителей
Поддерживать детей в выполнении задач развития
Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту
Помогать ребёнку переходить от одного занятия к другому
Давать простые и ясные указания, которым ребёнок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения
Учить ребёнка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, сядь, встань)
Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением
Радоваться способности детей думать
Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребёнка
Поощрять причинно-следственное мышление
Давать информацию, для чего делать что-либо, как это делать и т. д.
Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства
Учить, как выражать чувства иначе, чем бить кого-либо или что-либо
Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребёнка, не уступать и не злоупотреблять властью
Ожидать, что ребёнок будет думать о собственных чувствах и начнёт думать о чувствах других людей
Объяснять "почему", "как" и обеспечивать ребёнка другой информацией
Говорить как что называется
Воздерживаться от споров, кто прав, кто виноват
Относиться к ребёнку, как к "удивительному двухлетке"
Заботиться о собственных потребностях
Вредное поведение родителей
Говорить слишком много "не делай" и недостаточно "делай"
Втягиваться в борьбу за власть с ребёнком
Считать, что будут хорошими родителями, если ребёнок послушный
Относиться к ребёнку как к "ужасному двухлетке"
Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей
Ожидать слишком многого от детей
Ожидать, что ребёнок будет играть с другими детьми прежде, чем научится играть "около" других
Не наказывать за НЕдумание
Стыдить и игнорировать ребёнка
СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет)
Полезное поведение родителей
Поддерживать детей в выполнении задач развития
Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
Поощрять ребёнка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
Ожидать, что ребёнок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
Давать ребёнку информацию о мире и корректировать ложную информацию
Отвечать на вопросы
Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребёнка
Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
Хвалить за хорошее поведение
Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
Вредное поведение родителей
Дразнить
Проявлять непоследовательность
Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
Не желать отвечать на вопросы
Высмеивать ролевые игры или фантазии
Реагировать на фантазии ребёнка как на реальность
Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребёнка
Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
Игнорировать ребёнка
Следующие стадии рассмотрим в дальнейших публикациях.
Часть первая. От рождения до полутора лет http://www.psyoffice.ru/article/growing_up_0_18/
Обзор применяемой концепции стадий развития можно посмотреть здесь http://www.psyoffice.ru/article/cicles_of_development_in_ta/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.