"Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.

Мамочка можно я встану в угол О наказании и прощении реб нка и или себя

- Мамочка, можно я встану в угол?

- Зачем, зайчик? Нам с папой этого не нужно! Мы просто хотим, чтобы ты понял, что произошло!

- Нет, ну можно я встану в угол?

- Ты хочешь встать в угол...

- Да! Я это заслужил!

- Ты чувствуешь себя очень виноватым. И если ты встанешь в угол, тебе потом станет легче.

- Да, мамочка!

- Я очень тебя люблю! И очень хочу, чтобы тебе сейчас стало легче!

- Спасибо, мамочка!!! (из личного опыта)

Все просто и сложно одновременно. Современные родители стараются не наказывать детей, не ставят их в угол, не бьют ремнем. Почему мы сейчас "не наказываем"? Конечно, мы помним, как это было в нашем детстве, какое унижение мы испытывали тогда, стоя в углу после того, как от папы или мамы еще "влетело" тапком по мягкому месту. И ТАКОЕ сотворить с собственным ребенком? Да, никогда! Это же насилие! Но стало ли от этого легче? В некоторых случаях стало намного тяжелее и страшнее. Наказания стали изощрененее. Мы стали молчать в ответ на неугодное поведение дитяти, или "болеть", или того хуже - "умирать", "не мочь пережить этого". Мы стали сильно страдать, как будто снова испытывая тоже самое унижение, как в детстве...

А что происходит в этот момент с ребенком? Он чувствует отвержение, непринятие, свою плохость (а иногда даже чудовищность) и при этом огромную ответственность за мамино/папино страдание. А ведь он так сильно любит маму/ папу и ему так необходима их любовь в ответ. А как может дать любовь страдающий родитель? Да никак! И вот ребенок лежит в постели и плачет. Плачет, что он теперь остался без любви, плачет от страха, что теперь так все и останется, потому что он- монстр, чудовище неблагодарное, и нет ему прощенья. А может есть? Может можно что-то сделать? Может быть, надо стать хорошим? А как это? Что нужно делать, чтобы мама и папа стали считать меня хорошим, чтобы мама и папа перестали страдать из-за меня? Так рождаются удобные дети, а потом они вырастают и становятся удобными виноватыми взрослыми.

- Знаете, я тогда ведь была еще маленькая (что там 14 лет!), пришла домой ночью, пьяная. На пороге стоял отец. Я ждала, что он меня будет бить.

- А что Ваш отец часто Вас таким образом наказывал за какие-то провинности?

- Нет, никогда. Но в тот раз я почему-то была уверенна, что он это сделает. Но  ошибалась. Он просто стоял, смотрел на меня ВОТ ТАКУЮ, и молчал. И это молчание было хуже ремня. Внутри у меня было ощущение, что он меня всю избил только одним своим взглядом. Он ничего не говорил и на следующий день, и через неделю. Как будто ничего и не произошло той ночью. Но я-то знаю, что это была моя вина! Я всю жизнь ее чувствую...

- А что было бы, если бы Ваши страхи и ожидания в ту ночь оправдались, и папа Вас действительно побил ремнем?

- ... Может быть, это звучит ужасно, но мне стало бы легче! Да мне было бы больно. Но эта боль внешняя, она прошла бы. И может быть, на отца осталась бы обида. А так мне все равно больно. Но эта боль внутренняя, длиной почти во всю мою жизнь. И как от нее избавиться, я не знаю.. (отрывок из терапевтической сессии)

Когда есть маленький человек, который только познает этот сложный мир, он делает много ошибок, и это нормально. Ребенок делает их не потому, что хочет навредить родителям и причинить им боль и страдание. Нет! Он просто так учится. Он все равно хороший и любимый. Хороший, просто сделал что-то не так, не правильно, не так, как бы хотелось родителям. И важно это ему донести, это разделение: ты-хороший, я тебя люблю, а вот твое действие - мне не нравится. Иначе он не научится, урок не будет пройдет. Потому что мысли ребенка будут касаться не того, что он сделал не так и как нужно в следующий раз делать, а того, какой он плохой (или хороший), и какие страдания он причинил родителям. Вместо ощущения любви и принятия внутри поселяется страх. А из состояния страха мы можем стремиться только к состоянию покоя (а не развития).

Что же делать родителям? Отделить намерение ребенка и его неправильное действие. Похвалить за намерение, и простить за это действие. Помочь сделать выводы, о том, как можно было бы поступить по-другому.

Если есть такая необходимость, можно и наказать. Как? Что ж теперь бить своих детей? Это совершенно не обязательно! В силу возраста ребенка, Вы можете выбрать разные варианты своего поведения в ответ на неправильное действие ребенка:

  • Действие может быть исправлено другим действием (но никак не чувством вины или чувством собственной "никчемности"). Например, разлил - вытри, сломал - построй.
  • Если нет возможности такого контр-действия, тогда может быть удасться провести равнозначную замену. Например, тогда убраться в комнате, помыть посуду, помочь маме или папе по работе.
  • Временное лишение каких-то привилегий, ограничения могут также послужить средством наказания или компенсации вины ребенка (просмотр мультфильма, запрет на сладкое, прогулку и прочее)

Вроде все просто и понятно. Все эти правила наказаний можно встретить практически везде. Но почему-то не все родители ими пользуются. Многие выбирают страдать в ответ на "ошибки" ребенка. Это Ваше право и Ваш выбор. Но можно выбрать и по-другому.

Спросить себя:

- Что именно сейчас приносит мне страдание?

- За что я сейчас на себя злюсь (обижаюсь, раздражаюсь)?

- В чем я себя обвиняю?

  В том, что когда-то я тоже была маленькой и совершала какие-то ошибки? Может быть тогда стоит туда вернуться? Вернуться в моменты своих собственных "ошибок".

- А давайте прямо сейчас "перепишем" сценарий этой Вашей истории?

- Как?

- Если бы Вы были на месте Вашего папы, и ночью пришла домой Ваша пьяная дочь. Что бы Вы ей сказали, чтобы она поняла меру своей ответственности, но при этом не чувствовала бы себя совершившей какое-то ужаснейшее злодеяние, за которое ей теперь придется нести пожизненное наказание в виде чувства вины?

- Наверное, я сказала бы так: Ты сделала очень плохо! Столько пить, и тем более, в таком возрасте нельзя! Это недопустимо! Пойми: мне важно твое здоровье, ведь я так сильно тебя люблю! И я сделаю все возможное, чтобы ты была здорова. Но если ты меня ослушаешься, в следующий раз мне придется наказать тебя за такое поведение. А на сегодня обойдемся просто беседой.

- Что Вы чувствуете сейчас? Когда папа сказал Вам эти слова?

- Я чувствую, что он меня любит и заботится обо мне. А еще, что надо контролировать количество выпивки (смеется)

В такой работе важны несколько моментов:

1. Отделить намерение (какая у Вас-маленькой тогда была цель?) и действие.

2. Действия могут быть разными, но намерение всегда положительно (!).

3. Мысленно встаньте на место своего родителя и скажите себе: я знаю, ты хотела...(намерение). Я понимаю тебя, и мне очень нравится твое желание! Но ты сделала....(что?), и это мне не нравится. Я считаю, что это неправильно, потому что.... Давай подумаем, как можно было бы поступить по-другому?

4.Если Вам захочется наказать себя-ребенка из позиции родителя, озвучьте это. Как бы Вы наказали себя? Может быть совершили бы какое-то контр- или замещающее действие, или лишили бы себя чего-то? А может быть, поставили бы себя в угол? "Отработайте" Ваше наказание.  

5. Закончите монолог от имени своего родителя фразой: "Не смотря на то, что произошло, я хочу, чтобы ты знала, что я все равно тебя очень сильно люблю!"

6. Мысленно вернитесь в позицию ребенка и отследите, как изменились Ваши ощущения? Какие выводы Вы теперь можете сделать после разговора с "родителем"? Будет очень здорово, если Вы запишите свои выводы на бумаге.

А закончить свое довольно длинное повествование мне хочется приятным. Когда ребенок (или Вы в детстве) совершает какое-то неправильное действие, какую-то ошибку, Вы его наказываете или просто беседуете о произошедшем, финальным аккордом должно стать прощение. Но, к сожалению, мы не всегда понимаем, что это значит - простить? Простить ребенка или простить себя? ПРОСТИТЬ - это значит ДАТЬ ОБЕЩАНИЕ, что с этого момента Вы больше никогда не будете использовать эту ситуацию как "козырь" против ребенка (или самого себя) в последующих разногласиях или конфликтах. 



 

 

 



Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как прекрасно, что мне за тридцать или "Опять дурой? Никогда!"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь