Игры разума или в плену субъективной реальности

Автор статьи: Геннадий Малейчук

ИГРЫ РАЗУМА или В ПЛЕНУ У СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Игры разума или в плену субъективной реальности

 

 

 

 

 

Мы все – живые зеркала

Картина Мира и реальный Мир – не одно и тоже.

 

 

 

Человеку, в отличие от братьев наших меньших, Богом был дан разум и как результат этого –  сознание. Благодаря разуму человек, с одной стороны, смог значимо менять реальность этого мира, с другой – сильно усложнил взаимоотношения с миром. Человек оказался способным создавать идеальные Миры, отличные от реальности, порождать бесчисленное множество параллельных, зачастую альтернативных миров. Речь идет о субъективных мирах или Картине Мира как результате сознания, его отражательно-созидательной функции.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ КАРТИНА МИРА?

«Я   есть «Я» и мои обстоятельства» – утверждал испанский философ Ортега-и-Гассет. Перефразируя можно сказать, что  Я это Я и моя среда.

Картина Мира является результатом взаимодействия личности и среды. Она является результатом индивидуально приобретенных знаний и опыта каждого человека. Многое из того, что составит картину мира ребенка, он получает от взаимодействия с родительскими фигурами. Причем весь этот их багаж он записывает неосознанно. Это жизненный  опыт других людей. Именно здесь, наряду с жизненными правилами, содержатся  интроекты, установки, сценарии. Пройдет немало лет, прежде чем человек сможет осознать это. Иногда для этого не хватает и всей жизни.

Еще одним способом формирования картины мира является личный опыт. Здесь предоставляются неограниченные возможности для вариаций в ее построении. Опыт всегда индивидуален. К сожалению, он не всегда бывает позитивным и безболезненным. Иногда этот опыт травматичен. Любая травма мощно воздействует на имеющуюся картину мира, изменяя ее. Причем речь идет как об острой, так и о хронической травме – травме развития. Травмы развития - ситуации хронических фрустраций сензитивных для данного периода развития потребностей (в безопасности, в безусловной любви, принятии), в которых ребенок пребывает длительное время. Картина Мира травмированного человека как треснутое стекло в очках. Мир для травматика утрачивает целостность.

КАК УСТРОЕНА КАРТИНА МИРА?


Каждый человек, пребывая в уникальных (единичных) ситуациях, создает свою уникальную картину этого мира. Она:

1.Субъективна

 2. Единична

И что самое важное, картина Мира и реальный Мир – не одно и тоже.

Сочетание взаимодействия Я и Мира образует личность как инструмент адаптации.

Картина Мира в качестве своих структурных компонентов включает Образ Мира, образ Другого и Образ Я. А в образе, как известно, присутствует что-то от реальности, а что-то от Я.

Представляю вам  возможность поисследовать свою картину Мира и ее составляющие с помощью следующего несложного рефлексивного эксперимента:

Закончите предложения (3 раза), начинающиеся со слов

Я –

Мир –

Другой –

У вас получится по три качества-характеристики – существительные либо прилагательные, относительно Мира, Другого и самого себя. Уже из этих трех качеств можно составить некоторый портрет личности, определяющий отношение человека к Миру, к Я и к Другому. Отношение же, в свою очередь, будет определять установки и способы взаимодействия с миром, другими и самим собой

ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ МИРОВ

Как я уже писал выше, каждый человек в процессе своего жизненного пути создает свою уникальную картину этого мира. Картина Мира, сформировавшись, становится между человеком и Миром, влияя на восприятие Мира. Через нее человек начинает воспринимать этот Мир.

Она, словно личные очки, с одной стороны позволяет воспринимать реальный Мир, с другой - в той или иной степени преломляет и искажает его. Сложность здесь в том, что человек не осознает свои очки, полагая, что его картина Мира и есть реальный Мир.

Степень совпадения – искажения может быть разной. Чем больше искажения – тем сложнее совпадать – пазлы не сходятся. И тогда человеку приходится тратить много усилий (защит) для того, чтобы поддерживать свою картину Мира относительно неизменной и стабильной. В противном случае он начинает испытывать сильную тревогу.

Несмотря на единичность и уникальность, мы можем выделять некоторую типологию субъективных миров. Так поступают клиницисты. Находя нечто схожее в индивидуальных мирах, они создают психологические типы. Психологический тип – это обобщенный образ людей со схожими картинами Мира.

Можно выделить два варианта типологий миров.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ (Процессуальные характеристики миров). Эти про качество контакта с миром, степень совпадения – несовпадения.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ (Формальные, содержательные характеристики миров). Эти про специфику контакта человека с миром.

Вертикальные типологии. Наиболее известная, на мой взгляд, типология психоаналитика О. Кернберга, который, вводит понятие уровня организации личности. Предлагаемые им три уровня организации личности – психотический, пограничный, невротический будут определяться особенностями идентичности (уровень ее интеграции и дифференциации), степенью тестирования реальности, степенью критичности,  и спецификой психологических защит. Далее в тексте для простоты изложения я буду называть людей, соответствующих этим уровня психотик, пограничный, невротик.

Мир Психотика. Психотик плохо тестируют реальность. Его субъективная реальность плохо уживается с реальностью объективной. Часто он выстраивает альтернативную, параллельную реальность.  У него большие сложности с идентичностью. Ему бывает непросто ответить на вопрос: Кто Я? Идентичность психотика неинтегрирована. Они в качестве защиты используют игнорирование реальности, уход в фантазии, отрицание, живут в своем, параллельном мире.

Здесь находится грань между психотиками и всеми остальными. Эта грань – в способности тестировать реальность. Реальность психотика неразделенная с другими людьми. Реальность же обычного человека разделенная, договорная. Обычные люди могут договариваться о том, что есть реальность и какова она.

Мир Пограничного. Пограничные в отличие от психотиков тестируют реальность, но  критичность у них все же нарушена. Мир для них оказывается расщепленным на хороший и плохой. Он полярный, черно-белый, лишенный оттенков. У них также наблюдаются проблемы с  идентичностью, хоть и не в такой степени как у психотиков. Образ Другого и образ Я также полярны, диффузны, есть разрывы в описании Я, Другого. Для того, чтобы сохранять такую картину Мира, восприятие должно быть крайне избирательным – замечать что-то, что соответствует своему представлению о мире, другом, Я,  и не замечать все то, что не подходит, противоречит. Для этого они чаще всего используют следующие защиты – отрицание реальности, проективная идентификация, идеализация, обесценивание. Пограничные пытаются изменить мир, подогнать его  под свои представления, свою картину Мира.

Мир Невротика. Картина мира и картина собственного Я невротика в основном дифференцирована и целостна. В них, в отличие от картины Мира пограничного, уже в значительной степени присутствуют оттенки. Однако в его картине Мира особую значимость приобретает Другой. Я же оказывается неважным, незначимым. В связи с этим невротик подстраивается под Мир и Другого, пытаясь угадать их желания, в значительной степени игнорируя при этом реальность собственного Я.

Невротик, в отличие от пограничного, интроспективен, но не рефлексивен. Он находится все время в своей эгоцентрической капсуле. Другого как Иного в его картине Мира нет и в связи с этим невозможно занять эмпатическую позицию, увидеть реальность глазами другого человека. И хотя его картина Мира более других описываемых типов приближена к реальности, невротик в итоге все время «пережевывает» одно и то же, пытаясь сохранить привычную ему картину. В этом ему помогают такие защиты как вытеснение, рационализация, интеллектуализация и др. 

Горизонтальные типологии. Они описывают формы адаптации человека к реальности. Здесь мы имеем дело с различными типами личности: нарциссическая, истерическая, депрессивная, шизоидная и др. В клинике существует множество таких типологий (Кречмер, Ганнушкин, Леонгард, Личко…). Тип личности – типичный, универсальный  портрет, в котором схвачены существенные качества личности, определяющие характер отношений к миру, другим, своему Я и способы контакта с ними. К примеру, для шизоида Мир и другие люди будут опасными, пугающими, для нарцисса – оценивающими, для истерика – восхищающимися, для депрессивного –  нерадостными…

КАРТИНА МИРА КАК ИЗМЕНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Существующие Картины Мира подстраивают Мир и Другого под свое представление о них, игнорируя, искажая, изменяя реальность.

Есть множество механизмов, искажающих реальность.

В психоанализе они описаны как защитные механизмы (проекция, вытеснение, обесценивание, идеализация, сублимация…)

В гештальт-терапии – это механизмы срыва контакта (интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм, дефлексия…)

Как мы видим, существует много механизмов искажающих, обрезающих, изменяющих реальность.

И есть (правда, не так много) инструментов, позволяющих сделать контакт с реальностью более творческим. Я бы здесь назвал в первую очередь эмпатию и рефлексию.

Таким образом, картина Мира в той или иной степени искажает восприятие реального Мира человека, ограничивая его адаптивные возможности. Она делают его приспособление к Миру автоматическим, стереотипным, лишенным творческой составляющей. Человек, однажды попав в свою «ловушку картины мира», подобно герою фильма «День Сурка», будет с удивительным постоянством «репродуктировать» одну и туже картину этого Мира.

В качестве примера того, как картина Мира ограничивает реальность, приведу историю из художественного фильма «Легенда о пианисте». Главный герой этого фильма - человек, который родился и вырос на корабле. Это был огромный корабль – эдакий плавучий город, который регулярно совершал рейсы из Нового Света в Старый. 1900 – так назвали героя в честь нового столетия, в котором он родился, - ни разу не сходил на землю и не чувствовал нужды в этом. На его корабле было все, что ему было нужно. Несмотря на столь странную жизнь, наш герой достиг удивительных успехов. Он научился играть на рояле и, будучи невероятно талантливым музыкантом, стал выступать на борту родного корабля, пользуясь огромным успехом. Но однажды он встретил девушку и влюбился. У нашего героя впервые возникла необходимость сойти с  корабля и изменить свою жизнь. Он долго не мог решиться и наконец созрел для этого. Он ступил на трап, но так и не смог сойти с него – берег манил его и пугал, но страх оказался сильнее.

Привожу его монолог после неудачной попытки сойти на берег почти дословно:

«Весь этот город…Ему не видно конца… Меня остановило не то, что я увидел, а то, что я не увидел. В этом огромном городе было все, кроме конца. Я не увидел, где же он кончается? Конец мира…

Взять пианино: клавиши начинаются, клавиши кончаются… И всякий знает, что их 88. Они не бесконечны…Так жить я могу. Но если клавиатура бесконечна, ты не сможешь играть. Весь мир дарят тебе, а ты не знаешь, где он кончается! Вам не бывает страшно, что вас разорвет от одной мысли «Как он огромен!» Я родился на этом корабле, я пропускал весь этот мир сквозь себя – по две тысячи человек за рейс. Я умею жить только так. Земля – это корабль слишком большой для меня…музыка, которую я не сумею сыграть… Я не могу уйти из этого корабля… Самое большее – я могу уйти из жизни».

Мир для нашего героя слишком огромен, он безграничен. Это рояль с миллиардами клавиш, на котором он не умеет играть. Его привычная картина Мира встречается с другим Миром и он отступает, не в силах ее изменить. Это в итоге стоило ему жизни – он не смог оставить корабль, когда его списали и взорвали.

КРИЗИС КАК ШАНС

В реальной жизни противоречия между картиной Мира и Миром далеко не всегда так трагичны, как представлены в нашей истории. Но, тем не менее, часто эти несовпадения порождают проблемы психологического плана. Более всего эти нестыковки становятся заметны в периоды жизненных кризисов.

В реальной жизни человек не так часто «меняет» свою картину мира. Как правило, это случается в ситуации жизненных кризисов. В ситуации жизненного кризиса привычная для человека картина Мира «трещит по швам». Кризис предоставляет человеку шанс скорректировать свою картину Мира, которая стала слишком явно не попадать в «пазлы реальности».

Здесь важно помнить, что реальный мир остается прежним. Кризис не меняет мир, реальность, он дает шанс изменить лишь картину Мира. Но этого оказывается достаточно для того, чтобы качественно улучшить контакт с реальностью. Лучше делать это в сопровождении профессионального терапевта.

Тоже самое (но более мягко и управляемо) делает и терапия (индивидуальная и групповая), представляя отличную возможность поисследовать свою картину Мира и при необходимости (и желании) скорректировать ее. Но для этого человеку вовсе не обязательно дожидаться кризиса.

Практические рекомендации по работе с клиентами выделяемых уровней можно посмотреть в статье Картина мира клиента и его психическое здоровье

Психотерапевт (в индивидуальной терапии), либо участники группы (в терапии групповой) –  это Другой, Иной. Другой человек, по сути, живое зеркало. Не обычное, которое отражает пассивно все, что попадает в его фокус. Другой   преображает реальность, привнося в нее свою личность, вводя новый фокус в восприятие реальности. Обратиться к терапевту - это значит рискнуть, посмотреть на себя и мир Другими глазами и возможно увидеть этот мир немного другим. И тогда можно при желании изменить «точку сборки» и выйти за пределы психологической матрицы!

В конце хочу привести стихотворение Евгения Евтушенко, на мой взгляд, хорошо иллюстрирующее мою статью. Хотел пару строчек процитировать, но сложно оказалось что-то выбрать - настолько все важно...

«Людей неинтересных в мире нет…»

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы
как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.

Любите себя!

Вышла моя новая книга https://www.psyoffice.ru/blog/69008/

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к лучшим статьям по практической психологии и психотерапии

Для иногородних возможно консультирование и супервизия по скайпу.
Скайп Login: Gennady.maleychuk



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Влияние веществ на картину мира и Я-концепцию человека
  • Картины мира. Картина о счастье
  • Как изменить картину мира? Образы и логика
  • Кто вам рисует картину мира?
  • Картина мира
  • Картина мира
  • Картина мира
  • картина мира
  • Картина мира.
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Картина мира, приоритеты и источники любви в жизни женщины
  • Картина мира клиента в гештальт-подходе
  • Деспотическая картина мира
  • Картина мира стилиста
  • Картина внутреннего мира
  • Общинная картина мира
  • Гедонистическая картина мира
  • Картина мира: Аналогии в телесной SOLWI терапии.
  • Картина мира, жизненный сценарий, судьба
  • Романтическая (соревновательная) картина мира
  • Материнско-младенческая картина мира
  • Иррациональная картина мира vs рациональной: 3:0 с бесконечным правом отыграться
  • Реальность как способ фиксации одной проекции мира
  • Невроз - реальность современного мира
  • Несправедливость этого мира
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Реальности, в которых мы живем или Модели мира
  • Привет из другого мира. Иногда полезно быть ИНЫМ
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь