|
Что такое комплекс. Или истории, в которых мы живем.Автор статьи: Кудрявцева Кристина Васильевна
Понятия психологического комплекса прочно вошло в нашу повседневную жизнь. В разговорах часто можно услышать «как побороть комплексы», «у него комплекс неполноценности», «она какая-то закомплексованная», «у меня много комплексов» и т.д. Так что же такое комплекс?
Начну с того, что комплексы бывают позитивные и негативные. Позитивные комплексы помогают нам побеждать, добиваться поставленной цели, создавать комфортные для нас отношения с другими людьми. И в целом достаточно комфортно устроиться в жизни. Негативные комплексы – наоборот, заставляют нас ходить по замкнутому кругу неудач, терпеть поражения там, где другие легко побеждают, жить намного ниже наших реальных возможностей, страдать и терпеть боль в отношениях, чувствовать себя бессильными изменить что-либо в своей жизни Поэтому, когда человек задается вопросом: как мне побороть комплексы? Он имеет в виду именно негативные комплексы. О том как работать с комплексами написано уже очень много. Сколько авторов – столько подходов. В этой статье я хотела бы поделиться своими практическими наработками. Подчеркнуть те важные моменты, которые я определила для себя в процессе практической работы с клиентами. Первое. Это взгляд на комплекс, как на некую историю, где есть определенный сюжет и действующие лица.
Например, один и тот же комплекс Жертвы у каждого человека имеет свой, индивидуально окрашенный оттенок, свою историю. У кого-то это может быть история о хорошей (красивой, умной, справедливой, доброй) девочке, которую все бросают (предают, обманывают, унижают). Или о честном парне, которого постоянно опережают наглые конкуренты. Или о трудолюбивом и тяжело работающем человеке, который постоянно терпит поражения там, где его менее старательные коллеги получают «легкую победу». Здесь может быть миллион вариаций на эту тему. По сути все это о связке Жертва –Преследователь. Но у каждого человека эта история имеет свои нюансы. И в работе с комплексами очень важно четко отследить, вычленить историю, которая лежит в основе вашего комплекса. Для этого вы можете взять любую ситуацию из вашей жизни, которая кажется вам проблемной. И описать ее в виде истории, где вы – главный персонаж. Описывайте так, как будто бы вы сторонний наблюдатель этого «спектакля». В зависимости от ваших ведущих функций – вы можете «увидеть» эту историю визуально внутренним взглядом, или услышать как диалоги героев, даже ощутить телом. Возможно вам вспомниться какой-либо фильм, рассказ или сказка. Проанализируйте для себя: О чем эта история? Какая в ней главная сюжетная линия? Какой желаемый для главного героя/героини финал? А какой ожидаемый, самый вероятный? Подумайте, когда раньше вы УЖЕ проживали в своей жизни подобные истории? Если вам удалось правильно увидеть основную сюжетную линию вашего комплекса – тогда скорее всего вы сможете вспомнить очень много случаев «проигрывания» этой истории в вашей жизни. Как в «легких» вариантах, когда для вас это не было очень большой трагедией. Так и в более тяжелых и травматичных вариантах. Следующий важный момент в работе с комплексами. Это отделение внутренней и внешней реальности (другими словами — сюжетной линии вашего комплекса от реальных людей и событий).
Это самый непростой шаг. Его даже объяснить словами очень непросто. Поэтому, если для вас будет что-то непонятным в этом пункте – пожалуйста, задавайте вопросы в комментариях, я постараюсь ответить. Что происходит в момент активизации комплекса (то есть в момент, когда мы попадаем в комплекс, когда комплекс нас захватывает)? Происходит следующее. Во-первых – наше Я полностью идентифицирует себя с героем той истории, которая лежит в основе нашего комплекса. А значит мы вынуждены еще раз прожить всю эту историю от начала до конца. Со всеми чувствами, переживаниями и страданиями. И финал (как правило трагический) этой истории на 99,9% предрешен. Это как если бы вы играли в театре определенный спектакль. И каждый вечер выходя на сцену «проживали» все ту же историю. Временами внося в нее лишь незначительные новые нюансы. Только разница в том, что актер сознательно выходит на сцену и играет, таким образом самовыражаясь, получая за это признание и деньги. И как бы он не входил в роль, все равно он осознает, что он – это не герой спектакля. И снимая грим – он снимает с себя эту роль. С комплексами же по-другому. Не мы выбираем их. А они нас. И мы даже не замечаем, как вновь оказались на «сцене», в привычной отвратительной нам роли, где в конце пьесы нас снова и снова убивают. А мы ничего не можем с этим сделать. И все это каждый раз по настоящему. По настоящему больно. И маска в этот момент прирастает к нашему лицу так, что невозможно уже отличить одно от другого. И невозможно понять – театр это или реальность? Внутри меня это происходит или вовне? Это моя страшная фантазия или все так и есть? А в очень сильном захвате комплексом эти вопросы-сомнения вообще не приходят нам в голову. Мы на 100% уверены, что «театр» комплекса – это самая реальная реальность. Вот это и есть слияние внутренней и внешней реальности, которые необходимо разделить. Для того, чтобы побороть комплекс. Слияние внутренней и внешней реальности происходит у маленьких деток. Например, ребенок не различает свой сон и реальность. И если ему приснились чудовища – он открыв глаза будет в полной уверенности, что чудовища где-то рядом. Он еще не может разделить у себя внутри продукт своей фантазии и реальность. Примерно такая же история происходит у взрослых людей, когда они захвачены комплексом. Но если в случае с детками понятно, что никакого чудовища в комнате нет, то во взрослой жизни ситуация не столь ясна. Иногда внешняя реальность действительно соответствует сценарию нашего комплекса. И тогда одной лишь внутренней работой ситуацию не изменить. Тогда внутренняя работа должна быть направлена на то, чтобы у человека появилась сила уйти из травмирующей его внешней ситуации. Но чаще все таки в наших жизненных драмах больше нашего внутреннего «театра», нежели реальности. Как же научиться отделять внутреннее от внешнего, чтобы побороть комплексы?
Для этого необходимо очень хорошо изучить сюжеты своих комплексов. И ту роль, которая там отведена вам. Изучить то, как вы себя чувствуете ТАМ? Как ощущаете свое тело? Какие мысли думаете? Как воспринимаете себя и окружающий мир, других людей? И когда в следующий раз поймаете себя на том, что эта история опять происходит с вами – попробуйте задать себе вопрос: это сейчас действительно так или это Ятак это вижу и воспринимаю? Может быть это Я сейчас вешаю на другого человека маску Агрессора. А он, другой, к этому не имеет никакого отношения. Может быть это Я сейчас вижу в кусочке торта (сигарете, алкоголе) – некий волшебный объект, который способен спасти меня от моих чувств. Но в реальности это всего лишь кусок торта. Может быть это Я наполняю другого человека «божественным» светом и дальше жду от него божественного спасения моей серой жизни и превращения ее в яркий праздник Любви и Счастья. В то время, как это просто земной человек, не идеальный и не всесильный, для которого ответственность за мое счастье – это непосильная ноша. Да и откровенно говоря – не его обязанность. Даже если он меня действительно любит. Но, напомню, что вышеперечисленные вопросы – это НЕ риторические вопросы. То есть иногда тот, в ком мы видим Агрессора – действительно таковым является. И тогда надо защищать себя реальными действиями. Наша задача с помощью этих вопросов и наблюдения своих внутренних процессов – научиться отделять нашу внутреннюю реальность от внешней. Когда это происходит – тогда все оказывается предельно простым. Тогда нет запутанных состояний и невозможных выборов. Нет ситуаций, где нас поглощают сомнения. Нет «зависших» вопросов, которые никак не решаются. Нет бесконечных колебаний «или-или». Все это как раз признаки слияния внутренней реальности с внешней.
Ссылка на источник http://tvoy-mir.com/psiholog/kak-poborot-kompleksy/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|