Романтическая (соревновательная) картина мира

С точки зрения потребности в превосходстве мир представляет собой огромное поприще, где каждому найдётся место для того, чтобы оставить свой след. Романтику, почему-то кажется, что след очень важно оставить. А в мире обитает множество индивидов с множеством достоинств у каждого и хорошо бы было помериться с каждым силами. Это очень важно: романтик признаёт наличие в мире существ, в чем-то подобных ему самому, которых непременно надо опередить! Ему, почему-то, кажется, что стремиться быть первым – естественно. И даже не очень трудно им стать. Для него вопрос "Кто ты?" совпадает по смыслу с вопросом "Что ты можешь?". В мире есть реки, моря, океаны, которые надо переплыть; горы, перевалы, через которые надо перелезть; дела, которые надо сделать. И на всём обязательно оставить свой след, отпечаток, чтоб знали кто здесь был и что совершил. Эта потребность побуждает искать трудности, чтобы их преодолевать и опять же ставить свою метку "Это сделал имярек". Именно она побуждает искать славы, всеобщей известности. Это она побуждает выставлять напоказ свои достижения, устанавливать всевозможные рекорды, входить в первые десятки и двадцатки лучших спортсменов года, лучших космонавтов столетия, лучших ныряльщиков современности и т.д. и т.п. Здесь в почёте поединки, бросание и принятие вызовов, риск, смелость, авантюризм. Хочется победы, хочется соревнования, азарта погони. Вряд ли найдётся человек, который хотя бы раз не заявил: "Посмотри, что я умею! Посмотри, что у меня есть! Посмотри, что я сделал!". Это так важно – считать себя в чём-то первым или хотя бы одним из первых («Вот я какой (какая)!»). Если не всё обстоит так гладко, как хочется, можно слегка прихвастнуть, присочинить, приукрасить. И уж если есть возможность показать себя с лучшей стороны – это непременно нужно сделать. Победа над слабыми не делает чести победителю. О такой победе оповещать не спешат. Если же удастся одержать победу над сильным противником, то это достойный повод для гордости. Свою непервость непременно нужно как-то оправдать. Сослаться на плохое самочувствие или объявить данный вид деятельности для себя несущественным, или сказать: да, мол, я в этом деле не преуспел, но зато...! А потом сообщить о своих достижениях в чём-то другом ("Ты умеешь кувыркаться?" – "Нет, но зато я умею громко хлопать в ладоши и шевелить ушами!").

Непризнание заслуженных достижений вызывает обиду. Но долго обижаться некогда, лучше совершить ещё что-нибудь героическое и доказать всем, что они не правы. Вообще, самим романтикам всё будничное, рядовое, неяркое, негероическое кажется не достойным их внимания. И те, которые занимаются мелкими подробностями, кажутся им тоже не достойными внимания. Можно с полным основанием утверждать, что герои презирают всё мелкое. Презрение выражается в игнорировании презираемого, его усиленно не замечают, им явно пренебрегают. К презираемому относятся так, как будто его вообще не существует.

Именно романтики являются основными посетителями всевозможных курсов и тренингов для лидеров. Они вполне сознательно стремятся к созданию команд, нацеленных на какие-либо соревновательные достижения. В таких командах себе они отводят место вожаков, предводителей, командиров. Но, поскольку "короля делает свита", вожаки стремятся поддерживать в членах команды стремления к росту их собственных достижений. Самоутверждаться за счёт членов своей команды для них зазорно. Так что создание сильной команды они не преминут поставить себе в заслугу.

В соревновательном мире борются по правилам. Тут как бы договорились, что тот, кто придёт первым к какому-то месту, это место и получит. Первым быть выгодно. Последнему ничего не достаётся. Но победа в обход правил не засчитывается и может принести победителю не славу, а позор. Если, например, один скалолаз залез на высокую скалу самостоятельно, а другого на вершину доставили на вертолёте, то достижение второго мало ценится в глазах других скалолазов. Они его попросту засмеют. Выигрывать надо самостоятельно, без подсказок и послаблений со стороны судей и болельщиков. Здесь ценится не только достойная победа, но и достойное поражение. Потому что вести себя достойно – это тоже победа. И те, кто срывается на крик, устраивает истерики и исторгает проклятия победителю в случае своего поражения (т.е. индивиды, наделённые большой потребностью в господстве) могут окончательно потерять вес в сообществе бойцов. Их не станут казнить или как-то по-другому наказывать, но сполна удостоят презрением. С ними станут обращаться так, как будто их не существует.

Здесь не дают расслабляться, поэтому надо быть всегда наготове, всегда в наилучшей боевой форме. Иначе тебя обгонят, превзойдут. Нельзя останавливаться в совершенствовании своих навыков, надо всякий раз что-то изобретать, уточнять, ускорять во имя победы, во имя первенства. Первых уважают, им оказывают почести, им предоставляют больше прав. В этом мире правит индивидуализм, самобытность, оригинальность. Но видов деятельности так много, что каждому можно найти что-то подходящее, чтобы и он в чём-то оказался первым. Это, следовательно, многополюсная картина мира.

Неудовлетворение потребности в превосходстве порождает белую зависть – стремление догнать ушедших вперёд. Потребность в превосходстве не мешает восхищаться чужим мастерством, она побуждает учиться у победителей мастерству. Хотя потерпеть поражение неприятно, оно позволяет тебе заметить собственные недостатки, что делает возможным их скорейшее устранение. В удовлетворении этой потребности есть элемент игры, где победа не означает уничтожения противника.

Это приключенческий мир, в нём нет места однообразию и унынию. Для романтиков нет большей беды, чем скука. Уютная, размеренная жизнь кажется им чрезмерно пресной. Чтобы не скучать, они готовы заняться чем угодно. В бегстве от скуки они начинают ожесточенно убивать время во всевозможных играх и развлечениях. Их развлечения шумны и часто бестолковы. Их отдых деятелен как и вся их жизнь. Они охотно устраивают всевозможные ярмарки, цирки, соревнования, конкурсы, состязания. При этом им так не терпится приступить к делу, что порой они не удосуживаются хоть чуточку поразмыслить и разумней распределить силы. Неутолимая страсть к деятельности побуждает их то колупать стены, то плевать в потолки, то устраивать розыгрыши. Все эти действия можно признать в какой-то мере хулиганскими. Но часто это делается не по злобе, а от скуки, от нечего делать. Направьте их деятельность в какое-нибудь созидательное русло и они примутся созидать. Только не оставляйте их без занятия, без дела, чтобы был простор для выхода томящейся без применения силе. При том у них должна быть возможность пометить получившийся продукт своим именем.

Здесь не принято наблюдать за происходящим со стороны – во всём надо участвовать! За помощью обращаться надо только после того, как сам уже все способы перепробовал и всё равно не получилось. У романтиков есть великая тяга к самостоятельности. "Я сам (сама)!" - их любимое утверждение. Романтики – неисправимые индивидуалисты.

Это мир экстенсивной жизни. Силы здесь расходуются расточительно, быт обустраивают не столько добротно и уютно, сколько ярко и броско. Здесь ценится разносторонность, оригинальность, непохожесть и неповторимость во всём. Романтиков приводит в восторг всё крупное, великое, грандиозное, стремительное, мощное, независимое, дерзкое.

В этом мире господствует право первого. Так животные метят свои участки местности: запахами, криками, следами. Они заявляют о том, что это место уже занято: "Я здесь оказался первым!". Обитатели этого мира не стремятся к захвату чужого, а только защищают от посягательств своё. Им представляется, что места хватит всем, что надо только хорошенько поискать. Это мир первопроходцев, первооткрывателей. Романтики – искренние поборники свободы. Свобода нужна им прежде всего другого. Им нужны возможности сами по себе, даже без всякой необходимости и желания их использовать. Они живут с уверенностью, что препятствий не должно существовать, поэтому любое стеснение и ограничение для них нестерпимо. И они готовы много заплатить, преодолеть, выстрадать ради свободы.



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Почему они делают это?" Непонимание как часто встречающийся запрос.
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Я для себя" - что это?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • 3 "романтические" фразы и что они означают на самом деле
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Статья "Как поставить сотрудникам задачу, которую они выполнят так, как нужно руководителю?"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Социальная тревожность - " они думают, что я неудачник".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь