Сказки в нашей жизни

Все мы выросли на сказках. Пожалуй, это самая древняя человеческая традиция, которая идет к нам из глубины веков. 

Многие психологи сходятся во мнении, что сказочные истории, притчи и легенды были первым средством народной психотерапии. Их образный язык и метафоричность помогали подсластить даже самую горькую правду и врачевали душевные раны еще задолго до появления психотерапии как науки.

В наш век "лечение сказками" или сказкотерапия стала целым направлением в психологии и активно используется многими специалистами как средство мягкой коррекции и психологической помощи. 

Одна из причин подобного успеха кроется в особенностях восприятия нашего мозга. Значительная часть информации воспринимается нами без участия логического интеллекта - путем восприятия целостных образов, интуитивных ощущений и работы воображения. 

Метод рассказывания историй помогает обходить защитные механизмы сознания и обращаться напрямую к нашему интуитивному началу, которое легко понимает язык метафор и символов. 

Ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и то, как это сказано.

Особенно чувствительны к образному языку сказок дети. Вспомните это состояние, когда каждая травинка, каждый камушек может стать предметом для игры и частью увлекательной истории...  Детское восприятие очень мифологично. Мир вещей и природных явлений пока еще полон загадок и тайн. И это рождает много вопросов, которые помогает удовлетворить богатое детское воображение. Вот почему сказочные метафоры и символы становится наиболее близким способом понимания для детей, в отличие от сложных абстрактных понятий взрослых.

Кто-то может возразить, что современные дети уже совсем не любят сказки. Их больше увлекают компьютерные игры и приложения на всевозможных гаджетах... Однако возьмите любую игру и вы найдете в ней все тот же сказочный сюжет. Есть добро и есть зло. Есть те, против кого я сражаюсь и те, кто со мной рядом, в моей команде... И, конечно, есть определенные препятствия, которые мне приходится преодолевать на пути к важной цели.

Отождествляя себя с главным героем сказки/игры ребенок проживает вместе с ним его приключения, присоединятся к тем эмоциям и переживаниям, что испытывает герой и учится на его примере новым моделям поведения.

Не все истории одинаково полезны...

С возрастом такими нашими "сказками" становятся сериалы, фильмы и телепередачи – все то, что имеет в своей основе некий сюжет. 

Приобщаясь к чужому опыту, пусть и воображаемому, мы обогащаем "копилку" своего житейского опыта, знакомимся с иными взглядами и моделями поведения. Иногда истории способствуют тому, что мы укрепляемся в уже знакомых нам идеях и ценностях. К сожалению, такое влияние не всегда оказывается благотворными для нас и нашей жизни...  Широко известны примеры, когда носители антигуманных идей заражали своими взглядами целые сообщества и даже страны. 

Вот почему так важно уметь размышлять над каждой историей, которая привлекает наше внимание:

  • Что я чувствую в отношении героев и сюжетной линии этой истории?
  • Что мне особенно нравится/не нравится и почему?
  • Как бы я поступил на месте героев?
  • Какие мотивы и ценности двигали каждым персонажем этой истории? 
  • Могла ли описанная ситуация решиться как-то иначе? Что для этого пришлось бы сделать/изменить?
  • Какой новый опыт приобрели для себя участники этой истории? 
  • Какой можно сделать вывод из финала истории и какие чувства это во мне рождает? 

Конечно, наибольшего эффекта достигают специально подобранные истории и притчи. Они становятся тем самым лекарством для души против нездоровых идей и помогают находить более эффективные способы решения конфликтов.

Говорить и слушать

Существует большое количество способов применения терапевтических метафор, сказочных историй и притч.

Однако все их можно описать двумя действиями. Говорить и слушать. Сказкотерапия – это всегда процесс взаимодействия между слушателем и сказителем.

Причем на месте сказителя может оказаться как сам специалист, так и клиент, рассказывающий созданную им сказку и свои мысли о ней. Иногда подобный диалог возможен даже с самим собой – от нашего бессознательного к нашему сознанию и наоборот.

Мне хочется поделиться с вами одной такой эффективной техникой сказкотерапии, которую я часто использую на своих мастер-классах и лекциях. Она хорошо помогает установить диалог с нашим интуитивным, творческим началом и позволяет увидеть новые возможности решения проблемных ситуаций – как взрослому, так и ребенку.

Этот способ самопомощи также хорош тем, что помогает пробудить нашего  внутреннего сказочника и начать сочинять сказки "на ходу". Даже если до этого мы относились к своим творческим способностям весьма скептично. 

Создание сказки-импровизации (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките на таймере одну минуту, в течение которой вам необходимо записать на листке все слова, что приходят на ум. Не пытайтесь оценивать или критиковать их. Просто доверьтесь руке и позвольте потоку сознания отразиться на листе бумаги.

 Теперь, когда минута прошла, взгляните внимательно на список слов, что у вас получился и постарайтесь найти то слово, которое находит внутри вас наибольший отклик.

Закройте глаза и представьте картину, имеющую отношение к этому слову. Если это человек, или какое-то живое существо, представьте, как могла бы выглядеть его жизнь, чем он занимается и что чувствует… Если это некий сюжет, или состояние, опишите то, что представляется вам.

Это и будет зачин вашей сказки, ее начало.

А теперь представьте, что могло бы произойти, что ситуация  в вашей истории развернулась буквально на 180 градусов...

Это и будет конфликтом сказки. Продолжайте писать, развивая линию сюжета. 

Вам могут помочь следующие вопросы:

  • Как герои справляются с возникшими проблемами и препятствиями?
  • Кого они встречают на своем пути, кто и как им помогает?
  • Каким видится вам финал у этой истории?

Когда сказка будет завершена, прочтите ее снова.

Это и есть своеобразный ключ к вашему состоянию в настоящий момент и тем способам решения трудностей, что Вам уже доступны. 

И если вам удастся пройти по этому невидимому мосту в мир фантазии и вернуться оттуда с ответом на важный для себя вопрос, поздравляю! Вы стали настоящим сказочником!

 

P.S.:Буду рада узнать Ваши впечатления и комментарии от этого упражнения.

Хотите приобщить своих детей к целительной работе со сказками? 
Присоединяйтесь к нашей уникальной сказкотерапевтической мастерской "Волшебные ручки". 
Начало группы - 25.03. Все подробности здесь>>>



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • Этимология служебного романа. Есть ли у этой истории продолжение?
  • «Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"
  • Коррекционные истории для детей "Сюзи и её друзья"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Из истории программы " Каждый сам в ответе за свой оргазм "
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Поучительные истории: "Я сломала дочери жизнь".
  • Сложные семьи. Три истории истории о женском (не)счастье.
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Истории социально-активного старения №1.проект"Интеграция".Заметки психолога Смирновой С.Е.
  • Три истории чудесного "исцеления" мужей от лени
  • "Без страданий нет любви..." Или истории о мазохистической личности
  • Упражнение для писателей "Переплетенные истории"
  • Почти вымышленные истории. "Егорка"
  • Клиентские истории. "Синий осьминог"
  • Медитативные сказки для трудных детей с "иммунитетом против наказания".
  • Методика «Ресурсы нашей истории или почему нам повезло быть собой?» / Новая путёвка в дальнейшее.
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Строительный проект "Семейный очаг" или продолжение нашей сказки Три поросенка
  • Неспетые колыбельные: терапия репродуктивной травмы методом "репродуктивной истории"
  • Королевство: истории одной игры.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Сказки про семью, или "в каждой избушке свои погремушки".
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • Как написать Новую главу в Новом году: Два упражнения для переосмысления истории вашей жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь