|
Эмпатия и восприятие внутреннего мира - имеется ли связь?Автор статьи: Деменева Анна Евгеньевна
Статья опубликована: Деменева А.Е., Левченко Е.В. Эмпатия и восприятие внутреннего мира: имеется ли связь? // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития» / ВятГГУ. – Киров, 2007. – с.42-49.
Английское слово empathy означает способность понимать чувства и проблемы других людей. Ее причиной признается наличие у наблюдателя сходного опыта [17]. В научной литературе этот феномен связывают со способностью личности постигать и реконструировать внутренний мир другого человека, раскрывают через понятия сопереживания, сочувствия, чуткости, социальной сензитивности, идентификации, децентрации, интуиции. В эмпатии выделяют аффективную и когнитивную составляющие и ведут споры о том, какая из них определяет ее сущность [14, 15]. В пользу аффективных теорий говорит то, что вопрос о результате эмпатии как отображении другого человека не ставится. Несмотря на то, что этот феномен невозможен без взаимодействия наблюдателя с Другим, последний выполняет лишь роль статиста: важен не он сам, а факт его наличия, присутствия в наличной ситуации. Другой выступает лишь как повод для развертывания ответной реакции, вся ответственность за которую целиком ложится на плечи наблюдателя. В представлениях об эмпатии особым образом отображаются одновременно и актуальный, и потенциальный режимы функционирования психики. С одной стороны, эмпатия – это актуальный отклик на взаимодействие с другим человеком в эмпатогенной ситуации. С другой - это относительно устойчивая личностная характеристика, обеспечивающая готовность к такому отклику во многих подобных ситуациях. Однако первая из описанных сторон в анализе практически не представлена: в большей мере предпочитают говорить об особом эмпатийном потенциале личности [5, 16, 18]. Вместе с тем, независимо от величины этого потенциала, наблюдатель осуществляет не только эпизодическое, ситуативное, но и систематическое восприятие и познание другого человека и его психики. Исследование восприятия психики и психического – едва ли не самая сложная из исследовательских задач. В рамках теории межличностного восприятия изучено восприятие и познание Другого, его индивидуальности [4]. Однако, восприятие внутреннего мира другого человека не объясняется закономерностями межличностного восприятия, так как воспринимается не сам объект (другой человек и его внешне воспринимаемые характеристики), а нечто более сложное, не видимое «невооруженным взглядом» - внутренняя психическая реальность, жизнь другого субъекта [1, 13]. Несмотря, однако, на всю сложность феномена внутреннего мира и методов его фиксирования, человеческому восприятию может быть доступно содержание психического, как собственного, так и другого человека. Сила человеческого восприятия такова, что человек может воспринимать как внешнее, внешний мир, так и внутреннее, внутренний мир. Восприятие внутреннего мира рассматривается в широком смысле. Внутренний мир является специфическим целостным объектом восприятия. Восприятие психических явлений возможно не только в случае самонаблюдения, но и в случае внешнего наблюдения – восприятие психических явлений, носителем которых является Другой (Е.В.Левченко, 1995) [8, 9]. При этом внутренний мир может принадлежать как самому субъекту, так и Другому. Однако, для воспринимающего субъекта нет жесткого разграничения собственно внутреннего и внешнего мира. В состав внутреннего мира он включает и объекты внешнего мира. Мы рассматриваем образ внутреннего мира с точки зрения того, как он феноменологически дан сознанию субъекта, поэтому в его состав вошли все характеристики, которые сам субъект относит к внутреннему миру. Возможно существование у субъекта образа как собственного внутреннего мира, так и внутреннего мира Другого; последний формируется путем непосредственного восприятия, наблюдения за проявлениями внутренней жизни Другого. Восприятие, как мы знаем, носит активный и избирательный характер. Как именно, какие элементы, составляющие внутреннего мира Другого воспринимает субъект в первую очередь – вопрос, ответ на который может иметь корни в проблеме эмпатии. Эмпатия как способность со-переживать, со-чувствовать, понимать другого человека может являться неким фактором, способствующим восприятию внутреннего мира Другого, построению более четкого и осознанного образа этого внутреннего мира. Объектом проведенного нами эмпирического исследования явилось восприятие внутреннего мира человека; предметом - феноменология восприятия внутреннего мира. В этом исследовании мы постарались учесть возможное влияние эмпатии на результат восприятия внутреннего мира. В исследовании приняли участие 150 студентов разных специальностей и курсов Пермского государственного университета: исторического, геологического, философско-социологического (57 мужчин и 93 женщины). Возраст участников исследования варьирует от 18 до 26 лет. Цель исследованиясостояла в изучении феноменологии восприятия человеком внутреннего мира в трех познавательных ситуациях: восприятие собственного внутреннего мира, внутреннего мира близко знакомого человека и внутреннего мира мало- или почти незнакомого человека. Одной из исследовательских задач являлась проверка гипотезы о возможной связи такой личностной особенности субъекта, как эмпатия, с показателями восприятия им внутреннего мира (во всех трех познавательных ситуациях). В качестве основного метода была использована методика свободного самоотчета, задачей которой является исследование феноменологии восприятия внутреннего мира в том виде, в каком она дана сознанию субъекта. Участникам исследования предлагались следующие инструкции: «Опишите, пожалуйста, свой внутренний мир и то, что Вы можете наблюдать в нем в данный момент», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир близко знакомого Вам человека и то, как Вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.), что что-то происходит в его внутреннем мире», «Опишите, пожалуйста, внутренний мир мало- или почти незнакомого Вам человека и то, как вы можете понимать (видеть, чувствовать и т.д.), что что-то происходит в его внутреннем мире». Для изучения эмпатии использовалась методика В.В.Бойко. Полученные методом свободного описания данные обрабатывались методом контент-анализа. При анализе законченных смысловых высказываний, являющихся эмпирическими индикаторами категорий, были выделены десять категорий контент-анализа текстов самоотчетов (см табл.1).
Таблица 1. Категории восприятия внутреннего мира и их эмпирическиеиндикаторы (данные метода свободного самоотчета)
Все полученные категории были отнесены к различным компонентам в составе внутреннего мира: - объект (внешние явления); - действия и поведение (поведение и деятельность); - психические свойства (индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира); - психические процессы и состояния (эмоциональные явления, когнитивная сфера, мотивационная сфера, психофизиологические и психические состояния); - субъективные смыслы носителя внутреннего мира (система мировоззрения и субъективных смыслов). Две категории контент-анализа: «метафорический образ» и «характеристики внутреннего мира» - представляют собой способы целостного описания внутреннего мира. Данный набор категорий говорит о том, что субъект может описывать внутренний мир двумя способами: 1) как целое (через метафорический образ и присваивание характеристик внутреннему миру); 2) через отображение отдельных частей, составляющих внутреннего мира. При организации исследования мы вводили, меняя условия восприятия, три познавательные ситуации: «Я – Другой» (вербализация образа собственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого); «Близко знакомый Другой – Малознакомый Другой». В качестве гипотезы, объясняющей цель такого разделения, послужило предположение о том, что при отображении внутреннего мира своего и чужого существует ряд различий, выражающихся в частоте запроса различных составляющих внутреннего мира. В двух познавательных ситуациях: «Я – Я»; «Я – Другой» имеются как общие, так и частные особенности отражения внутреннего мира. Общимдля образа внутреннего мира является набор выделяемых субъектом составляющих внутреннего мира, в который включаются: 1) целостные описания внутреннего мира; 2) описания действий и поведения его носителя; 3) описания психических свойств, процессов и состояний его носителя; 4) описания субъективных смыслов его носителя; 5) описания объектов внешнего мира. Различаетсяпри описаниисобственного внутреннего мира и внутреннего мира Другого частота обращения к составляющим внутреннего мира (частота обращения к той или иной категории). Так, чаще всего участники исследования предпочитают описывать свой внутренний мир через эмоциональные явления, наблюдаемые в себе (41,33%); указания на объекты внешнего мира (34,67%), описания индивидуальных характеристик носителя внутреннего мира (30,67%). Таким образом, сам себя субъект воспринимает как Чувствующего, Переживающего. При описании внутреннего мира близко знакомого человека участники исследования чаще всего склонны обращать внимание на его (человека) индивидуальные характеристики (38,67%), указывать на различные эмоциональные явления (28%), явления когнитивной сферы (20%). Близко знакомый Другой воспринимается как Личность, Индивидуальность, обладающий различными потенциальными Свойствами и характеристиками. При описании внутреннего мира мало- или почти незнакомого человека упоминается когнитивная сфера: мысли, образы, названия различных познавательных процессов и их процессуальная сторона (33,33%), упоминаются индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира (25,33%), упоминается поведение (16,67%). Малознакомый Другой воспринимается как актуально проявляющий себя: Мыслящий, Воспринимающий, Говорящий и т.д. Общей тенденцией является частое обращение к метафорическому образу внутреннего мира: свой внутренний мир – 47,33%; внутренний мир близко знакомого человека – 36,67%; внутренний мир мало- или почти незнакомого человека – 30,67% (при снижении показателей от первой ситуации к третьей). Данные, полученные при изучении описаний внутреннего мира, были соотнесены с показателями эмпатии. Для этого методом кластерного анализа выборка была разделена на две группы (с высокими и низкими показателями эмпатии). Затем с помощью статистических методов (j-критерий Фишера, U-критерий Манна-Уитни, c2-квадрат) проводилось сравнение показателей частоты обращения к выделенным выше группам категорий. Результаты исследования показали, что исходное положение о том, что эмпатические способности являются тем условием, которое способствует пониманию, сочувствию Другому и должно способствовать более глубокому проникновению в его внутренний мир, не нашло подтверждения. Для лиц с высокими показателями эмпатии выявлено лишь единственное статистически значимое различие: более частое употребление метафоры при описании собственного внутреннего мира. В описаниях внутреннего мира Другого различий между группами с разным уровнем эмпатических способностей выделено не было. Оказалось интересным соотнесение этого факта с данными по алекситимии, полученными на той же выборке с помощью Торонтской алекситимической шкалы. Наличие алекситимических черт у носителя внутреннего мира традиционно означает неспособность, затруднения в осознавании и вербализации собственных эмоциональных переживаний [7,10]. Предполагалось, что наличие алекситимических черт должно отразиться и на описаниях внутреннего мира: вызвать затруднения в экспликации или «бедность» описаний. Однако, результаты статистического анализа, выполненного по аналогичной описанной выше процедуре, показали, что лица с уровнем алекситимии выше среднего статистически превосходят лиц с уровнем алекситимии ниже среднего по частоте вербальных указаний на некоторые элементы внутреннего мира. При описании собственного внутреннего мира это - поведение и деятельность; индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; мотивационная сфера. При отображении внутреннего мира близко знакомого человека это - индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира. При обращении к внутреннему миру мало- или почти незнакомого человека это такие элементы, как индивидуальные характеристики носителя внутреннего мира; когнитивная сфера; мотивационная сфера и внешние явления. Это означает, что алекситимия, проявляясь в основном в эмоциональной сфере, наоборот, помогает субъекту лучше описывать целостный, интегральный феномен внутреннего мира.
Таким образом, в ходе исследования были выяснено, что эмпатия не является одной из предпосылок «успешного» восприятия внутреннего мира Другого, она не оказывает существенного влияния на это восприятие. Эмпатийные лица только чаще «уходят» в метафору при описании собственного внутреннего мира. Возможно, такой результат может быть связан с особенностями как методики изучения восприятия внутреннего мира, (свободный самоотчет), так и методики измерения эмпатии, поэтому гипотезу о влиянии уровня эмпатии на восприятие внутреннего мира Другого нужно еще проверять и подтверждать с помощью иного методического аппарата. Другой причиной может служить особенность самого объекта познания – внутреннего мира. Такое целостное интегральное образование, как внутренний мир, и его восприятие мало подвержены влиянию таких факторов, как уровень эмпатии или алекситимии; воспринимать внутренний мир (и свой, и Другого) могут и эмпатийные, и малоэмпатийные лица. Такое восприятие не носит оттенка «вчувствования», а предполагает, в основном, отражение внутреннего мира в целом как особого интегрального образования, субъективной реальности человека. Также было выяснено, что уровень эмпатии и уровень алекситимии не связаны, не коррелируют статистически между собой, хотя предполагалось, что эти два параметра могут иметь обратные корреляционные связи (чем выше уровень алекситимии, тем ниже уровень эмпатии и наоборот). Литература:
10. Проворотов В.М., Чернов Ю.Н. и др. Алекситимия // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. №6. с.66-70. 11. Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. М., 1992. 320 с. 12. Роджерс К. Искусство консультирования и психотерапии. М., 2002. 966. 13. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006. 392 стр. 14. Юсупов И.М. Эмпатия как условие эффективного педагогического общения // Психологичские условия повышения эффективности обучения в педвузе: межвуз.сборник научных трудов. – М., 1992. – с. 105-115. 15. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дисс. ... доктора психол. наук. СПб., 1995 16. Goldstein A.P., Michaels G.Y. Empathy development training, consequences. New Jersy, London. 1985. 287 p. 17. Longman dictionary of contemporary English / director Della Summer, 2005 18. Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being // The counseling psychologist. 1975. V.5. №2. p. 2-10.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|