Как изменить картину мира? Образы и логика

Автор статьи: Илья Архипов

Для начала рекомендую ознакомиться с описанием 4-х законов логики: Законы логики

Как изменить картину мира Образы и логика

Теперь нам остается понять, как законы логики могут сделать картину мира непротиворечивой.

 В данное понятие, мы условились включать мысли, убеждения, глубинные установки, представления (и фантазии), воспоминания. Эти содержимые картины мира вызывают соответствующие поведенческие и эмоциональные реакции (могут и некоторые физиологические, как в случаях психосоматики).

 Упрощенно, получается такая схема взаимодействия психических процессов:

 Восприятие – Представление – Реакция на представление – Совладание с реакцией – Мышление и формирование новых установок/убеждений

Лично мне не кажется, что мышление как рациональный процесс находится перед реакцией. Скорее человек напоминает существо рационализирующее, когда в стрессовой ситуации, поднимаются реакции, и он пытается их как-то объяснить их себе, совладать с ними с помощью действий и мышления.

Нервная система реагирует на любой раздражитель еще до того, как до сознательного ума дошла вся полнота происходящего.

Роль влияния глубинных установок на восприятие существенна, по той причине, что общий менталитет человека накладывает отпечаток на восприятие. Если человек вырос в джунглях, приехал в город, и ветер принес ему под ноги веревку, его восприятие скорее всего выдаст представление «змея» и первую реакцию – испугаться, отпрыгнуть. Потом уже он начнет совладать с этой реакцией и его мышление рационализирует произошедшее, он поймет «это была не змея, а веревка, я зря испугался».

 Схема влияния мышления на психические свойства индивида:

Глубинные Установки и память – Обусловленное установками и памятью Восприятие – Обусловленное восприятием Представление – Обусловленная представлением Реакция – Обусловленное реакцией Мышление

Глубинных установок может быть много, и они могут быть вредными. Убеждение, впитанное с детства, что «все мальчики злые», в ситуации, когда вечером рядом будет проходить молодой человек, может вызвать испуг, хотя он просто шел по своим делам, а может и вообще послужить основой предвзятости к мужчинам.

 Схема влияния ошибок мышления на психические свойства индивида:

Противоречивые глубинные Установки – Искаженное Восприятие – Искаженное Представление – Неосознанная привычная Реакция – Нелогичное Мышление

 Поэтому, основных целей работы над своей картиной мира две. Первая – научиться замечать в себе представления и автоматические мысли, не соответствующие действительности. Вторая – изменить противоречивые и не ресурсные установки на позитивные, логически согласованные.

Первая цель требует развития осознанности к происходящему как вовне, так и во «внутреннем», ментальном мире. Вторая – развития способности логической проверки суждений мышления и логически верных умозаключений.

Развитие таких способностей на протяжении некоторого времени приведет к отсутствию влияний предубеждений на восприятие, а значит и реакция не будет неосознанной, противоречивой, сценарной.

 Схема влияния законов логики на психические свойства индивида:

Логически упорядоченные глубинные Установки – Адекватное Восприятие – Адекватное Представление – Осознанная Реакция – Правильное Мышление

Законы логики позволяют проверять мысли на достоверность, изменять убеждения на логичные, а в долгосрочной перспективе – приучить мышление к определенной структурированной форме, которая, со временем, закрепится как паттерн мышления, и будет благоприятно влиять на восприятие явлений, уменьшая тенденцию интерпретировать их иррационально-импульсивным образом.

 Таблица законов логики

Противоречия

                                                       

Закон тождества (1)

 

                                                

Закон противоречия (2)

 

 

Закон исключения третьего (3)

 

 

Закон достаточного основания (4)

 

 

Разрешенные противоречия

 

Неразрешенные противоречия

 

 

 

Алгоритм работы с таблицей законов логики:

1. В графу Противоречия, выпишите все противоречия, связанные с вашей ситуацией. Они могут быть представлены в виде мыслей, суждений, умозаключений, представлений, фантазий, образов, воспоминаний.

Например, «Я хочу быть красивой, но у меня… маленький рост»;

2. Приведите противоречие к виду, согласованному с Законом тождества (1): «Любое понятие должно быть четко и однозначно определено»;

Для этого, дайте определения каждому понятию, которое присутствует в противоречивом суждении. Особое внимание уделяйте местоимениям и обобщениям: «я», «мы», «они», «все», никто, и т.п.

 Например, «Красота – это когда рост 2 метра 10 см и ноги от ушей. Маленький рост – рост ниже 190 см. Рост – это… Средний рост в моем окружении… Средний рост в других культурах… Идеал красоты на западе… на востоке… и т.п.».

Пользуйтесь ресурсами 1-го закона логики, представленными в таблице ресурсов;

3. Приведите противоречие к виду, согласованному с Законом противоречия (2): «Два суждения, одно из которых является простым отрицанием другого – не могут быть истинны».

Разбейте противоречие на несколько простых суждений. Запишите полученные суждения (о себе, других и мире), а через «/» – подставьте простое отрицание этих суждений так, чтобы у вас получилась дуальная пара противоположностей. Например, «Я красивая/не красивая, высокая/не высокая, я только тело/я не только тело».

Пользуйтесь ресурсами 2-го закона логики, представленными в таблице ресурсов;

4. Исключите невозможные суждения, или варианты, опираясь на Закон исключения третьего (3): «При наличии двух противоречивых суждений, из которых одно является истинной – других истинных быть не может».

Задайте себе вопрос: «Какие иные варианты суждений исключаются?». Запишите их. Например, исключите варианты, которые точно никогда не могут быть.

Например, «Если я не красивая, значит не могу быть обычной, умеренно красивой, не совсем уродиной и т.п. Если я только тело – то не могу себя определять со стороны показателей не тела (ум, обаяние, чуткость, забота, уникальность внутреннего мира)».

Пользуйтесь ресурсами 3-го закона логики, представленными в таблице ресурсов;

5. Обоснуйте истинность/не истинность суждений, опираясь на Закон достаточного основания (4): «Всякое утверждение должно иметь достаточное основание».

Какие доказательства и факты у вас есть в пользу каждого из указанных суждений?

Вариант работы: по шкале от 0 до 100% охарактеризуйте каждое из 2-х противоположных суждений, а также % достоверности исключенных вариантов. На сколько %, как вам кажется, суждение или исключение варианта достоверно. Где 0% – минимум достоверности, 100% – максимум достоверности. Запишите, например, «Суждение А достоверно – 75% /Суждение не-А достоверно – 25%, исключенное третье – 100%». Пропорции % любые.

Можно вместо процентов использовать количество «+» и «–», доказывающих каждый из вариантов суждения.

Например, «я красивая» по трем пунктам (лицо, зубы, талия), «я не красивая» по 1 пункту – рост ниже эталона красоты. Следовательно, есть 3 против одного в пользу, что «я красивая». Другой вариант. Я доверяю суждению «Я женское тело» на 70%, и суждению «Я обладаю женским телом, но я больше, чем просто тело» на 25%, потому, что по факту имею женский пол, но при этом, считаю, что все люди обладают душой, разумом».

Пользуйтесь ресурсами четвертого закона логики, представленными в таблице ресурсов;

6. Запишите Разрешенные противоречия и сделайте вывод, каким образом новое понимание меняет вашу картину мира.

Критерий решенного противоречия – у вас появилось ясное понимание проблемы, того, что следует делать, появилось новое суждение/убеждение, отличное от проблемного/противоречивого, и с этим новым суждением вам комфортно;

7. Варианты работы с оставшимися Неразрешенными противоречиями:

1) повторите процедуру, уделив больше внимания определению понятий, доказательствам;

2) поработайте по таблице умозаключений;

3) поработайте по всем методикам с представлениями и воспоминаниями;

4) обратитесь к специалисту.


 Логическая работа с образами

Для начала работы нужно вспомнить проблемную ситуацию, чтобы всколыхнулись эмоции и ощущения в теле.

Затем задать себе вопрос – какой образ/представление этих ощущений возникает у меня в сознании? Далее уточняете детали. Это может быть форма, цвет, консистенция, материал из чего состоит образ, может быть любой персонаж, животное, абстрактный символ и т.п.

Когда вы таким образом вышли на образ, с ним можно работать логически, изменяя его. Для чего нужно изменять? Дело в том, что, если вы начали с проблемной ситуации и проблемных эмоций. То это образ представляет вашу проблему на символическом уровне. По сути это установка/убеждение/противоречие вашей картины мира, представленная языком бессознательного, символом.

Соответственно, чтобы устранить проблему, противоречие в картине мира, этот образ нужно изменить на ресурсный.

С образом можно работать так же как с умозаключением:

 1) Через дедукцию, индукцию, аналогию, логическому квадрату;

2) Можно работать по четырем законам логики, по ресурсной таблице;

3) Возможен так же интуитивный подход.


(опубликовано в сокращении, полный вариант в моей книге "Синтезологика: синтез психологии и логики" )



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сексуальные противоречия. Искаженное восприятие мужских генеталий.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Первый закон логики
  • Третий закон логики
  • Второй закон логики или проверьте исходные данные
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • У Вас меняется окружение? Что это значит и как с этим быть?
  • От логики к клипу. Эволюция мышления
  • Способы тренировки логики и конкретного мышления
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Без логики и конца: просто мысли...
  • Эмпатия и восприятие внутреннего мира - имеется ли связь?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Красивая и грамотная речь человека, говорит о красоте его внутреннего мира
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Позитивное и негативное восприятие мира
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Медитация, развивающая безоценочное восприятие мира
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как сделать правильный выбор? Например - выбрать лучшего для вас мужчину.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Разрешите себе быть богатым. Это так просто сделать!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь