Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа.

Мать и отец – самые главные и незаменимые люди в жизни любого человека. Счастлив тот ребенок, который родился в полной семье, родители которого были рядом с ним с самого рождения.

К сожалению, неизбежными последствиями сложившейся социальной ситуации стали рост алкоголизации мужского населения страны и падение авторитета мужчин. В стране идет беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей. Каждый 7-й ребенок до 18 лет воспитывается в неполной семье. Опустим несуществующую, но наблюдающуюся статистику, когда отец живет в семье, но его как бы нет, пришел когда дети уже спали, ушел когда дети еще спали.

Все это привело к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка.

А действительно, нужен ли вообще ребенку отец, если его все равно нет рядом?

80% детей от 8 до 15 лет хотели бы, чтобы их отцы проводили с ними больше времени, а семьи, в которых отец отсутствует, страдает алкоголизмом или вообще устраняется, от воспитания ребенка чаще всего обращаются за психологической помощью.

А ведь значение отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только у нас, в России, но и во всем мире.

Отсутствие мужской фигуры в семье связывают со многими проблемами современного человека. Эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение, половая и полоролевая диффузность. Это может привести и к различным психическим нарушениям у подростка, а в последствии и у взрослого.

Посмотрим на типичный образ русской семьи на протяжении последних веков: суровая мать-лошадь, ей нужны только работа и дети, и слабый безвольный отец-алкоголик, который когда не пьет, воюет на очередной войне. Его участие в воспитании, не считая дисциплинирования ребенка, зачастую чисто символическое.

Таким образом, наблюдающиеся колебания в отношении к отцу: от полного подчинения его воле, до игнорирования и пренебрежения им тесно связано с культурно-историческим контекстом.

Сегодня требования к современному мужчине и отцу усложнились: c одной стороны отец должен быть любящим и заботливым, с другой за ним сохраняется функция добытчика, здесь мы видим, что он не может при таких условиях проводить с ребенком много времени.

В сегодняшней ситуации мальчик имеет и относительно мало возможностей для собственных маскулинных проявлений, в виду того, что взрослые (прежде всего женщины) относятся к ним достаточно амбивалентно, мужские способы реакции на обиду или не предлагаются родителями или обесцениваются ими. И получаем этакое «женское» воспитание. А ведь дети нуждаются в том, чтобы чувствовать интерес к себе со стороны родителей, им нужны родительские любовь, признание, одобрение, доверие и поощрение автономии в поведении и эмоциях.

Наблюдения, которые можно почерпнуть из сегодняшней жизни – это «удобные мальчики». Они не нарушают дисциплину в школе, неплохо учатся, кажутся прилежными, хотя могут инициативы не проявлять, и быть троечниками. Дома послушны, спокойны, у них практически нет друзей. Однако! В работе с психологом проявляются подавленные чувства вины, стыда, страха и ненависти у таких детей. С точки зрения школьного психолога зачастую можно услышать ответ – у него все нормально.

В работах зарубежного психоаналитика Т.Лидза было описано пять видов взаимоотношений с отцом.

ü  Деспотичные и конфликтующие с женами

ü  Соперничающие с детьми за внимание со стороны жены

ü  Отчужденные и равнодушные

ü  «Неудачники», с которыми никто не считается

ü  Пассивные, полностью зависимые от своих доминантных жен

Такие отцы не создают условий для идентификации с ними у мальчиков и поддерживают дисфункциональное поведение матерей.

В отечественной психологии существовала только одна модель взаимоотношений отца и ребенка предложенная Б.И.Кочубеем.

ü  Участие – на равных

ü  Участие -сверху вниз

ü  Пренебрежение – сверху вниз

ü  Пренебрежение – на равных (феномен отсутствующего отца)

Для нормального развития ребенка должен быть еще кто-то помимо матери, третий. Мать-ребенок-отец. Отец должен обладать тремя важными качествами: быть важным для матери и ребенка, более удаленным, чем мать, способным к восприятию ребенка.

Но именно мать открывает ребенку отца, она помогает представить его первоначально символически (так как отец часто отсутствует). Утверждается, что дети могут улавливать, порой бессознательно, чувство матери по отношению к ее супругу, отцу ребенка.

Ребенку необходимо иметь надежные и устойчивые отношения. Эти отношения проявляются особенно ярко в совместной игре c отцом: более шумной, яркой, непредсказуемой, опасной, чем игра с матерью. Основная роль отца заключается именно в обеспечении безопасности ребенка посредством чуткой поддержки и стимуляции исследовательской активности ребенка в совместной игре. Особенно в раннем дошкольном возрасте. Кроме этого отец снабжает ребенка новыми знаниями и советами, которые отражают его мужской опыт. Все это является важным дополнением к тому, что он получает от матери.

Как отмечал З.Фрейд, присутствие сильного отца гарантирует сыну правильное решение при выборе объекта противоположного пола.

Когда отец не является легко доступным или он пассивен или беспомощен установление чувства мужественности у мальчика нарушается. Возможна преувеличенная демонст-рация силы, которая обычно свидетельствует о его чувстве незащищенности, а не доказывает его мужественность. Что опять же часто видно в работе психолога с ребенком.

Если все-таки важно, чтобы в жизни ребенка присутствовал мужчина, то должен ли это быть обязательно отец? Не маловажно, что его связывает (или связывали) с матерью ребенка. Мужчина существует не сам по себе, а в более широком семейном контексте. Прежде всего, это муж матери ребенка, это содействует развитию представлений о семейной иерархии. Здесь имеется в виду важность принятия ребенком связи между родителями. Это приводит в дальнейшем к способности воспринимать себя во взаимоотношениях с другими.

Если же муж матери является приемным для ребенка, какая тогда значимость «биологического» отца по сравнению с приемным отцом? Здесь значение отца - как родного человека. Предполагается знание ребенка об отце как о человеке участвующем в зачатии и это имеет важное значение, так как создает у ребенка представление о себе как о потомке двух родов. Это так же важно и для формирования представления о себе как о наследнике и продолжателе фамилии. И если матери «присваивают» себе своих детей, то они лишают их части родословной (словно у человека отнята половина тела).

Итак, отец – это человек, эмоционально разгружающий замкнутые отношения ребенка и матери, помогающий ему открыть для себя новые, качественно иные, чем с матерью взаимодействия.

Безусловно, уход отца из семьи негативно влияет на эмоциональное благополучие детей, но и его отсутствие не обязательно является пагубным само по себе.

Проведенные исследования свидетельствуют, что качество супружеских отношений влияет на качество детско-отцовских отношений и психическое состояние ребенка, причем в большей степени, чем на качество детско-материнских отношений.

Удовлетворенность отцовской поддержкой связана с меньшей частотой появления депрессивности и тревожности у детей и подростков. И чем больше негативных эмоций в отношениях ребенка с отцом, тем в большей степени дети агрессивны в школе.

Исследования показали, что взрослые пациенты с тревожными или депрессивными расстройствами характеризуют отца как не участвующего в воспитании, или подчеркивают его критическую позицию и жесткое обращение.

Так же из исследований следует, что негативная окрашенность отцовского образа выше у подростков, живущих без отца. Это может быть связано с выражением их обиды на отца, которого нет рядом, а как следует из теории привязанности, злость является естественной реакцией на нарушенную привязанность. Иногда эта негативная окрашенность является результатом влияния матери. (вспомним как отзываются об отце ребенка одинокие матери)

Было обнаружено, что отсутствие отца особенно пагубно отражается на полоролевом развитии мальчика. Мужские черты возникали медленнее, мальчики были менее агрессивными и более зависимыми. Выше о таком удобном типе мальчиков упоминалось.

При отсутствии в семье отца Я-концепция ребенка будет отражать доминирование в восприятии образа матери (т.е. высокая степень идентификации с матерью). При этом отношения с матерью практически не оказывают никакого влияния на формирование гомосексуальной ориентации. Однако негативные отношения с отцом явились оказывающими влияние на формирование сексуальных предпочтений молодых людей.

Исследованиями было доказано, что когда сыновья чувствовали отцовское принятие, они ощущали большую близость с ним и были склонны к проявлению типичных мужских черт независимо от степени маскулинности отца.

Еще одни исследования показали, что воспринимаемая эмоциональная теплота отца является важным фактором становления полоролевой идентичности как младших, так и для старших подростков мальчиков.

Хочется отметить что «теплое» отношение отца к ребенку возможно в условиях гармоничного супружества. Матери, неудовлетворенные своими мужьями не будут способствовать возникновению ситуаций, где отец мог бы быть вовлечен в дела ребенка и отношения с ним. (опять вспомним как матери не дают видеться с ребенком отцу)

Если в семье практикуется жестокое обращение, постоянно случаются ссоры и конфликты между родителями, предъявляются завышенные требования к ребенку, игнорируются его нужды и потребности психолог не должен ограничиваться работой с ребенком. Его профессиональный долг состоит в попытке исправить семейную ситуацию, в случае необходимости привлекая обоих родителей.

Можно только сожалеть о том, что многие не ориентированы на работу с родителями и игнорируют тот факт, что помощь детям предполагает привлечение родителей. Нередко на первый план выходит работа с негативными родительскими репрезентациями.

Основная цель данной статьи, показать, что фигура отца играет уникальную роль в психическом развитии ребенка, и выполняет важные функции внутренней опоры и защиты, поддержания самоуважения и полоролевой идентификации и является важным фактором психического благополучия.

Жаль, что в рамки статьи невозможно вместить примеры из жизни и еще много полезной  информации по этой же теме. Но надеюсь, что ваше понимание расширится, и может быть появятся, вопросы.

Р.S. На написание данной статьи подтолкнули проблемы заявляемые клиентами и наблюдения, которые давно хотели во что-нибудь оформиться.

Использованы материалы авторов: Холмогорова А.Б. Калина О.Г. Дольто Ф. Тайсон Ф. Белл А.П. Мартин С.



Просмотров: 796
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Роль отца в жизни ребенка
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Отцовские объятия, или Роль отца в жизни ребенка
  • Яблоко от яблони (роль отца в воспитании ребенка)
  • Воспитание в неполной семье. Трудная работа матери и отца.
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Роль отца с момента зачатия до рождения ребенка
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Как просить отца о помощи в воспитании ребенка
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • О роли матери и отца в воспитании детей.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как научиться уважать отца ребенка?
  • Как привлечь отца к воспитанию ребенка
  • Отец в жизни ребенка
  • Отец в жизни ребенка
  • Почему опасно отвергать отца ребенка?
  • Техники «Рука Матери/Отца» и «Рука Матери и Отца»
  • Влияние отца на жизнь дочери. Отец как внутренняя опора.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • « Кто отец ребенка?» — иногда лучше этого не знать.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь