Открытие Эдипова комплекса и комплекса кастрации в психоаналитической теории.

В своем первом Семинаре Лакан пишет: «Психоанализ подобен искусству
хорошего мясника; он мастерски разделывает тушу животного, легко без
сопротивления разбирая связки» - «расчленение» аналитик производит не ножом, а
понятиями, «которые в свою очередь обладают изначальной реальностью». Таким
образом, следуя за нашим проводником, мы ставим перед собой задачу «расчленить»
понятие Имени-Отца, разобрать его на мельчайшие составные части, которые
сплетаясь между собой, образуют столь сложный узор.

Подобно Фрейду,
Лакан был «философом» революционных и оригинальных идей, оглашенных, быть может
несвоевременно. Одним из таких центрообразующих понятий является «Имя-Отца».
Чем оно примечательно и почему является, 
в каком-то смысле, центрообразующим? Основополагающим оно является в
силу своей прямой связи с комплексом кастрации, который выполняет функцию узла,
не позволяющего трем регистрам психики: воображаемому, символическому и
реальному рассыпаться. На лицо и другие связи Имени-Отца: с желанием Другого,
тревогой, с парой означающего и означаемого, метафорой и метонимией. Иными
словами придется часто «пристегивать»
смыслы и значения друг к другу.

Немного
предыстории

20 ноября 1963 года Лакан держал речь в
госпитале Святой Анны, она была посвящена понятию крайне важному для
психоаналитической теории и практики – Имени Отца. К сожалению, это первая и
последняя лекция Семинара, посвященного Именам Отца.

В дальнейшем прерванный Семинар так и не был
возобновлен, более того, Лакан отказался от публикации вступительной лекции,
объяснив подобное решение тем, что «дар психоаналитического дискурса был дан
ему не для того, чтобы приоткрыть завесу, которая скрывала у Фрейда подлинные
истоки психоанализа, и что именно за это святотатство постигло его наказание».

Данное понятие являет собой сложный и неотъемлемый
этап в развитии психического аппарата субъекта. Преодоление трудностей данной
фазы делает возможным последующее вхождение ребенка в социально-культурную
среду. Основополагающий характер Эдипова
комплекса представляет собой исходный узел всех человеческих взаимоотношений, а
также играет важнейшую роль в структурировании личности и ориентации, которую
должно приобрести желание взрослого человека, определяет окончательный выбор
объекта любви и формирование Сверх-Я, Идеала-Я.

Название данного явления было заимствовано Фрейдом
из сюжета древнегреческого мифа о царе Эдипе по одноименной драме Софокла. Драма
повествует о том, что по вине ужасного случая Эдип убивает своего отца Лая и
женится на собственной матери Иокасте. Пятнадцать
лет спустя на город обрушивается эпидемия чумы, пытаясь найти причину ужасной
эпидемии, жители города обращаются к оракулу, который говорит о необходимости
найти и изгнать убийцу царя Лая. Поиски убийцы доводят Эдипа до осознания
ужасающей истины: убийца Лая — он сам. Иокаста же, осознав правду раньше Эдипа
решает убить себя. Эдип выбирает для себя страшное наказание - он выкалывает
себе глаза, обрекая себя тем самым на дальнейшее существование в полном мраке. Итак, Эдип нарушает табу кровосмешения и происходит
трагедия. Фрейд рассматривал данную трагедию как символическое описание
одного из величайших человеческих психологических конфликтов. Если мы находимся
в позиции психоаналитической, то заявление, что Эдипов комплекс неизбежен в
ходе формирования психического аппарата человека, для нас должно быть, в полном
смысле, правомерным. Признание ребенком отношений родителей
друг с другом объединяет его психический мир, ограничивая его одним, совместным
с родителями миром, в котором могут существовать различные отношения. Считается, что впервые Фрейд упоминает об
Эдипе в 1897 г. в письме к своему другу Вильгельму Флиссу: «Я также
обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу и
теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И
если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».

В своих работах Фрейд очень внимательно
подходит к рассмотрению детской сексуальности и ее влияния на последующее становление
психического аппарата. Стоит отметить, что до 1897 г. Фрейд еще рассматривал
инфантильную сексуальность как «дремлющий» фактор, который был способен пробудиться
только вследствие вмешательства взрослого, что в свою очередь должно было
привести к катастрофическим последствиям. «И только летом 1897 г. Фрейд ощутил
необходимость отказаться от теории раннего соблазнения». Открытие Эдипова
комплекса привело его к пониманию всей важности сексуальных импульсов,
пробуждающихся в столь нежном возрасте. В дальнейшем он опровергал мнение о
том, что в период детства о половом влечении и речи быть не может, более того
Фрейд подчеркивал насколько важна роль сексуальности, пробудившейся в ранние
годы для всего последующего становления психического аппарата субъекта. Тем не
менее, прошло еще несколько лет, прежде чем Фрейд полностью примирился с
собственным открытием. В первом издании «Толкования сновидений» он уже совершенно
четко говорит о наличии сексуальных влечений у маленьких детей. Теория
сексуальности в общих чертах была разработана уже во время описания случая
Доры.  Возвращаясь к понятию Эдипова
комплекса, хотелось бы прояснить значение такого понятия как «комплекс». Под
комплексом в психоанализе мы понимаем неразрывную связь между влечениями,
преследующими различные цели и являющимися довольно  противоречивыми культурными запретами,
препятствующими реализации позывов влечений. Таким образом, нить рассуждения подвела
нас к другому понятию,  играющему важную
роль в Эдиповом комплексе. Речь идет о влечении. Влечения, являющие собой некий
«толчок», предстают нашему взору в роли первых порывов физиологического
происхождения к цели; они требуют удовлетворения. Но некоторые влечения
обречены натолкнуться на запрет и
потерпеть «фиаско». Так как влечения и запреты бессознательны, то связь,
возникшая между ними тоже бессознательна. Однако реакция, возникшая вследствие
этой бессознательной конфликтной ситуации, проявляется в виде симптома или же
целого симптомокомплекса. Как точно подметила Франсуаза Дольто, говоря о данном
процессе: «Субъект думает и действует тогда, следуя мотивам, вытекающим без его
ведома из бессознательных детерминаций, в то время как его потребности в логике
всегда удается оправдать себя в собственных глазах».

Выяснив, что сексуальность в детском
возрасте играет не менее важную роль чем во взрослом, рассмотрим особенности
сексуальности ребенка во время фаллической фазы. Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок
чувствует возбуждение или удовольствие от стимуляции области гениталий. Это
возбуждение связано для ребенка с близким физическим присутствием родителей.
Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять;
малыш борется за интимность, которая существует между самими родителями. Этот
этап в становлении психического аппарата ребенка характеризуется желанием
ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое
родители уделяют друг другу, а не ему.

Также Фрейд отмечал пробуждение фаллической эрогенной
зоны: у мальчиков - это пенис, у девочек - клитор. Маленький ребенок может это
ощущать как некое напряжение во время мочеиспускания с последующим ощущением
облегчения. Либо приятный уход нежных материнских рук во время повторяющихся
ласк могут доставить ребенку множество приятных тактильных ощущений. Процесс
дефекации также связан с различного рода яркими ощущениями ребенком своего
организма, ощущение наполненности и опустошенности, напряжения и облегчения.
Отсутствие интереса к фекалиям, навязанное ребенку во имя культуры, принимается
им, чтобы доставить другому удовольствие. То, что ребенок отказывается от своих
фекалий, является гарантом любви родителей – возможно ребенок думает, что если  он вовремя сходил на горшок, это означает,
что мама будет довольна и будет любить его еще больше.

Возвращаясь к Эдипову комплексу стоит
отметить, что у девочек и мальчиков он имеет свои особенности протекания. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать
или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным
источником удовлетворения.

Он хочет быть единственным желаемым объектом своей матери, единственной мишенью
ее любви. В то же время он испытывает любовь и привязанность к отцу, но из-за
того, что мать всегда ускользает к отцу, ребенок начинает испытывать
противоречивые чувства. Что в свою очередь может затормозить работу
психического аппарата. Еще одно распространенное явление данной фазы - это
мастурбация. Дети делают это часто из любопытства, не акцентируя на этом часто
своего внимания. Если же родители прибегают к запугиванию в ситуации, когда
ребенок обнаруживает постоянство в занятиях мастурбацией, то ни к чему хорошему
это не приведет. Напротив, это может иметь практически непоправимые последствия
в дальнейшем будущем.

Как отмечает Франсуаза Дольто: «В самых удачных
случаях ребенок разрешит Эдипов комплекс до фазы латентности, в которую он
сможет вступить в полном физическом и моральном здоровье, благодаря которому у
него будут лучшие культурные приобретения». Однако часто ребенку не удается
разрешить своего Эдипа до того как он войдет в фазу латентности.

Говоря об Эдиповом комплексе часто упоминают такое
понятие как комплекс кастрации, однако стоит заметить, что два эти понятия не
являются синонимичными.  Проявляющийся
интерес у детей друг к другу приводит к тому, что они начинают понимать
различия в устройстве их тел. Образ мысли в это время еще отмечен магическим
характером и поэтому ребенок стремится в соответствии со своей логикой
объяснить для себя непонятные явления. Так он выстраивает какие-то
представления, то есть конструирует фантазмы. Так некоторые мальчики считают,
что пениса не имеют только маленькие девочки, мама же его естественно имеет.
Часто среди маленьких детей встречается фантазм о том, что кто-то не имеет
пениса, потому что его наказали. И таким образом мы подходим к появлению страха
кастрации, который своей исходной точкой имеет ложную интерпретацию
действительности. Важно в этом конфликте то, что он происходит в сознательном,
то есть ребенок сознает свое затруднение. Поэтому страх кастрации следует
отличать от комплекса кастрации. Комплекс кастрации является феноменом
бессознательным и связанным с Эдипом, в то время как страх кастрации является
феноменом сознательным и, так сказать, предшествующим Эдипу. Следствием страха
кастрации является, как отмечает Дольто, рождение Эдипова комплекса, который
запускает комплекс кастрации. Стоит заметить, что страх кастрации имеет
следующие причины: открытие анатомической разницы полов, магическая сила,
приписываемая взрослому, недостаточное развитие в сравнение со взрослым.  Так взрослый, который является злым в
представлении ребенка, будет кастрирующим родителем, что до другого «хорошего»
взрослого, то ребенок будет делать все, чтобы вызвать его опеку.

Итак мы видим, что Эдипов комплекс неизбежен в ходе
формирования субъекта. Во всех случаях, когда он не был разрешен, психоаналитик
или родитель имеют возможность наблюдать преграды или крайности агрессивных или
же пассивных порывов либидо, свободное и не заблокированное взаимодействие
которых необходимы для последующего развития ребенка.  В своей работе «Педиатрия и психоанализ»
Дольто отмечает, что страх кастрации навязывает три установки. Одна из них – это
подчинение, то есть разрешение Эдипова комплекса является единственным удачным
и адекватным решением для дальнейшего социального существования. Другая
установка менее удачна – это бегство перед лицом страха кастрации и здесь мы
имеем возможность наблюдать торможение активности либо нестабильностью,
ментальным бегством, такие дети как правило поступают к психиатрам. В случае
бессознательного протеста, субъект демонстрирует различные так называемые
нарушения характера, что сопровождается регрессией к архаичной сексуальности.



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Страх кастрации и правопослушное поведение у мужчин
  • Травма как причина субъекта (принципы функционирования психического аппарата по З. Фрейду)
  • Истерический симптом как возможность избежать кастрации
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Комплекс Лая (отца Эдипа)
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Антидепрессанты, как инструмент «кастрации» при неврозе
  • Значение голоса в становлении психического аппарата
  • Женственность и запрет на подарки отца. Есть ли между ними связь?
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда «Структура психического аппарата. 1 и 2 топики»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Поддержка ли это? Почему поддержка часто таковой не является?
  • Как мудро распределить время, чтобы достичь своей цели?
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • На "перекрестках" кастрации
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Стоит ли женщине часто говорить мужчине о своей любви к нему?
  • Комплекс неполноценности или страх стать собой.
  • Является ли большая разница в возрасте партнеров препятствием для достижения любви?
  • О норме сексуального развития взрослого или Пока З. Фрейд отдыхает
  • Взрослый ребенок своего отца - здоровая сепарация или спасаться игнором?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь