Сказки в нашей жизни

Все мы выросли на сказках. Пожалуй, это самая древняя человеческая традиция, которая идет к нам из глубины веков. 

Многие психологи сходятся во мнении, что сказочные истории, притчи и легенды были первым средством народной психотерапии. Их образный язык и метафоричность помогали подсластить даже самую горькую правду и врачевали душевные раны еще задолго до появления психотерапии как науки.

В наш век "лечение сказками" или сказкотерапия стала целым направлением в психологии и активно используется многими специалистами как средство мягкой коррекции и психологической помощи. 

Одна из причин подобного успеха кроется в особенностях восприятия нашего мозга. Значительная часть информации воспринимается нами без участия логического интеллекта - путем восприятия целостных образов, интуитивных ощущений и работы воображения. 

Метод рассказывания историй помогает обходить защитные механизмы сознания и обращаться напрямую к нашему интуитивному началу, которое легко понимает язык метафор и символов. 

Ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и то, как это сказано.

Особенно чувствительны к образному языку сказок дети. Вспомните это состояние, когда каждая травинка, каждый камушек может стать предметом для игры и частью увлекательной истории...  Детское восприятие очень мифологично. Мир вещей и природных явлений пока еще полон загадок и тайн. И это рождает много вопросов, которые помогает удовлетворить богатое детское воображение. Вот почему сказочные метафоры и символы становится наиболее близким способом понимания для детей, в отличие от сложных абстрактных понятий взрослых.

Кто-то может возразить, что современные дети уже совсем не любят сказки. Их больше увлекают компьютерные игры и приложения на всевозможных гаджетах... Однако возьмите любую игру и вы найдете в ней все тот же сказочный сюжет. Есть добро и есть зло. Есть те, против кого я сражаюсь и те, кто со мной рядом, в моей команде... И, конечно, есть определенные препятствия, которые мне приходится преодолевать на пути к важной цели.

Отождествляя себя с главным героем сказки/игры ребенок проживает вместе с ним его приключения, присоединятся к тем эмоциям и переживаниям, что испытывает герой и учится на его примере новым моделям поведения.

Не все истории одинаково полезны...

С возрастом такими нашими "сказками" становятся сериалы, фильмы и телепередачи – все то, что имеет в своей основе некий сюжет. 

Приобщаясь к чужому опыту, пусть и воображаемому, мы обогащаем "копилку" своего житейского опыта, знакомимся с иными взглядами и моделями поведения. Иногда истории способствуют тому, что мы укрепляемся в уже знакомых нам идеях и ценностях. К сожалению, такое влияние не всегда оказывается благотворными для нас и нашей жизни...  Широко известны примеры, когда носители антигуманных идей заражали своими взглядами целые сообщества и даже страны. 

Вот почему так важно уметь размышлять над каждой историей, которая привлекает наше внимание:

  • Что я чувствую в отношении героев и сюжетной линии этой истории?
  • Что мне особенно нравится/не нравится и почему?
  • Как бы я поступил на месте героев?
  • Какие мотивы и ценности двигали каждым персонажем этой истории? 
  • Могла ли описанная ситуация решиться как-то иначе? Что для этого пришлось бы сделать/изменить?
  • Какой новый опыт приобрели для себя участники этой истории? 
  • Какой можно сделать вывод из финала истории и какие чувства это во мне рождает? 

Конечно, наибольшего эффекта достигают специально подобранные истории и притчи. Они становятся тем самым лекарством для души против нездоровых идей и помогают находить более эффективные способы решения конфликтов.

Говорить и слушать

Существует большое количество способов применения терапевтических метафор, сказочных историй и притч.

Однако все их можно описать двумя действиями. Говорить и слушать. Сказкотерапия – это всегда процесс взаимодействия между слушателем и сказителем.

Причем на месте сказителя может оказаться как сам специалист, так и клиент, рассказывающий созданную им сказку и свои мысли о ней. Иногда подобный диалог возможен даже с самим собой – от нашего бессознательного к нашему сознанию и наоборот.

Мне хочется поделиться с вами одной такой эффективной техникой сказкотерапии, которую я часто использую на своих мастер-классах и лекциях. Она хорошо помогает установить диалог с нашим интуитивным, творческим началом и позволяет увидеть новые возможности решения проблемных ситуаций – как взрослому, так и ребенку.

Этот способ самопомощи также хорош тем, что помогает пробудить нашего  внутреннего сказочника и начать сочинять сказки "на ходу". Даже если до этого мы относились к своим творческим способностям весьма скептично. 

Создание сказки-импровизации (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките на таймере одну минуту, в течение которой вам необходимо записать на листке все слова, что приходят на ум. Не пытайтесь оценивать или критиковать их. Просто доверьтесь руке и позвольте потоку сознания отразиться на листе бумаги.

 Теперь, когда минута прошла, взгляните внимательно на список слов, что у вас получился и постарайтесь найти то слово, которое находит внутри вас наибольший отклик.

Закройте глаза и представьте картину, имеющую отношение к этому слову. Если это человек, или какое-то живое существо, представьте, как могла бы выглядеть его жизнь, чем он занимается и что чувствует… Если это некий сюжет, или состояние, опишите то, что представляется вам.

Это и будет зачин вашей сказки, ее начало.

А теперь представьте, что могло бы произойти, что ситуация  в вашей истории развернулась буквально на 180 градусов...

Это и будет конфликтом сказки. Продолжайте писать, развивая линию сюжета. 

Вам могут помочь следующие вопросы:

  • Как герои справляются с возникшими проблемами и препятствиями?
  • Кого они встречают на своем пути, кто и как им помогает?
  • Каким видится вам финал у этой истории?

Когда сказка будет завершена, прочтите ее снова.

Это и есть своеобразный ключ к вашему состоянию в настоящий момент и тем способам решения трудностей, что Вам уже доступны. 

И если вам удастся пройти по этому невидимому мосту в мир фантазии и вернуться оттуда с ответом на важный для себя вопрос, поздравляю! Вы стали настоящим сказочником!

 

P.S.:Буду рада узнать Ваши впечатления и комментарии от этого упражнения.

Хотите приобщить своих детей к целительной работе со сказками? 
Присоединяйтесь к нашей уникальной сказкотерапевтической мастерской "Волшебные ручки". 
Начало группы - 25.03. Все подробности здесь>>>



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему все так? За что мне это?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Телесно-ориентированная психотерапия - что это такое? Немного истории.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • "Я для себя" - что это?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему со мной все ОК, даже если мне кажется, что я схожу с ума
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь