|
«Всех не спасешь» или про игры, в которые нас вовлекаютАвтор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Спасать можно человека, который не хочет погибать. Лев Николаевич Толстой Одна клиентка рассказывала о том, что сильно беспокоится за свою маму. Дело в том, что последняя постоянно попадает в так называемые «истории», которые Эрик Берн назвал в своем одноименном труде играми. Мама девушки по всем характеристикам является типичным спасителем из известного треугольника Карпмана. Она рвется, что называется, на баррикады сразу же, как только извне прилетит сигнал о том, что кому-то плохо и того нужно спасать. Причем не имеет значение, близкий это человек или нет. Одну ситуацию, которая произошла на днях, хочу здесь привести в качестве иллюстрации по теме игр. В подъезде, где живет мама клиентки, в один прекрасный день перестала работать телеантенна. Естественно, сразу же вызвали мастера, который благополучно появился спустя два дня после заявки. Надо сказать, что, видимо, в связи с предстоящими праздниками, он был явно «в мыле», потому что общался с жильцами дома с явно заниженной порцией уважения. Попросту выражаясь, мастер открыто хамил, не особо выбирая выражения, смысл которых был очень простой: «сами виноваты». Позвонив в одну из квартир, мастер без особых прелюдий вывалил на хозяйку порцию недовольства и практически ворвался внутрь смотреть, что же там натворили нерадивые жильцы с телеантенной. И здесь началось самое интересное. Хозяйка квартиры, что называется, в чем была (то есть в халате и домашних тапочках), побежала на лестничную клетку с истошными криками «Насилуют! Помогите!» Здесь прошу прощения читателей, что ставлю историю на паузу на самом драматическом кульминационном моменте, но очень хочу сделать пару комментариев. Поведение женщины кажется странным и не совсем адекватным ситуации: ведь она знала, что придет мастер, к тому же дома у нее оставалось двое маленьких детей. О каком насилии здесь идет речь? Разве что о психическом, когда происходит что-то, чего нельзя принять… Тем не менее она почему-то включает на полную поведение Жертвы, делая таким образом телемастера Преследователем. И куда же она отправляется после этого? Конечно же, на поиски своего Спасителя. Причем есть еще один странный факт в поведении этой женщины в халате и тапочках. Она бежит не к соседям, а к маме моей клиентки, которая живет даже не на ее этаже. Мужу, она, конечно же, тоже позвонила, причем тот принесся с работы за какие-то пятнадцать минут. Но основную «спасательную» операцию почему-то приходится проводить не мужу, а не особо знакомой женщине с другого этажа. Конец игры. Занавес. Все закончилось хэппи-эндом, так как телеантенна, наконец, починена. И какой же результат? Похоже, что в минусе оказались все, включая мастера, мужа «жертвы», женщины-спасителя и ее дочери-моей клиентки. Негативные эмоции, испорченное как минимум на полдня настроение – вот плата за игру, которую устроила та женщина в халате и тапочках. Видимо, она единственная, кто от всей этой ситуации выиграл. О каком выигрыше идет речь? Внимание, сострадание, забота, самопожертвование, силы, личное время… Вот список плюсов, которые часто пытается получает Жертва, являющаяся автором очередной игры в злополучном треугольнике. При этом еще стоит упомянуть про уход от ответственности за происходящее типа «я здесь вообще ни при чем» или как в известном фильме Гайдая «Не виноватая я – он сам пришел!» Как же воспринимать просьбы о помощи? Конечно же, помогать другим нужно и важно. Но быть спасителем под силу не каждому. Это требует огромного мужества и самообладания. Основной парадокс заключается в том, что действительно нуждающиеся в помощи часто молчат и ее совсем не просят. При этом те, кто кричат о ней, нередко оказываются манипуляторами из известного треугольника Карпмана. «Обезоружить» последних можно, упомянув об ответственности, связанной с привлечением независимых структур, занимающихся вопросами правосудия, либо спросить в лоб, что же им на самом деле нужно. Но сделать это в стрессовой ситуации во-первых, весьма сложно, а во-вторых, Жертва выбирает своего Спасителя очень избирательно, чтобы тот сразу начал действовать, а не задавать «глупые» вопросы про ответственность или намерение. Кстати такие вопросы характеризуют позицию взрослого, которого в принципе сложно вовлечь в какую-нибудь подобную манипуляционную игру. Дело в том, что любая игра затевается с целью ухода от ответственности и связанных с ней таких видов структурирования времени по Э.Берну, как деятельность и близость. Для остальных способов структурирования времени: ухода, ритуалов, времяпровождения (и собственно игр) взрослость не нужна. Кроме этого игры развивают так называемое пассивное поведение, когда человек делает все, что угодно, лишь бы не брать на себя ответственность и достигать (предварительно перед этим сформулировав) своих целей. В заключение притча от Виктора Купера. Собрались Учитель и его Ученики в саду. И задал Учитель вопрос: — Кем лучше быть: Охотником, Ружьём или Дичью? Ученики стали рассуждать, спорить и приводить доводы: — Лучше быть сильным Охотником! — Нет, лучше не прибегать к насилию и стать Дичью! — А может лучше быть связующим звеном между Охотником и Дичью, то есть Ружьём? Долго спорили они и не пришли к единому мнению. — Учитель, рассуди нас, ответь на свой вопрос! Возникла тишина. После длинной паузы Учитель грустно покачал головой и молвил: — Лучше быть свежим, крепким Ветром. Он собьёт прицел, и выстрел уйдёт мимо Цели.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, психотерапевт Возвращаться к себе никогда не поздно! А еще это может быть легко и приятно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|