Я был уверен, что комплекс Лая моё изобретение. Но сверившись с психоаналитической литературой пришлось признать, что идея лежала на поверхности. Лай - отец знаменитого Эдипа, комплекс имени которого всем известен благодаря Фрейду. Убить отца, чтобы завладеть матерью - это так естественно и универсально, с точки зрения психоанализа! Но вернёмся к Лаю. Психоанализ приписывает ему зачем-то влечение к сыну и ненависть в связи с этим. Лай действительно был уличён в совращении другого мальчика-подростка, но сведение всего к сексуальному влечению неоправданно. Миф сам предлагает исчерпывающее объяснение событий: Лай боялся, что сын убьёт его, и потому отказался от него, обрек на смерть, велев бросить младенца. Именно страх и, как следствие, отчуждение привели к трагическим событиям. Этот ужас, что дети вырастут и станут сильнее, умнее, успешнее - разве это не более универсальный принцип? Эдипов комплекс появился благодаря взгляду поколения отцов на внутреннюю жизнь детей. Фрейд вывел его из самоанализа (работа удивительной, самоотверженной честности), но ретроспективного. Он не решился взглянуть на себя как на отца, заметить появившиеся комплексы при виде подрастающих детей. В итоге и в своих учениках он видит разбушевавшегося Эдипа, игнорируя собственный страх и отвержение (и лишившись лучших учеников, символически их уничтожив). Современная психотерапия (во всяком случае, близкие мне подходы) придерживается взгляда, что в отношениях участвуют как минимум две стороны. Если сын хочет убить отца, то вероятно, отец тоже играет в этом свою роль. Его неосознанный страх (или даже осознанный, как у Лая) провоцируют ненависть, подавление доводит до бунта. Примеров тому масса: и Кронос, отец Зевса, и сам Зевс ждали и боялись поражения от сына. Сказка о спящей царевне (и Белоснежка), а также истории о девочках, которых отвели в лес - женские варианты того же комплекса. "Я тебя породил, я тебя и убью!" - говорит Тарас Бульба. И ему вторят Иван Грозный и Петр Первый. Вообще, русская история, похоже, крайне подвержена комплексу Лая. Проявляться этот комплекс может по-разному, далеко не только смертоубийством, а ещё: - унижением, запугиванием, применением физического насилия, требования беспрекословного повиновения под страхом расправы; - запретом на собственное мнение, игнорирование его или высмеивание, умаление; - восприятием любого недовольства как проявления недозволительного неуважения; - подчеркивание неспособности лидировать, управлять и как-либо претендовать на власть; - в целом указание на возраст, статус и иерархию как на безоговорочный аргумент. Далеко не все отцы (в широком смысле) таковы. Например, славный Одиссей начал править ещё при жизни своего отца, а Филипп, папа Александра Македонского, хотя и был с ним в сложных отношениях, но активно дискутировал и вложил много сил, чтобы сын стал великим полководцем. Я встречал много отцов и учителей не обременённых комплексом Лая и заинтересованных в успехе и бодрой конкуренции с собой собственных детей, и даже готовых уступать им власть и бразды правления. Надо отметить, что мифический царь сам рос безотцовщиной, в 1 год оказавшись сиротой. Поэтому его неумение проявить отеческую заботу закономерно. Легко проследить, что многие отцы, страдающие комплексом Лая, имеют собственный дефицит принятия и просто общения с папой, особенно на равных. Мне повезло (братья не дадут соврать), что мой отец этого комплекса практически лишён, поэтому любое лебезение и иерархипоклонство кажутся мне нелепостью и дикостью. Понятнее, когда взаимное уважение в детско-родительских отношениях основано не на формальных ролях. Мне приходилось встречаться и с другими отцовскими фигурами, не подверженными этому комплексу, среди которых некоторые из моих учителей и коллег. Тем не менее, я нахожу иногда его отголоски в самом себе, и могу только надеятся на моих детей и учеников (ведь отношения - взаимный процесс), что они меня уберегут от этого комплекса. В заключении не могу не сказать, что наша культура вообще сильно подвержена комплексу Лая в этом его определении. Отсутствие нормальной политической конкуренции и подавление или игнорирование любого недовольства - явные его симптомы. А причитания, что "дети вышли со своими неразумными детскими требованиями", выдаёт комплекс Лая с головой.
P.S. психоаналитическую трактовку этого комплекса я тоже горячо рекомендую изучить, хотя она носит интрапсихический характер (то есть говорит о внутреннем конфликте), а не релятивистский (то есть отношения с другими), который мне, как гештальт-терапевту, интереснее.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.