«Пишу историю Своей строкой…» Ч.1. "Истории, которыми мы живем… Герои, которых мы выбираем…"


Пишу историю Своей строкой  Ч 1 Истории которыми мы живем Герои которых мы выбираем

 

Все мы герои фильмов про войну,

Или про первый полет на луну,

Или про жизнь одиноких сердец,

У каждого фильма свой конец…

(С.Шнуров. "Никого не жалко")

 

Есть ли у вас любимые истории (рассказы, сказки, мифы, легенды, фильмы и т.д.)? Истории, которые вы слушали, перечитывали или смотрели много раз…Захватывающие истории, от которых вы не можете оторваться, в которые вы каждый раз медленно «погружаетесь» как в ласковую теплую воду...

плывете по их строчкам, как по волнам, наслаждаясь течением...

или на свой страх и риск «ныряете с головой»...

и боретесь со штормом…

но, в любом случае, слушаете «взахлеб», переживая события, как в первый раз, несмотря на то, что знаете их до мелочей…

Истории, читая которые, вы забываете о себе и становитесь кем-то другим… Любимым героем… Тем, кем вы, возможно, всегда мечтали быть… Истории, из которых вы каждый раз нехотя возвращаетесь обратно в привычную реальность, понимая, что «выходить на берег» вам совершенно не хочется, слишком хороши эти истории, чтобы торопить их финал… Истории, которые меняют вашу точку зрения на мир, и вернуться туда, откуда вы пришли, уже не получается, потому, что, пока вы «перешагивали с точки на точку», это необратимо изменило и вас самих?…

Людей всегда тянуло к великим историям, уводящим в мечту. Так они наделяли свой мир смыслом. (Н.Гейман. Дети Ананси).

 

 «Да ну»…, - возможно, скажете вы, - «Что за детский сад, «жить чужими историями», а тем более, выбирать себе образец (или ролевую модель для подражания) в книгах или фильмах, это свойственно только детям, ну, в крайнем случае, подросткам... Я – взрослый человек, некогда мне «дурью маяться»…»

Возможно… вот только…это вовсе не значит, что вы этот выбор никогда не делали, скорее всего, вы просто сделали его так давно, что успели забыть о нем… «Что касается взрослых…»… «Я сейчас скажу тебе кое-что важное. Взрослые тоже изнутри не такие уж взрослые. Снаружи они большие, и, кажется, что они всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Остались такими же … И вся правда в том, что нет никаких взрослых…»… «Все они дети, обернутые взрослыми телами, как детские книжки, запрятанные внутри скучных, длинных книг. Без картинок и диалогов…» (Н.Гейман. Океан в конце дороги)…

«Взрослых нет. Есть постаревшие дети.Лысые, больные, седые мальчики и девочки… » - произносят в финале герои одного известного фильма («О чем говорят мужчины») и, слушая историю жизни некоторых «условно» взрослых людей, сложно с ними не согласиться…

Предположим, что психоаналитики (и представители ряда других направлений) правы, и любимые истории и герои, которых мы выбираем, не случайны, они многое говорят о нас самих… многое объясняют…

Что за истории нравятся вам? Перечислите любимые фильмы, сказки, мифы… О чем они (для вас)? Что их объединяет? Возможно, это «вариации на одну и ту же тему»? Если да, то, какую? Безответная любовь («я его люблю, но, сказать об этом не могу, а он меня упорно не замечает»), «любовный треугольник» («вроде любит, но никак не может выбрать»), любовь к врагу («вроде, должна ненавидеть, а люблю до безумия»), истории соперничества (конкуренции) «до полного уничтожения врага», истории «роковой ошибки», «долга, который нужно оплатить» или мести за совершенное преступление, истории жертвы во имя идеала или ради спасения близких, истории достижения успеха (например, «из грязи в князи» или истории обыкновенного человека, который неожиданно открывает в себе необыкновенные способности), приключения, полные трудностей, путешествие на (и, даже, за) «край мира» в поисках труднодостижимой далекой цели,

истории, где герой находится под властью темных сил или проклятия, а чудо помогает ему освободиться… или комедийные истории, основной смысл которых насмешить…? Какой сюжет вас привлекает? Чем заканчиваются все эти истории? И т.д.

Перечислите ваших любимых героев. Возможно, это персонажи детских сказок, или, может быть, это герои или героини пьес, книг, легенд, мифов или фильмов… Возможно, они даже играют не главные роли, а второстепенные или эпизодические? Какие эмоции и чувства переживают эти герои? Какие роли они «отыгрывают» (трагедийные, комедийные, героические)? Кто они (великие эпические герои, совершившие множество подвигов, Боги (которых, вообще, не принято судить по «человеческим меркам»), злодеи, любовники, шуты, простаки и т.д.)? Какие черты характера им свойственны? Какие у них взаимоотношения с окружающими людьми и миром в целом? Какие цели эти герои перед собой ставят и как их добиваются? И т.д.

А теперь задумайтесь, как все эти истории связаны с вашей жизнью? Что вас из раза в раз «цепляет» в них? Не считаете ли вы, что живете похожей жизнью? Или это та жизнь, которой вы не против были бы жить, если бы могли…? Как связан образ любимого героя с вами? Какие ваши тайные желания и потребности он (его история) воплощает?... и т.д.

 

Не торопитесь. Не всегда ответ очевиден. Иногда, мы не готовы к такой правде о себе… Легко признать свою потребность в спасении мира, борьбе за справедливость, т.е. в чем-то святом, чистом и непорочном, гораздо сложнее понять и принять свое восхищение отрицательными героями (великими «грешниками»: обманщиками, распутниками, тиранами и другими «колоритными сволочами»), явно «страдающими» (а, на первый взгляд, скорее, наслаждающимися) «комплексом превосходства»…

Если мы решаемся на подобный сценарный анализ, то, часто он позволяет узнать о себе нечто новое, заметить в себе то, что мы тщательно скрывали от своего сознания…

 

Многие из нас с детства выбирают (выбирают ли?) положительных героев (трудолюбивых, честных, высоконравственных и т.д.) в качестве объекта для подражания и с удовольствием снова и снова слушают истории, в конце которых эти герои получают награду… А что? Вроде, «все правильно, так и должно быть». Как предписывает нам религия, мораль, воспитание, трудовой и уголовный кодекс, мы с детства слышим (и всю оставшуюся жизнь твердо помним), что «Я» последняя буква в алфавите, скромность украшает, добродетель обязательно найдет своих ценителей, всегда нужно придерживаться общепринятых правил поведения, думать, прежде всего не о себе, а об интересах и комфорте ближнего своего, потому что… Потому что так положено! (кем-то и когда-то). Мы стремимся быть хорошими людьми и надеемся (часто не желая в этом признаваться даже себе), что окружающие и Высшие Силы, это заметят и оценят…

Разве не так было у Золушки? Ясное дело, счастье надо заработать, заслужить, «выстрадать»…Просто так ничего не дается… Если хочешь получить Награду, надо пол жизни «мыть, стирать, убирать дом и выгребать золу из печей и каминов» (не обязательно в буквальном смысле, будучи домохозяйкой, скорее, по-сути), помогать всем, кто попросит (и, на всякий случай, даже тем, кто не просит)…Терпеть, молчать… ночами тихо плакать в подушку, стараться быть мужественной, помня, что призовой Принц уже в пути и «кроткие унаследуют землю…просто на утверждение завещания уйдет некоторое время»…Так говорила мама, так «правильно», так обещает сказка…

Годы идут, ничего не меняется, окружающие охотно пользуются услужливостью нашей Золушки, в личной жизни к ней притягивается все более отменная мразь, и она начинает (к своему ужасу) сомневаться (в себе, в маме, в справедливости жизни, в сказке)...

Что тут удивляться? Быть хорошим всегда и со всеми - трудно, а хроническое неполучение обещанной Награды изрядно раздражает и приводит к внутриличностным конфликтам. «Я стараюсь, стараюсь – а ни Феи, ни Принца, ни кареты, ни красивого платья, наконец, на горизонте нет! Одни только злые, эгоистичные мачехи, которые норовят использовать. Что-то «прогнило» в сказочном государстве, я выполнила все условия, а механизм производства чудес сломался…».

Возможно, в этом месте Золушка даже временно впадет в депрессию, но, жизнь внутри определенного (неосознаваемого) жизненного сценария, обычно не предполагает автоматического выхода из него – «герой истории знает о ней ровно столько, сколько ему положено знать»… (согласно сценарию)…и (пусть «со сбоями»), но, продолжает дальше двигаться «по рельсам истории»… хорошо, если ценности Золушки – добродетель, скромность и трудолюбие – действительно ваши, ведь тогда дело не в награде, а в том, что вы не можете жить иначе…, еще лучше, если «награда находит своего героя»…И сказка становиться реальностью… И Фея, и Принц, и бал действительно случаются, а «мрачные прогнозы» циников-специалистов не имеют к вам отношения…(над «хрустальными» надеждами современных Золушек, которые даже выйдя замуж за Принца, так и не становятся принцессами, не издевался только ленивый: «Бедная Золушка мыла посуду, прибирала покои, стирала белье для отца, мачехи, и двух ее дочерей. Вышла замуж за принца. Теперь моет посуду, прибирает покои, стирает белье… для всего королевского дворца и больше не ходит на балы» (ц))…

Никто не мешает вам жить этой волшебной историей дальше и ждать счастливого финала (не в этой жизни, так в той, мы же помним, что «Хорошие девочки попадают в рай..»), но, если она вам явно «жмет», как старое, хоть и любимое платье, может самое время остановиться и подумать: «Возможно, что-то я в этой неидеальной жизни делаю ни так. Может быть, не надо было последние деньги давать в долг человеку, который уже не раз мне его не отдавал? Или прощать тому, кто из раза в раз пользуется мною, ничего не давая взамен?». В качестве выбора жизненного ориентира («путеводной звезды») – «Золушка» - это история из серии «одна на миллион». Так не пора ли пересмотреть привычный сценарий, вдоволь настрадавшись: много лет тяжело и безрадостно работая, терпя унижения, сидя в золе и плача, бесконечно ожидая Фею, которая никак не соизволит явиться и отправить на бал или (в рамках других сценариев «хороших девочек») – раз за разом «потреблять» отравленные яблоки, «травмировать» палец о веретено (а затем ждать парня, который не прочь целовать мертвых женщин), жить «в башне собственных ограничений» (попутно отращивая длинные волосы и надеясь, что это пригодится и появиться «любитель» - некто, занятый спасением девушек, изолированных от общества), с маниакальным упорством продолжать заниматься целованием жаб и безуспешными попытками превращать чудовищ (увы, вовсе не заколдованных, а самых настоящих) в прекрасных принцев…

 

Может стоит признать, что, если «ударилась Василиса Премудрая о землю…1, 2, 3, 4, 5 раз… а, никто не понял зачем…, то, не хватит ли уже»? И не пора ли сменить узкую специализацию «жертва» для разнообразия на что-то другое? Я вовсе не имею в виду, что Золушке пора пойти на курсы пикапа «Как заарканить Принца за 10 дней» или переквалифицироваться в профессиональную «Злодейку»…

 

Возможно, «Золушке» просто пришла пора задуматься, а не пора ли научиться отстаивать свои интересы и давать отпор тем, кто привык к ее услужливости и покладистости, перестать ждать Волшебного Спасателя, начать любить и ценить себя, понять свои возможности и перейти к их практической реализации…(не обязательно открывая сезон охоты на Принцев).

Да и не выйдет из Золушки счастливой Злодейки (замучает чувство вины и стыда)… И где вы видели счастливых злодеев? Это только на первый взгляд, у них не жизнь, а рай… Кажется, что они с рождения искренне и твердо убеждены в том, что обладают исключительными («эксклюзивными») правами на все самое лучшее, ведь они самые-самые: умные, красивые, достойные и замечательные… Живут себе по-принципу: «люби себя, плюй на всех», ведь, если другие люди не способны отстоять свои границы, то, это их проблемы, важны только мои чувства и потребности, я должен получить то, что мне надо, любой ценой и немедленно, другие люди существуют лишь для того, чтобы соглашаться, подчиняться, восхищаться, уступать, поддерживать, - т.е., чтобы предвидеть и удовлетворять любую мою потребность или даже прихоть. Если вы не можете быть полезным, то не представляете никакой ценности и вас спокойно можно уничтожить. А зачем вам жить, если вас нельзя использовать? … Это положительный персонаж действует по шаблону, стандартно, предсказуемо: при любом стечении обстоятельств он будет поступать одинаково, т.е. до тошноты правильно, а в распоряжении Злодея тысячи небанальных вариантов эксплуатации окружающих…он ничем не ограничен…, ведь нет практически ничего невозможного для того, кто сам себя освободил от общепринятых условностей…

Все замечательно…но, на месте Злодея я бы задумалась над традиционным окончанием сказочных (и не только) историй… Отрицательный герой пережив краткий триумф, в конце, как правило, погибает… в одиночестве …под восторженные крики толпы…

А как иначе? Раздутый пузырь собственной исключительности рано или поздно лопается, не стоит путать героизм и нарциссизм – наследие, оставшееся от эгоцентризма раннего детства (характерного для возраста одного-двух лет)… Люди, которые претендуют на то, чтобы другие их уважали, но при этом не уважают окружающих, или ожидают наград и поощрений, не прилагая усилий ради интересов других, или желают жить, никогда не испытывая дискомфорта, ничем не отличаются от годовалых младенцев и так же зависимы от других как они… И рано или поздно жизнь предъявляет к ним счет…и они теряют все, что имели… Тоже незавидная участь…

…        

Вне зависимости от наших индивидуальных вкусовых предпочтений, герои (вымышленные или реальные, положительные или отрицательные), которых мы по-настоящему любим, как правило, являются Главными героями (а, скорее, даже режиссерами) своей личной истории, авторами своей судьбы: они не идеальны (не святые, но и не грешники), и чем-то похожи на нас: им свойственны слабости, они сталкиваются с препятствиями, испытывают сомнения, переживают трудности… им ничего не дается «априори», «по факту рождения», но, в отличие от большинства из нас, они не боятся следовать своей мечте… не ждут пока окружающие обеспечат им «пропуск» в рай, берут власть над обстоятельствами в свои руки, не просто принимают то, что предлагает им общество, а, создают себе собственные правила, и даже не столько ищут и находят (выбросил его кто-то что ли?) свой путь на земле, сколько сами его создают…

Наполеон, Генрих VIII, Робин Гуд, Мэрилин Монро, мать Тереза или Жанна д'Арк…Мы с трепетом следим за их яркими историями-«вспышками», и на их фоне наша жизнь часто кажется… банальной…, не стоящей внимания, бессмысленной: без цели, без великой миссии, без впечатляющих провалов и захватывающих момен­тов триумфа…, невзрачной, серенькой такой, медленно утекающей как вода в канализацию…где ей самое место… Тихо, мирно, предсказуемо, ...и невыносимо скучно... Жизнь «обычного человека»… Ничего особенного…Что о ней вообще говорить?

Эстер Сегаль уже все о ней написала:

Притча о человеке, который ничего не смел

Он боялся сказать то, что думал, в лицо.

И запачкать рубашку цветочной пыльцой.

И не в ногу шагнуть, если в общем строю.

И под письмами выставить подпись свою.

 

И без зонтика выйти в безоблачный день.

И прослыть несолидным у важных людей.

И сидеть в кинозале в последнем ряду.

И ходить, не сутулясь, у всех на виду.

 

Он боялся раздоров и в драку не лез.

Жил без крепких напитков и крепких словес.

Он немытые яблоки есть не привык.

И хранил от покупок и чек, и ярлык.

 

Он боялся контрастов и ярких цветов.

Никогда к переменам он не был готов.

Карту взять из колоды страшился не ту.

И, в очках не нуждаясь, играл в слепоту.

 

Он боялся товаров по льготной цене.

И система на нем отыгралась вполне:

После смерти его без излишней возни

В уцененном гробу на покой отвезли.

 

А над крышкой средь комьев земли улеглась

Взвесь не сделанных дел и несказанных фраз.

