|
"Хочу играть!!!" Простые, но эффективные игры для развития внимания и самоконтроля.Автор статьи: Жукова Ирина Валерьевна
Эти слова мы слышим от детей и даже подростков. К сожалению, часто это относится к компьютерным играм. А ведь именно в разнообразных «живых» играх скрыт огромный развивающий, обучающий и коррекционный потенциал! Как тут не вспомнить игры нашего детства и детства наших родителей. Это игры с правилами, в которых ребенок ненавязчиво и радостно учится сдерживать свои порывы для продолжения игры, слышать других, следовать инструкции, соблюдать очередность, в соответствии с ролью быть активным и брать ответственность, а когда надо – подчиниться, быть внимательным и т.д. А самое главное – это интересно! Данную подборку игр можно использовать для коррекции проявлений гиперактивности. Но пытаясь развивать дефицитарные качества, нельзя одновременно требовать от ребенка сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности, т.е. возлагать на него сразу триединую задачу. Начинайте с игр, которые направлены на тренировку преимущественно одной функциональной способности: на преодоление двигательной расторможенности и тренировку усидчивости; на развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения, объема); на контроль импульсивности и тренировку выдержки. Добившись улучшений в тренировке одной функции, переходите к играм и упражнениям, требующим их сочетания. Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности. Цель: преодоление импульсивности, двигательной расторможенности, развитие самоконтроля и произвольного внимания.
Дети двигаются и прыгают в такт музыке (или под хлопки водящего). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны замереть в той позе, на которую прекратилось сопровождение. Если кому-то это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка. и так до тех пор, пока не останется один участник. Варианты:
Водящий предлагает детям выполнить определенные простые команды, например, попрыгайте на одной ножке, поднимите вверх правую руку, скажите: ку-ка-ре-ку! Дети выполняют их только в том случае, если водящий говорит при этом слово «Пожалуйста!». В других случаях дети остаются на месте. Тот, кто справился лучше всех, становится водящим. Варианты:
Водящий отворачивается и произносит слово «День»! В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово «Ночь»! И в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры. Варианты:
Участники превращаются в мышек. Водящий с разными интервалами называет время суток: Утро, День, Вечер, Ночь. А мышки показывают движениями, чем они в это время суток занимаются. Например, утром умываются, делают зарядку; днем обедают, убираются; вечером гуляют, танцуют. По команде « ночь» замирают в тех позах, на которые пришлась команда. После чего «вылетает» сова (водящий) и осматривает детей. ищет тех, кто пошевелится (остальных она принимает за кустики, камушки, цветочки). Тот, кто первым пошевелился, выбывает из игры. При этом надо следить за тем, чтобы сова не была слишком страшной. Варианты:
Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: Варианты:
Водящий объясняет, что все ребята должны повторять движения, которые он будет показывать, кроме одного, - «запрещенного», скажем обхвата руками головы или прыжка. Водящий совершает различные движения руками, ногами, головой, корпусом… Улучив подходящий момент, показывает неожиданно «запрещенное» движение. Кто его повторит или даже только попытается повторить, тот считается нарушившим правила игры и должен выйти из игры. Варианты:
кругу по одному. Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети приседают, когда три – подпрыгивают. Водящим становится тот, кто выполняет все правила. Варианты:
Из ребят, стоящих в кругу, выбирается водящий. Дети стоят в разных произвольных позах. Водящий запоминает эти позы и отходит в сторону. Дети в это время меняют позы, водящий заходит в круг и его задача – заметить изменения. Варианты:
Дети сидят рядом друг к другу, а водящий по очереди кидает каждому мяч. Перед тем, как кинуть мяч водящий произносит одно слово, являющееся предметом (например: пылесос, пирожок, расческа). Варианты:
Ведущий говорит: Варианты:
Вам прислали сто рублей. И уже вопросы задавать с учетом нового фактора. Например, «Какого цвета небо? Голубое. А снег?»
С помощью этой игры хорошо дарить ребенку в заранее спрятанный сюрприз/подарок, т.к. у ребенка в процессе поиска усиливается интерес к подарку (точно также, как вкусный запах из кухни усиливает аппетит перед обедом). От ребенка заранее прячется какой-то предмет. Он должен его найти по подсказкам. Можно просто говорить: горячо, холодно, теплее, холоднее. А можно использовать и образные выражения: Совсем замерз - значит, что от предмета очень далеко и ребенок ищет совершенно не в том направлении. Холодно - значит, что ребенок ищет не в том месте Опять зимушка-зима пришла - означает, что ребенок идет в неправильном направлении, после правильного. Уже теплее - означает, что ребенок повернул в нужном направлении. Теплее - значит, что ребенок продолжает идти/искать в нужном направлении. Горячее, жарче - ребенок уже близок к предмету. Жарко, горячо - ребенок близко-близко к предмету. Совсем пожар! - ребенок в нескольких сантиметрах от цели. Варианты (авторская модификация):
Играйте вместе с ребенком, всей семьей, организуйте игры детей и пусть это будет полезно и интересно!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|