|
Сказки в нашей жизниАвтор статьи: Славкина Ольга Константиновна
Все мы выросли на сказках. Пожалуй, это самая древняя человеческая традиция, которая идет к нам из глубины веков. Многие психологи сходятся во мнении, что сказочные истории, притчи и легенды были первым средством народной психотерапии. Их образный язык и метафоричность помогали подсластить даже самую горькую правду и врачевали душевные раны еще задолго до появления психотерапии как науки. В наш век "лечение сказками" или сказкотерапия стала целым направлением в психологии и активно используется многими специалистами как средство мягкой коррекции и психологической помощи. Одна из причин подобного успеха кроется в особенностях восприятия нашего мозга. Значительная часть информации воспринимается нами без участия логического интеллекта - путем восприятия целостных образов, интуитивных ощущений и работы воображения. Метод рассказывания историй помогает обходить защитные механизмы сознания и обращаться напрямую к нашему интуитивному началу, которое легко понимает язык метафор и символов. Ведь очень важно не только то, что мы говорим, но и то, как это сказано. Особенно чувствительны к образному языку сказок дети. Вспомните это состояние, когда каждая травинка, каждый камушек может стать предметом для игры и частью увлекательной истории... Детское восприятие очень мифологично. Мир вещей и природных явлений пока еще полон загадок и тайн. И это рождает много вопросов, которые помогает удовлетворить богатое детское воображение. Вот почему сказочные метафоры и символы становится наиболее близким способом понимания для детей, в отличие от сложных абстрактных понятий взрослых. Кто-то может возразить, что современные дети уже совсем не любят сказки. Их больше увлекают компьютерные игры и приложения на всевозможных гаджетах... Однако возьмите любую игру и вы найдете в ней все тот же сказочный сюжет. Есть добро и есть зло. Есть те, против кого я сражаюсь и те, кто со мной рядом, в моей команде... И, конечно, есть определенные препятствия, которые мне приходится преодолевать на пути к важной цели. Отождествляя себя с главным героем сказки/игры ребенок проживает вместе с ним его приключения, присоединятся к тем эмоциям и переживаниям, что испытывает герой и учится на его примере новым моделям поведения. Не все истории одинаково полезны... С возрастом такими нашими "сказками" становятся сериалы, фильмы и телепередачи – все то, что имеет в своей основе некий сюжет. Приобщаясь к чужому опыту, пусть и воображаемому, мы обогащаем "копилку" своего житейского опыта, знакомимся с иными взглядами и моделями поведения. Иногда истории способствуют тому, что мы укрепляемся в уже знакомых нам идеях и ценностях. К сожалению, такое влияние не всегда оказывается благотворными для нас и нашей жизни... Широко известны примеры, когда носители антигуманных идей заражали своими взглядами целые сообщества и даже страны. Вот почему так важно уметь размышлять над каждой историей, которая привлекает наше внимание:
Конечно, наибольшего эффекта достигают специально подобранные истории и притчи. Они становятся тем самым лекарством для души против нездоровых идей и помогают находить более эффективные способы решения конфликтов. Говорить и слушать Существует большое количество способов применения терапевтических метафор, сказочных историй и притч. Однако все их можно описать двумя действиями. Говорить и слушать. Сказкотерапия – это всегда процесс взаимодействия между слушателем и сказителем. Причем на месте сказителя может оказаться как сам специалист, так и клиент, рассказывающий созданную им сказку и свои мысли о ней. Иногда подобный диалог возможен даже с самим собой – от нашего бессознательного к нашему сознанию и наоборот. Мне хочется поделиться с вами одной такой эффективной техникой сказкотерапии, которую я часто использую на своих мастер-классах и лекциях. Она хорошо помогает установить диалог с нашим интуитивным, творческим началом и позволяет увидеть новые возможности решения проблемных ситуаций – как взрослому, так и ребенку. Этот способ самопомощи также хорош тем, что помогает пробудить нашего внутреннего сказочника и начать сочинять сказки "на ходу". Даже если до этого мы относились к своим творческим способностям весьма скептично. Создание сказки-импровизации (по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой) Возьмите лист бумаги и ручку. Засеките на таймере одну минуту, в течение которой вам необходимо записать на листке все слова, что приходят на ум. Не пытайтесь оценивать или критиковать их. Просто доверьтесь руке и позвольте потоку сознания отразиться на листе бумаги. Теперь, когда минута прошла, взгляните внимательно на список слов, что у вас получился и постарайтесь найти то слово, которое находит внутри вас наибольший отклик. Закройте глаза и представьте картину, имеющую отношение к этому слову. Если это человек, или какое-то живое существо, представьте, как могла бы выглядеть его жизнь, чем он занимается и что чувствует… Если это некий сюжет, или состояние, опишите то, что представляется вам. Это и будет зачин вашей сказки, ее начало. А теперь представьте, что могло бы произойти, что ситуация в вашей истории развернулась буквально на 180 градусов... Это и будет конфликтом сказки. Продолжайте писать, развивая линию сюжета. Вам могут помочь следующие вопросы:
Когда сказка будет завершена, прочтите ее снова. Это и есть своеобразный ключ к вашему состоянию в настоящий момент и тем способам решения трудностей, что Вам уже доступны. И если вам удастся пройти по этому невидимому мосту в мир фантазии и вернуться оттуда с ответом на важный для себя вопрос, поздравляю! Вы стали настоящим сказочником!
P.S.:Буду рада узнать Ваши впечатления и комментарии от этого упражнения. Хотите приобщить своих детей к целительной работе со сказками? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|