Виртуальные игры и ребенок: запретить нельзя разрешить

«Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения. Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру – нельзя» (Й.Хейзинга «Homo Ludens» - человек-играющий).

 

В этой статье, речь пойдет о том, почему дети уделяют все больше времени виртуальной реальности, и не проявляют интереса к реальности повседневной. Чем так привлекательны виртуальные игры? Также, рассматривается вопрос о том, что могут сделать сами родители в отношении чрезмерной привязанности детей к играм.

Одна из часто встречаемых рекомендаций по «отучиванию от гаджетов», состоит в том, что родителям рекомендуется привлекать ребенка к другим занятиям, которые смогут заменить эти самые гаджеты. Утверждается, что время, которое освободится от гаджетов, важно наполнить чем-то интересным (то есть, предлагается найти равноценную замену): походом на природу, собиранием конструктора, уходом за растениями, и прочее.

Но давайте разберемся: способны ли действительно эти рекомендации помочь отучить ребенка от гаджета? На первый взгляд, нам иногда может казаться, что компьютерные игры – это исключительно плохо (об этом все пишут и говорят наперебой). И мы считаем, что те же походы на природу, собирание конструкторов и уход за растениями – это исключительно хорошо. И на основании наличия двух таких полярных взглядов, кажется, что мы на 100% уверены в том, что нам всем надо сделать: забрать (запретить, отнять, спрятать) гаджеты, и привлечь ребенка к занятиям танцами, йогой, лепкой, рисованием.

И вот тогда, мы можем столкнуться с реальностью: капризами, протестами, истериками, отказом от предлагаемой нами деятельности, и прочими реакциями ребенка.

В чем же тогда дело? Почему это не работает? Двумя абзацами выше, я упомянула о проблема равноценности замены одной деятельности на другую. Можно ли предположить, что замена, которую мы так уверенно предлагаем, не равноценна для восприятия ребенка? 

Тогда мы подходим к вопросу, что такого дает ребенку виртуальная игра (неважно, на компьютере, смартфоне), чего не дают другие, более «экологичные» занятия? Что получает ребенок в виртуальной игре?

  1. Возможность выразить негативные эмоции (агрессию, злость, ярость, гнев). В классификации виртуальных игр, это стрелялки (от англ. shooter), слэшеры (от англ. slash, где предлагается истреблять противников различными видами оружия).
  2. Удовлетворение потребности в получении одобрения (похвале, признании результатов своих усилий). При успешном прохождении каждого уровня игры, на экране появляется сообщение о победе, которое и стимулирует ребенка продолжать игру.
  3. Удовлетворение потребности в подражании. Это тот случай, когда родителям полезно «начать с себя»: отследите, сколько раз в день вы берете в руки смартфон, чтобы проверить социальные сети, полистать ленту новостей, и т.д.
  4. Возможность ухода от реальности. Когда реальность становится невыносимой для психики ребенка (например, когда есть неблагоприятная семейная ситуация, насилие, зависимое поведение родителей, и т.д. ), то одним из доступных способов справиться с ней, является уход их реального мира в мир виртуальный.
  5. Возможность выиграть/проиграть/начать снова. Здесь кроется главная, на мой взгляд, особенность виртуальной игры, которая представляет собой особый мир, который существует по своим, внутренним законам. Например, в нем обратим ход событий. В реальности же, не всегда есть возможность что-то исправить. Дети, которым не дают шанса исправить собственную ошибку, («Что, разбила вазу? Больше к посуде не подходи!»), или не дают выбора («Будет так, как я сказала, я знаю лучше»), склонны накапливать фрустрацию, в связи с неудовлетворенностью потребностей. И единственным доступным для ребенка вариантом, становится игра. Ведь в ней есть свобода, есть выбор, и есть возможность вернуться обратно, и все начать сначала.

Собственно, на принципе «проиграть-выиграть-проиграть-начать сначала», и построена процветающая индустрия компьютерных игр. Нет ни одной игры, из которой ребенок будет выброшен, исключен из игры окончательно. Виртуальная игра дает возможность начать сначала всегда. И в психике ребенка, очень быстро формируется эта логическая цепочка: «Я проиграю, но потом я выиграю, потом, если даже снова проиграю, уровень начнется снова».

Но главную «лепту» в мое изучение темы виртуальных игр и потребностей, которые они удовлетворяют, внесла моя шестилетняя дочь. Когда я спросила ее: « - Почему тебе нравятся игры на смартфоне?», она обескуражила меня простым и емким ответом:

« - Потому, что это весело и интересно».

Хочу сказать, что детские ответы, пожалуй, самые честные, немудреные и меткие. И нечего изобретать велосипед, дорогие родители. Игра – это весело и интересно. В этом весь смысл ее для ребенка. 

 

Заключение

С одной стороны, находясь в виртуальном мире игры, ребенок получает определенный опыт удовлетворения своих потребностей, но опыт этот мало применим в реальной жизни. Мы знаем, что в реальности, нет каких-то заданных программой координат (в отличии от виртуальных игр). И жизнь – не та реальность, в которой можно начать сначала «уровень» (этап, период). Мое субъективное мнение таково, что виртуальная игра не так уж и развивает фантазию и воображение, как об этом говорят некоторые специалисты. Скажем так, что какая-нибудь реальная игра (например, квест), помогает развитию воображения куда более эффективно. Дело в том, что виртуальная игра – заранее запрограммирована, и содержит ограниченного число опций (способов действий).  В реальности же, человек более свободен в плане выбора сценарий своих действий.

С другой стороны, виртуальный мир (виртуальная игра – в частности), являются не побочной реальностью, не сосредоточением зла и ненависти. Если взять игру как таковую, то это – часть человеческой культуры. Более того, некоторые исследователи (например, Й.Хейзинга) полагают, что игра возникла раньше культуры. Отрицать значение виртуальной игры (а она является частью виртуальной культуры) не целесообразно.

В контексте современной реальности, виртуальный мир – это неотъемлемый спутник человека. Мы все пользуемся благами виртуальной реальности в повседневной жизни: дома, на работе, по дороге  из пункта А в пункт Б, на отдыхе. Именно поэтому, невозможно и нецелесообразно запрещать ребенку пользоваться гаджетами.

Что же тогда можно сделать, спросите вы? Понимая, что у виртуальной игры есть как отрицательные, так и положительные стороны?

 

Если вы хотите помочь своему ребенку, то я предлагаю следующие рекомендации:

1. Не отучивайте ребенка от гаджета, но помогите ему сформировать здоровое отношение к виртуальному миру:

- лимитируйте время его игр (устанавливайте точное время, позволенное для игры, и следите за этим максимально внимательно);

- обращайте внимание на свое собственное поведение в отношении с виртуальным миром (посчитайте, сколько раз в день вы берете в руки самртфон, и сколько времени вы проводите в виртуальном мире), будьте сознательнее, прежде чем требовать этого от ребенка;

- отслеживайте, какие жанры виртуальных игр предпочитает ваш ребенок, и на основании этого, задумывайтесь, какие потребности он удовлетворяет таким образом (помогите ребенку найти здоровый способ удовлетворения этих потребностей в реальной жизни).

2. Общайтесь с ребенком о виртуальных играх: рассказывайте, какие есть игры, и чему они учат; какик игры могут быть полезны для него (например, развивающие и обучающие), а какие – менее полезны, в плане приобретения новых знаний и умений (стрелялки, файтинги, слэшеры).

3. Если все, что вы сделали, не работает, и вы замечаете, что ребенок реагирует неадекватно на любые ваши попытки ограничить время игры, отвлечь его чем-то, то это повод обратиться к специалисту для индивидуальной конультации. Хотя бы и потому, что не все проблемы ребенка можно оправдать привязанностью к смартфону.

 

Полезные ссылки (они же – список использованных источников)

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация_компьютерных_игр#Классификация_по_жанрам
  2. http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt_with-big-pictures.html – ссылка на книгу Йохана Хейзинга «Homo Ludens» (человек играющий)


Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Роль игры в жизни ребенка
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Почему игра так много значит? 12 правил успешной игры.
  • Вселенная новых возможностей: как виртуальные игры стали частью культуры и социализации подростков
  • Игры без правил или игра в правду
  • Трансформационные игры - Игра или Трансформация?
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Игры разума или в плену субъективной реальности
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • Правда усыновленного ребенка. Игры бессознательного. Анализ детских случаев.
  • Братик, я тебя люблю (игры для адаптации старшего ребенка к малышу).
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Неуверенность= зависимость. Дети в мире виртуальной реальности
  • Игра "Эксперт" + ссылка на мою книгу "ТА-Риторические игры"
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Игры в которые играет ребенок с вашей психикой.
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • Героизм как психотерапия: терапевтические игры массовой культуры
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • «Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
  • О завершении «Игры Престолов» или как можно переживать потери?
  • Игры разума или Взрослый ребенок.
  • Чтобы выиграть - надо выйти из игры!
  • Как познакомиться за пределами виртуальной реальности
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Игра - репетиция жизни ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь