Что такое сказка? В словаре Ожегова она описана как: “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях преимущественно с участием волшебных фантастических сил. Выдумка, ложь” [8, c. 45]. Можно заметить, что про сказки, также как и про сновидения, сложно говорить, но легко чувствовать. Дж. Р. Р. Толкиен, автор трилогии “Властелин колец” в своей статье “Сказочный мир” пишет “Волшебное нельзя поймать в сети слов; его главное свойство - неописуемость, хотя ощутить его можно. В нём много составляющих, но анализ их вовсе не обязательно раскроет секрет целого” [9]. Если перевести слова Толкиена с языка метафор на язык психологии, то можно сделать вывод, что мир сказок - это мир чувственно-эмоциональный, в котором формируется “структуры нравственно-этических чувственно-эмоциональных доминант” [1, c. 95]. По мнению большинства психоаналитиков, сказки непосредственно отображают психические процессы, протекающие в коллективном бессознательном, поэтому представляют большую ценность для научного исследования [5, c. 15]. Именно через сказки можно постичь базовые паттерны человеческой психики с большей ястностью, минуя культурные наслоения [5 c. 16].
Ещё в диалогах Платона можно прочитать о том, как тогда старые женщины рассказывали своим детям символические истории, похожие на сказки. Эти истории, по всей видимости, носили не только эстетический, но и воспитательный и обучающий характер. Или, например, в период поздней античности Апулей - философ и писатель II века до н. э. включил в свой роман “Золотой осёл” сказку о красавице и чудовище. Описание этого же самого паттерна можно встретить в сказочных историях Норвегии, Швеции, России и других странах. В данном случае можно предположить, что подобный сценарий существует примерно две тысячи лет практически в неизменной форме [2, c. 36]. В другом случае есть более ранние сведения о том, что были обнаружены волшебные сказки наегипетских папирусах и каменных стеллах. Например, сказка о двух братьях - Анупе и Бате. Сюжет этой сказки протекает по тому же сценарию, что и в других сказках о двух братьях, которые можно прочитать в современных книгах. В данном случае, речь может идти о традиции трёх тысячелетней давности [5, c. 28].
Мария Луиза фон-Франс, психоаналитик, которая много занималась поиском психологического назначения сказок пишет: “волшебные сказки обладают огромным преимуществом, будучи наивными (но не буквальными) и “проработанными” большими группами населения, и в результате такой “проработки” в них содержится чистый архитипический материал, не скрытый индивидуальными проблемами” [5, c. 29].
Можно предположить, что для психической жизни каждого человека сказки выполняют какую-то важную функцию. А именно, образуют целостность психической жизни человека в системе отношений человека к внешнему миру и к миру внутреннему. А. А. Гостеев выделяет образную сферу личности как систему социальных представлений “переживаемых в отсутствии непосредственно воздействующего стимула, которая может рассматриваться как образное содержание системы отношений данной личности” [6, c. 45]. С самого детства ребёнок, слушая сказку, переживаю её в виде символов и паттернов, простых и понятных. Символ имеет
свойство соединять сознательный материал и бессознательный, он всегда уникален (то есть индивидуален), имеет психосоматическую окраску,
парадоксален и устойчив [4, c. 36]. То есть, в большей степени переживается бессознательно. В этой логике можно сказать, что сказочный мир наполнен символами, с помощью них ярко и живо открывается всеобщий, духовный опыт человечества, смысл которого направлять, предостерегать от ошибок и обогащать не только конкретного индивида, а всё человечество [3, c. 145].
В сказках происходит объединение фантастического и реального в образах героев, причём, реальными оказываются чувства и эмоции, которые испытывает слушающий. Поскольку действия героев сказки всегда эмоционально обусловлены, в психическом мире ребёнка формируются те или иные установки, влияющие впоследствии на стратегию его поведения в жизни. В. Ф. Базарный говорит о том, что в сказках формируется устойчивый, чувственно-подсознательный
динамический стереотип [1, c. 96]. Можно сказать, что у сказки есть не только образовательная и обучающие функции, но ещё и регулирующая. Она помогает в разведении “первичных рефлекторно-инстинктивных чувственных аффектов добра и зла” [1, c. 97]. Сейчас понятие сказки тесно связано с детством. Тот же Дж. Р. Толкиен пишет: “фактически связь между детьми и сказками - это побочное обстоятельство нашей домашней истории. В современном цивилизованном мире сказки передают в детскую подобно тому, как в игровую комнату передают старую мебель, в основном из-за того, что взрослым она больше не нужна, и они не возражают, чтобы её использовали по назначению” [9]. Однако, так было не всегда. Для развлечения и воспитания детей сказки стали использовать лишь с XVII века. До этого времени их слушали исключительно взрослые люди. Психоаналитик М. Л. Фон-Франс связывает это с развитием технического прогресса и рационального взгляда на жизнь. По её мнению, сказки утратили своё видимое влияние, они стали считаться “чепухой и небылицами” [5, c. 59}. Их смысл и строй пробовали менять, “приглаживать”, смягчать жестокость, исключать эротическую составляющую, как будто хотели изменить и “припудрить” саму жизнь. Порой они становились настолько отличны от первоисточника, что общим оставалось только название. И всё же, выдержав гонения, сказочный мир в последнее время стал громко заявлять о себе. Стали издаваться сказки в первозданном виде, вслед за антропологами, фольклористами, культурологами интерес к сказочному миру проявили и психологи. Растущий интерес к волшебным сагам таким, как “Властелин колец”, “Гарри Потер”, “Сказочные твари и где они водятся” и др., а также к виртуальной (в частности, игровой) реальности может косвенно говорить о потребности не только детей, но и взрослых сохранять связь с чем-то иррациональным и таинственным.
К. Г. Юнг в своей работе “Символическая жизнь” пишет о том, что современный человек страдает от излишней рационализации жизни. Почти не осталось места для жизни символической, которая, по его мнению, “выражает потребность души”, осуществляет трансцендентную функцию, объединяя внешние переживания с внутренними, одаривая их личным смыслом. Современный человек чувствует себя загнанным в “беличье колесо”, он ощущает себя больным и одиноким [7, c. 306]. Искусственный поиск ощущений и чувств превращается в разного рода зависимости. Этот поиск всегда направлен во вне, хотя ответ может быть спрятан за потайной дверью индивидуального психического мира. Сказки могут быть тем самым ключиком, который, при должном трудолюбии и усердии, открывает дверь в мир образов и смыслов. Превращая жизнь из тусклой и однообразной в яркую и интересную.
Список литературы
1. Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. - М., 2009 - 328 с.
2. Дикманн Ханс. Сказание и иносказание. Юнгианский анализ волшебных сказок. - Москва, «Корвет», 2017 - 224 с.
3. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М.Московский психолого-социальный институт, 2001 - 194 с.
4. Каблучкова Т. Основы аналитической психологии. Архетипический подход. - М.: Независимая фирма «Класс», 2018 - 352 с.
5. М.-Л. фон Франц. Фемининность в волшебных сказках / Пер. с англ. В. Мершавки. - М.: Независимая фирма «Класс», 2010 - 256 с. -(Библиотека психологии и психотерапии).
6. Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии / А. В.Сухарев; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - Москва: Ин-т психологии РАН, 2008 - 575 с.: ил., табл.; 22
7. Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с англ. - Издание 2-е. - М.:«Когито-Центр», 2013 - 326 с. (Карл Густав Юнг. Сочинения)
8. Ожегов С. И. Толковый словарь [«Электронный ресурс] / Толковый словарь Ожегова: www.slovarozhegova.ru.URL:https://slovarozhegova.ru (дата обращения 18 08.2019)
9. Толкиен Дж. Р. Р. О волшебных сказках [Электронный ресурс] /Омилия. Международный литературный клуб: www. omiliya.org. URL:https://omiliya.org/article/o-volshebnykh-skazkakh-dzhon-ronald-ruel-tolkien.html (дата обращения 18.08.2019)