И над ними для верности камень притих

С эпитафией жизни: от сих и до сих.

 Да, смерти - нет..Вы просто в какой-то момент уходите из этой истории.... 

Но, когда я слышу окончательную  оценку собственной жизни, то каждый раз удивляюсь – вы правда так думаете? Ваша жизнь не стоит даже подробного разговора о ней? Она не подлежит восстановлению? Она уже закончилась?

Надо же, как мы любим смотреть, слушать, читать и обсуждать чужие жизни и как мало внимания готовы уделять своей…А ведь, жизнь каждого (каждого!) из нас — не менее захватывающая история, чем описание подвига сказочного героя или покорителя космического пространства и не менее поучительная, чем биография великого человека... Жизнь – это всегда борьба «Света» и «Тьмы»… в человеке, исход которой трудно предугадать заранее…

«У любого человека, какой ходил по земле в прошлом или будет ходить в грядущем, есть песня. Нет, поймите правильно, никто ее не написал. У нее собственная мелодия и собственные слова. Очень мало кому удается ее спеть. Большинство из нас боятся, что не воздадут ей должного голосом или, что слова у нее слишком глупые, слишком честные или слишком странные. Поэтому люди свои песни живут... А, самое глав­ное в пес­нях — то, что они со­всем как ис­то­рии: ни черта не стоят, если их никто не слу­ша­ет…». (Н.Гейман. Дети Ананси)

Да, все мы проживаем одну и ту же «банальную» историю: рождение, жизнь и смерть… У всех нас один путь…, но, каждый проходит его по-своему…

«Костяк истории не меняется: человек родился, жил, а потом по той или иной причине умер. Вот и все. Подробности можете добавить из пережитого вами. История неоригинальная, как любая другая, но, уникальная, как любая жизнь. Жизни - что снежинки: складываются в орнамент, какой мы уже видели прежде. Они столь же похожи друг на друга, как горошины в стручке (вы когда-нибудь видели горошины в стручке? Я хочу сказать, когда-нибудь внимательно на них смотрели? Если присмотритесь, вам потом ни за что не спутать одну с Другой). Все жизни похожи друг на друга и все равно уникальны».

(Н.Гейман. Дети Ананси)

Обычно, мы перестаем интересоваться чужими историями, и начинаем задумываться над своей ближе к «середине» или даже «закату» жизни… Мы смотрим на пройденный нами путь и понимаем, что какие-то возможности утеряны навсегда (и эти утраты невосполнимы)… Нам больше никогда не будет восемнадцать, мы никогда наивно не поверим в обещание вселенского счастья, не вернем себе былого здоровья, не «переиграем» по-другому определенные жизненные выборы (ах, «если бы молодость знала, если бы старость могла»), не станем великими танцорами балета или многодетными матерями… Выбирая что-то, мы всегда что-то теряем… Заходя в одну дверь, мы пропускаем другую. Став старше, мы нередко грустим о тех дорогах, которыми не пошли, фантазируем о том, что было бы, если бы на каком-то этапе было принято другое решение, пытаемся простить себе (и другим) какие-то поступки, найти объяснение каким-то действиям (или, скорее, бездействию) … Вне зависимости от того, сколько нам в этот момент лет, мы очень по-разному оцениваем перспективы: для кого-то оставшееся время – это способ наверстать упущенное, для кого-то смириться с тем, что ничего уже не изменить:

 "Последний поезд в рай ушел поутру.

Я сижу на перроне, пиво пью и курю"…

(П.Корнев, «Скользкий»)

Так стоит ли ждать «середины» или «конца пути»? Почему бы уже сегодня не задуматься над тем, какую историю вы проживаете? Почему она именно такая? Кто вы в этой жизни? Куда вы идете? Куда вы (на самом деле) хотите прийти? Что вам (уже сейчас) мешает жить так, как хотелось бы? Можно ли в вашей истории что-то изменить (особенно, если она, мягко говоря, вас не устраивает)? Как это сделать?...

Если мы перестанем прикидываться бессмертными, нам придется принять тот факт, что наша жизнь не бесконечна (наша смерть – это единственное в чем мы можем быть в жизни абсолютно уверены)...

Но, как правило, мы так заботимся о собственном спокойствии, что изо всех сил вытесняем мысли о конечности бытия, мы ведем себя так, как будто у нас впереди неограниченный запас времени для осуществления чего-то, на что сейчас не хватает мужества… Мы живем так, как живем… Мы привыкли думать, что все знаем о себе, нам ясно, что правильно, что нет, как надо поступать, как не надо, куда нам надо стремиться, куда не надо…и, даже, если все плохо, мы утешаем себя тем, что у нас все не хуже, чем у других… Мы, может быть, иногда мечтаем о лучшем (особенно, когда сталкиваемся с чужими историями успеха), но, не готовы прилагать какие-то усилия для того, чтобы что-то изменить…мы талантливо избегаем конфликта между требованиями внутреннего мира и «условиями» внешней реальности, гениально находим причины и обстоятельства, которые помешали нам жить так, как хотелось и мечталось … Понятно же, что другим просто повезло: у них были возможности и варианты, которых никогда не было у нас… «Каждый бы так смог, если бы… (дополните сами)»…Как для некоторых людей жестоко звучит фраза: «Кто может, тот ищет возможности, кто не может, тот ищет причины…»… Как часто им хочется ответить: «Да что вы несете? Что вы вообще об этом знаете?»…

Факты таковы, что в подавляющем большинстве случаев, мы не только не стремимся, но, и всячески сопротивляемся новой информации, которая «угрожает» разрушить нашу привычную картину мира, ведь с новым взглядом на себя и других нужно что-то делать…А нам это надо? Легче жить так, как мы живем, терпеть и верить в чудо… В привычной жизни все известно, стабильно (даже, если стабильно плохо), нет неожиданностей, и… нет необходимости меняться…И даже, если мы решаемся задуматься над изменениями, нам хотелось бы сделать 100% правильный выбор: учесть все факторы и выбрать путь, который будет полностью исключать сложности и проблемы. Отправиться в этакое волшебное путешествие, автоматически обещающее исполнение всех желаний, где текут молочные реки, а вокруг кисейные берега, на которых растут денежные деревья и все в шоколаде…

Что тут можно сказать? Идеального пути не существует даже в сказках, но, свой путь есть у каждого…Каждый человек имеет право на выбор (или на веру в отсутствие выбора – как выбор). Если вы его сделали, то, можно только искренне порадоваться за вас и пожелать удачи. Но, если вы не довольны тем, как вы живете, и готовы с этим что-то делать, то, самое время (для начала) исследовать историю своей жизни…

 

«В мифах, повестях, сказках, сагах, романах и неисчислимых историях, которые рассказывают нам современные средства массовой информации, мы находим слова и образы других рассказчиков. Но когда речь идет о нашей жизни, нам необходимо приложить усилия, чтобы создать собственную историю. Приходится ворошить память и искать смысл в собственных воспоминаниях. Мы ищем красную нить, взаимосвязи между, казалось бы, не связанными фактами прожитой жизни. Чтобы увидеть свою историю, нам нужна особая перспектива…

Какие характерные черты присущи истории? История – это всегда больше, чем просто набор действий. История – это рассказ со смыслом, у которого есть начало, середина и конец. В самых общих чертах история рассказывает о трех основных вещах: чего мы хотели, как мы боролись и что мы осознали для себя в этой борьбе. В конце истории герой повествования всегда становится другим, не таким, каким был в начале, и не просто потому, что стал старше, а потому, что в ином свете видит себя и жизнь»…(К.Фопель).

Вовсе не обязательно непосредственно писать свою биографию. Ведь это только на первый взгляд в основе любой жизненной истории лежат факты: родился, учился, работал (не работал), женился (не женился), достиг (не достиг), был признан (не был замечен)… Но, история жизни – это не просто пассивная регистрация фактов прошлого: было-не было. На основе одних и тех же событий можно создать и переживать (т.е. жить внутри определенной истории и ею) трагедию, комедию или героическое повествование. Все зависит от того, какие факты мы считаем значимыми, какой смысл им придаем, на что обращаем внимание, как их чувствуем и интерпретируем… «Создавая историю собственной жизни, мы не просто перечисляем цепочку событий, но и показываем, что эти события для нас значили, как они изменили наш духовный мир. Автобиографическое повествование не только указывает даты, но и отображает историю нашего эмоционального, нравственного и психологического развития»…(К.Фопель).

Вместо подробной автобиографии вы можете написать историю о своей жизни в жанре мифа или сказки. Историю, которая еще никогда не была рассказана, воссозданная только по вашим собственным личным событиям. Пишите не от первого, а от третьего лица. Таким образом, вы можете взглянуть на свою жизнь со стороны.

Можно писать в свободном формате, можно следовать инструкции:

«История должна начинаться с описания героя и обстоятельств его жизни в родительской семье («Жил-был маленький мальчик (девочка…)).

В ней должны присутствовать три составляющие любой сказки:

1. Вначале происходит что-то, из-за чего у героя или героини возникает какая-либо потребность или проблема.

2. Далее герой или героиня стремятся реализовать свое желание или цель, из-за чего возникает борьба или конфликт.

3. В конце герой или героиня изменяется и осознает происходящее по-иному» (К.Фопель).

Не знаю, какая история в результате получится у вас, но, во многих культурах существует представление о жизни как о путешествии, пути героя, пролегающем в пространстве и времени. Структура этого путешествия с редким постоянством повторяется в различных мифах и сказках. Дж.Кэмпбелл первым описал этапы этого путешествия, единого для всех («Путешествие героя» (Hero’s Jorney), потому что они соответствуют индивидуации – становлению собой.

Классический вариант этой истории предполагает необходимость совершения героем путешествия из родительского дома к какой-либо цели ( что это за цель?), в конце которого его ждет сокровище (какое?) и описание подробностей этого путешествия: есть ли какие-либо препятствия на пути героя (какие?), встречает ли он в дороге кого-то и если да, то, кого? Это друзья или враги? Как складываются отношения героя с другими персонажами истории? и т.д. Использует ли герой какую-либо магию в своем путешествии? Если да, то, как он стал обладателем магического предмета, или приобрел магические способности? В чем его волшебные способности заключаются? Достиг ли герой цели своего путешествия? Чем заканчивается эта история? Как она могла бы называться? В чем состоит ее смысл (мораль)? И т.д.

Анализ истории включает в себя поиск пересечения контекстов с реальной жизнью автора.

Вопросы для размышления:

1. Что вы чувствуете, глядя на историю своей жизни? Какая она? Охарактеризуйте ее несколькими прилагательными. Какое основное чувство осталось по завершении просмотра? Возникает ли у вас ощущение радости или грусти и сожаления? Возможно, разные части истории вызывают различные чувства. Какие и почему?

2. Исходя из ваших ощущений, в какой части истории вы сейчас находитесь?

3. Есть ли единая «сквозная линия», которая прослеживается на всем протяжении вашей истории? Возможно, она похожа на сюжет, как в книге или фильме? Если да, то, какой? Какое бы название своей истории вы дали? Какова ваша роль в ней?

4. Есть ли что-то, чего вы не знали в самом начале жизненного пути, но, знаете сейчас? Если да, то, что? Какой вы видите жизнь и как она, по вашему мнению, устроена? Что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы знали с самого начала, что все обстоит именно так? Есть ли что-то, что вам хотелось бы поменять?

5. Что вы (лично вы, без «оглядки на других») считаете своими жизненными достижениями? Промахами и неудачами?

6. Что нового вы узнали из этого упражнения о себе, о том, как и из чего складывается ваша жизнь? Планируете ли вы что-то с этим знанием делать?

Какую историю мы все проживаем см. в продолжении статьи  «Пишу историю Своей строкой…» Ч.2. Взросление или «Путешествие героя»: туда и обратно…

 Литература, использованная при написании статьи:

 1. Фопель К. Мастерская историй: Сочинение личных историй в групповой психологической работе – М.: Генезис, 2013.

 



Просмотров: 794
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что такое комплекс. Или истории, в которых мы живем.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Памятка: как помочь себе, если кажется, что все плохо
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь