|
Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"Автор статьи: Татьяна Витальевна Фокина
Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"
Эдипов комплекс с давнего времени занимает лидирующее положение в психоаналитической теории, несомненно, многое изменилось и продолжает меняться. Эдипов комплекс представляет интерес для многих психологов и психотерапевтов по сей день. Что значимого, что нового добавилось к стандартному пониманию о данном феномене со времен Фрейда? Я считаю, что наиболее значимая и существенная позиция об Эдиповом комплексе была представлена в работах Мелани Кляйн, а конкретно ее клиническими наблюдениями за эдипальными проявлениями у маленьких детей, а так же ее работами об Эдиповом комплексе, и косвенным образом - ее концепцией депрессивной позиции. С каждым разом все чаще и чаще задумываюсь над тем, насколько уникальна и глубинна наша психика. Сколько всего неизведанного прячет наше подсознание. Сколько психологов, психотерапевтов пытаются «раскрыть» нашу душу. И известный британский психоаналитик Мелани Кляйн не исключение. Ведь действительно, среднестатистический человек вряд ли задумывался когда-либо о причинах своих неудачах в личной жизни, не складывающихся отношений с окружающими и прочее. Перед тем, как написать эссе по работе Кляйн «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» мне потребовалось пару дней для осмысления и проработки прочитанного материала в сознании, ибо с подобными случаями знакомилась впервые. Несомненно, данный текст вызвал много вопросов, ответы на которые постараюсь найти при анализе работы известного психотерапевта. Не углубляясь в подробности, упомяну о том, что в своей психоаналитической работе автор представляет нашему вниманию два интереснейших случая детского психоанализа. Главными героями произведения стали десятилетний Ричард и двухлетняя Рита. Отвлекусь, что в процессе чтения работы, невольно проецировала все прочитанное на своих детей. Возникало много вопросов: « А так ли я воспитываю своих детей?», «Что происходит в их психике?», «Как сделать так, чтобы они выросли счастливыми и со здоровой психикой?». Думаю, что часть этих вопросов останутся риторическими. Возвращаясь к прочитанному, отмечу, что работа психоаналитика показывает разнообразие детских фантазий и тревог. Меня удивило то изобилие игровых форм, которые применяются в детском психоанализе. Как четко и метко автор идентифицировала то или иное игровое действие с пенисом или грудью матери. Ведь именно, этих два важных органа лежат в основе теории Кляйн об Эдиповом комплексе. В процессе анализа научной работы я часто спрашивала себя: «Зачем автору все это нужно?», «С какой целью он доносит это все до аудитории?». Как выяснилось в дальнейшем в период написания книги «Эдипов комплекс» Мелани совершила очень важные и значимые открытия для психоанализа и психологической науки в целом, в последствии чего, сама ее теория сильно изменилась и стала называться теорией депрессивной позиции. Теория депрессивной позиции позволяет ответить на ряд вопросов, например таких как: Почему детские лишения играют важную роль в развитии ребенка? Чем они определяются? и так далее. Итак, прибегнем непосредственно к термину депрессивная позиция. А именно, депрессивная позиция появляется между третьим и шестым месяцем жизни и продолжает укрепляться и развиваться в дальнейшем. В качестве примера приведем вину младенца за ущерб, который он причинил матери при сосании груди. Младенец испытывает вину и боится утратить данный объект удовольствия. Им овладевает желание возместить ущерб поврежденному объекту в его интерпретации. С наступлением депрессивной позиции психическая организация изменятся: амбивалентность, чувство потери, вина, различение внешней и внутренней реальности, способность к символизации и многое другое. Таким образом, происходит изменение природы отношений и психической позиции в целом. Таким образом, Мелани обозначает тесную взаимосвязь депрессивной позиции и Эдипова комплекса. Если человек верит, что добро или хорошие объекты победит зло или плохие объекты, то есть переживут интеграцию с негативными чувствами, то тогда можно двигаться и развиваться дальше. Важно отметить, что в работе «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» автор преследовала две цели, первая – это выявление ранних тревог и их связь с Эдиповым комплексом, вторая – провести сравнительный анализ своих выводов по данной проблеме с работами знаменитого австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Так, за основу ее работы были взяты случаи двух детей, у которых были проблемы в эмоциональной сфере. Итак, огромный интерес вызвала история Ричарда, ребенка десяти лет отроду, который фобически избегал общения со сверстниками, вследствие чего боялся ходить в школу, хотя был очень умным и одаренным. Чем же вызвано подобное состояние? Почему в столь раннем возрасте у человека уже столько проблем? А не надуманны ли они? Неужели все из-за того, что Ричарда практически не кормили грудью? Да, действительно, мальчик очень был привязан к матери, любил ее до безумия, но не получал взаимной отдачи. Несомненно, мама любила его, но в отношении с сыном проявляла сдержанность и терпимость, так как считала его необычным ребенком, даже где-то странным в плане поведенческих характеристик. Отец Ричарда был не авторитетом, во главе семьи была мама. Мальчика все время преследовал страх потерять мамино внимание в том количестве, в котором оно было, наличие старшего брата усугубляло ситуацию. Начавшаяся война еще более усугубило эмоционально-поведенческую ситуацию в жизни ребенка, страхи усилились, тревога возросла. Отец ушел на войну. Хотел ли мальчик, что бы отец вернулся домой? Думаем, что нет. Наконец-то у него появился шанс завладеть матерью целиком и полностью. «Существовала тесная связь между страхом Ричарда перед «плохим» пенисом отца, находящегося внутри матери, и его фобией детей». «Гитлер-отец» – это правильная интерпретация в данном случае, выражающая все ненавистное отношение к нему. «Все возрастающая вера Ричарда в то, что он достигнет потенции, была связана с еще большей надеждой на то, что его мать можно уберечь. Теперь он мог позволить себе фантазию, что она полюбит его как мужчину и разрешит занять ему место отца». Брата тоже следовало бы прогнать. Да, несомненно, Эдипов комплекс должны переживать все дети для дальнейшего полноценного развития, но у Ричарда Эдипово развитие было приостановлено и сбито с пути, как его корабли на импровизированном флоте. Задача психотерапевтической работы с ними заключалась в восстановлении позитивной Эдиповой ситуации, когда желать мать не считается постыдным. Таким образом, Мелани Кляйн предстояло вывести мальчика на нормальную Эдипову ситуацию развития. Считаем методику семи рисунков наиболее удачной для работы с ребенком, так рисуя, мальчик каждый раз по разному фантазировал и выражал свое отношение к значимым для него объектам. Рисунки с каждым разом подвергались разной интерпритации. В процессе работы было заметно, что депрессия постепенно отходит на второй план. « У Ричарда произошел важный прогресс в направлении способности смотреть в лицо своей реальности…». В процессе прочтения книги невольно начинаешь задумываться, как же ранима и чувствительна психика ребенка, неловкое движение отца в сторону матери – и он уже враг. В этом и проявляется Эдипов комплекс у мальчиков и все психоаналитические теории имеют общие основы, но каждый владелец психоанализа добавляет что-то свое. Так, называя Фрейда отцом психоанализа, не отвергаем теорию Кляйн, а считаем прекрасным научным дополнением с новыми веяниями в данном направлении. Нас поразило то, как автор подробно описывает психотерапевтические ситуации, до мельчайших подробностей раскрывает все нюансы работы с детьми разных возрастов. Как уже упомянуто ранее, в ходе прочтения статьи возникало много вопросов, сознание одолевало множество недоумений и противоречий. На некоторые вопросы удалось найти ответы. Так, например, грудное вскармливание играет важнейшую роль в становлении эмоционально-личностной сферы индивида. И как же легко все нарушить, отлучив от груди. В дальнейшем «плохая грудь» будет преследовать в течении всей жизни. Тревога нарастать и справиться с ней будет практически не возможно. Удивили и поразили некоторые термины, речевые обороты теории Мелани, например, как она открыто выражает мысли по поводу пениса отца, который мальчик желал «откусить», как Ричард боялся быть кастрированным, вытесняя тем самым генитальные желания и тем самым усиливая тревогу. Как удивительна проекция о том, что «плохой пенис может производить лишь плохих детей». Как странно и парадоксально переплетаются в нас чувство любви и ненависти одновременно. Как трудно справиться ребенку со своими душевными переживаниями. Как не допустить раненой психика сына или дочери. Вопросы, которые останутся без ответа. Важным остается то, что Ричард все же сумел укрепить свою генитальную позицию и научился смотреть в лицо конфликтам и страхам. Значит, психотерапевтические сессии прошли не зря. Как же тяжело восстановить по кирпичикам сломанную психику младенца на оральной стадии. Вывод напрашивается сам собой… Возвращаясь к Эдипову комплексу как основной проблеме исследования, кратко опишем ситуацию маленькой девочки Маргариты, которая «страдала от разного рода тревог»[5]. Имея плохой аппетит, девочка была интеллектуально развитой, но часто плакала без повода и наблюдались проблемы в игровой деятельности, сильный невроз сопровождал ее в столь маленьком возрасте. Резко возникает вопрос: откуда у маленькой двухлетней девочки такие огромные психологические проблемы, неужели опять материнская грудь всему виной? Да, действительно, это так. Недолгое кормление грудью, переход на бутылочку, приучение к твердой пище, приучение к опрятности и огромный пласт психоэмоциональных проблем. Опять невольно возник вопрос: как объяснить молодым мамам, что ребенок сам даст знак, когда пора. Наверное, все приходит с опытом. Через призму своего опыта я понимаю, что многое в воспитании детей я делаю правильно, а именно, доверяя и интуитивно прислушиваясь к их душе и психоэмоциональным потребностям. Но сейчас не об этом. Маргарита жила в одной спальне вместе с родителями и часто становилась свидетелем половых актов между взрослыми. Правильно ли это? Вопрос морали. Факт остается фактом и как следствие, раненая психика. Рита ревновала отца к матери, но для Эдиповой ситуации это нормально. Тогда в чем же проблема? Ребенок не мог определиться и все время фрустрировал между отцом и матерью. «Неспособность установить удовлетворительное желание к матери повторилась в ее оральном и генитальном отношении к отцу. В анализе стали ясны сильные желания кастрировать его…. Садистские фантазии Риты были, таким образом, тесно связаны с обидами, исходящими из фрустрации на различных либидинозных позициях…». Рита грубо обращалась с игрушками, ей нравилось жестоко наказывать куклу. Ей нравилось наблюдать за актами насилия. Откуда у двухлетней девочки такие садистские наклонности. Это нам и предстоит выяснить. Считаем, что подобное поведение не является нормой и кроет в себе массу эмоциональных проблем. Рита была в состоянии депрессии, « потеря бутылочки репрезентировала потерю хорошей груди, чашка с молоком…. Репрезентировала разрушенную мертвую мать …». Какие страшные ужасающие фразы приходится цитировать, что же творится в голове у ребенка, которая желала обладать собственным пенисом. Всему виной высочайший уровень тревоги и вины перед матерью. Таким образом, Эдипово развитие девочки было нарушено. Думается нам, что не произошло актуализации потребностей на оральной стадии. Эдипов комплекс, а по Фрейду комплекс Электры (касаемо девочек) не был запущен как обязательный механизм психосоциального развития. Было глубоко вытеснено в подсознание желание иметь от отца ребенка. Как тесно сцеплен нарушенный комплекс Электры с боязнью рожать детей, как уязвима женская психика, психика маленькой девочки. Сколько вреда можно нанести душе маленького психически не зрелого человека и как сложно распутывать паутину сознательного и бессознательного, сильная тревога тянет и тянет вниз на глубины человеческой психики все то, что должно способствовать благоприятному развитию. Следовательно, в моем рассуждении так же присутствует мысль о том, что причиной всех женских проблем, например неспособность к деторождению является нарушенная Эдипова ситуация в раннем возрасте. В таком случае неоспорима важной ранней диагностики детских тревог и коррекция эмоционально-поведенческой сферы личности. Считаем, что психоанализ как нельзя лучше подходит для работы с глубинными психологическими нарушениями. Далее рассмотрим некоторые игровые моменты девочки. Девочка во время игры совершала одно и то же действие, а именно, укладывала куклу спать, а рядом ставила слона. Слон исполнял некую роль преграды, образ отца, некое препятствие к беременной матери, задача которого была не дать кукле проснуться. Данная игра трактуется аналитиком как желание помешать ребенку проснуться. Таким образом, кукла ассоциируется с Оно, а слон – это Супер-Эго. Так в игре происходит борьба двух структур сознания, способную при тяжелых неврозах практически полностью подчинить себе все психические процессы. «У Риты это приводило к проигрышу Оно перед Супер-Эго». В процессе игры с Ритой наблюдался полный контроль Супер-Эго над другими пластами психики. Постепенно Супер-Эго стало мягчеть и ослабевать, Рита могла уже позволить себе и другие фантазии, не только жестоко характера. «Провал в отношениях между Супер-Эго и Оно открыл возможность для усиленного уничтожения импульсов, которые прежде вбирали всю энергию субъекта без остатка, что так характерно для протекания тяжелого невроза навязчивых состояний у взрослых пациентов». На данном этапе напрашивается мысль о том, как же важно любить своих детей, не формально, не материально, даря все блага цивилизации, а искренне, всей душой и сердцем. Но зачастую, происходит наоборот, ввиду жизненных обстоятельств, неблагоприятной социальной окружающей среды и других причин ребенок не дополучает эмоциональной пищи о близкого взрослого. В таком случае осмелюсь предположить, что для позитивного и прогрессивного эмоционального развития своего чада очень важно грудное вскармливание в течение длительного времени, а так же любовь и забота родителей. Резюмируя вышеизложенное, подытожим, что автором были описаны два схожих случая разных полов. Как нам показалось, было наглядно проиллюстрировано психосоциальное развитие, как девочки, так и мальчика, половая идентификация обоих полов. В обоих случаях причины не развития Эдипова комплекса кроются в высоком уровне тревоги и вины, низкой способности переноса ЭГО (Я) напряжения (волнения, страха и т.д.), а так же проявление орально-садистических импульсов. Но с уменьшением ранних тревог, Эдипов комплекс приходил в стадию нормального функционирования. Нельзя не согласиться с выводами Мелани Кляйн о едином начале развития двух полов. «Фрустрация, испытываемая у груди матери, ведет как мальчика, так и девочку к отворачиванию от нее и стимулирует желание младенца орального удовлетворения от пениса отца». Как можем заметить, пенис и грудь являются главными предметами желаний младенца. Таким образом, складывается некая формула: грудь = пенис. В процессе прочтения и анализа произведения невозможно не заметить, как тонко и тесно все взаимосвязано в работах Кляйн. Мальчик и девочка в своих фантазиях переживают по поводу того, что пенис окажет разрушительное влияние на мать, но так же и становится средством спасения и исцеления в фантазиях о репарации (восстановлении, возмещении). В ходе написания эссе перейдем к, пожалуй, самому интригующему моменту, а именно в чем же схожи, а в чем различны взгляды Фрейда и Кляйн на Эдипову ситуацию. Классическая концепция Эдипова комплекса гласит о том, что генитальные желания возникают во время фаллической стадии развития. Во время этой стадии только мужские органы являются важными. По Фрейду это от трех до пяти лет. У мальчика на данном периоде возникает так называемая «угроза кастрации». Если ребенок испытывает вину, то это значит, что возникает противоречие между ЭГО и СУПЕР-ЭГО. В основе лежит власть одного из родителей. Для мальчиков – это власть отца. У девочек Эдипова ситуация переживается сложнее и начинается с «доэдиповой привязанности» к матери вплоть до периода Эдиповой ситуации. В своей теории психоаналитик употребляет термин клитор, который сопоставляется с пенисом. Но впоследствии возникает кастрационный комплекс, так как мама не наделила дочь пенисом. Происходит некое разочарование, что у женского пола отсутствует мужской орган. Так девочка начинает хотеть завладеть пенисом отца, что в дальнейшем заменяется желанием ребенка от отца. С теорией Фрейда кажется, все более понятнее, видимо, ввиду ее популярности среди психологической литературы. Теория же Мелани Кляйн заставляет задуматься и более глубинно проанализировать особенности женского и мужского развития на ранних этапах становления личности. Согласно теории Кляйн психосексуальное развитие обоих полов начинается одновременно с младенческого периода. Автор полагает, что генитальные желания младенцев направлены как в сторону отца, так и в сторону матери, в данном случае нет разделения между полами. Дети, одинаково хотят овладеть как отцом, так и матерью. В интерпретации «генитальная фаза» Фрейда будет уместна. В теории Кляйн основу Супер-Эго (моральные качества: стыд, гнев и т.д.) ребенка формирует материнская грудь. Пенис отца так же имеет определяющее значение для формирования психосексуальной составляющей индивида. В своей статье Мелани Кляйн особенно акцентирует внимание на развитие мальчика как переживание страха кастрации. Так идеи автора позволяют развить мысль о том, что Эдипов комплекс мальчиками переносится сложнее, нежели ли женским полом. Но это всего лишь субъективное предположение. Соглашаясь с идеями Фрейда о страхе кастрации, Кляйн вносит и свои дополнения. «Ранние тревоги из различных источников с самого начала вносят свой вклад в центральную роль, которую страх кастрации начинает играть в кульминации Эдиповой ситуации….. переживания вины по отношению к любимому отцу являются неотъемлемым элементом Эдипова комплекса и существенно влияют на его исход», утверждает Мелани. Фрейд же излагает свою теорию более узко, считая, что сын желает как отца, так и мать. При развитии Эдипова комплекса данное положение не является значимым. Что касается девочки, то в основе ее Эдиповой ситуации находится зависть к пенису и страх кастрации. Кляйн согласна с Фрейдом относительно того, что у девочек преобладает большой страх потери матери, ее любви, что вносит значимый вклад в развитие ситуации тревоги. Таким образом, прочтение данной психоаналитической работы позволило задуматься над важностью мужского и женского начала, мужского и женского воспитания. А что же делать тем, у кого нет родителей по тем или иным причинам? Как развивается тогда их Эдипова ситуация? Почему в мире так много психически нездоровых людей? Психологически не компетентных и в некоторой степени неполноценных? Я поддерживаю идею психоанализа о том, что все проблемы идут с детства. В детском возрасте решить проблемы психологического характера гораздо легче, чем распутывать клубки прошлого зрелого человека. С детьми можно применять различные формы психотерапевтической работы, например игра, проективные методики, сказкотерапия и прочее. Образы и мысли детей поддаются интерпретации намного проще, так прекрасным примером послужила пациентка Рита с тяжелым обсессивным синдромом и Ричард с депрессивным расстройством. Затрагивая в эссе эмоционально-личностные проблемы детей, случайным образом получалось анализировать и свои проблемы в частности. По мере прочтения работы возникали воспоминания из детства, удавалось словить себя на масли о том, что в моей психике имеются не проработанные детские обиды, которые на удивление всплыли именно сейчас. Интерес к данной теме вызван и тем, как уже было упомянуто ранее, что истоки психологических проблем необходимо начинать искать в детстве. В результате изучения трудов Мелани Кляйн я вынесла для себя, что садистические импульсы вызывают сильный страх и раскаяние у маленьких детей, которые боятся того, что их фантазии воплотятся в жизнь. Фантазийная жизнь ребенка состоит из частичных объектов или отношений, которые трудно поддаются визуализации, воображаемые объекты содержат в себе лишь одну функцию, но имеет сходства с другими объектами. Например, грудь матери, соединяющаяся с пенисом отца, или пенис, находящийся внутри матери. В данной ситуации пенис воспринимается как единое целое, то есть отец. Таким образом, получаем своеобразный мир органов, в котором находятся дети, далее уже появляются другие еще более садистские фантазии. Любопытным показался термин Абрахама «сожрать мать», который трактуется, как желание сосать грудь, которую ребенок может употреблять бесконечно, испытывая от этого наслаждение и удовольствие. Таким образом, появляется чувство вины за «съеденную мать», далее различные противоречия и фрустрация и другие защитные механизмы психики. Считаем, что значимость работ Кляйн заключается в том, что она изучала детей очень маленького возраста, что позволило ей показать уникальную возможность того, что Эдипов комплекс – это не только любовь к родителю противоположного пола, но и ненависть к родителю своего пола. Аналитиком в процессе работы с детьми часто обнаруживались довольно противоречивые чувства, так появилось понятие инвертированный Эдипов комплекс, который трактуется в любви маленькими девочками мам и стремлением идентифицироваться с ней. Подобное явление часто наблюдаю у своей маленькой дочки, которое выражается в фразе: «мы с мамой девочки». Далее мальчики любят отца и идентифицируются с ним. Родитель противоположного пола исключается. Вопросом, требующим дискуссии, для меня стал вопрос о врожденной бисексуальности младенцев. По данному вопросу сходятся идеи Фрейда и Кляйн. А колебания между позитивным и инвертированным эдипальными комплексами приобретают для Кляйн все большее значение и в итоге начинают играть свою роль в развитии ею концепции депрессивной позиции. Таким образом, в своей статье «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» Кляйн ясно излагает, что изменилось в ее взглядах и проясняет так же, чем ее взгляды отличаются от взглядов Фрейда. Это последняя ее работа по данной теме, хотя обращение к Эдипову комплексу прослеживается и в других ее работах. Способность младенца получать удовольствие от отношений к обоим родителям, которая является важной особенностью его психической жизни. Но в то же время данная способность противоречит желаниям разделить родителей на отдельных людей. Так проявляется ревность и тревога. Имеет место и более целостное отношение к родителям, находящееся в постоянном конфликте. Открытие Кляйн роли проективной идентификации при паранаидно-шизоидной позиции получило развитие и привело к более детальному пониманию ранней патологии, особенно роли патологических форм проективной идентификации. Механизмы расщепления между матерью и ребенком очевидны. Мелани Кляйн описывает в первой главе Ричарда, у которого произошло раннее расщепление груди, что повлияло на его Эдипов комплекс. Он расщеплен между матерью с идеальной грудью, плохим отцом и плохой генитальной матерью. Таким образом в начале своих исследований Кляйн интересовали эпистимофилические влечения. Она связывала их с побуждением исследовать материнское тело и проводила связь между отставанием в учебе и параноидными тревогами по поводу материнского тела. Я думаю, представленная статья является свидетельством неприкращающейся жизнгеспособности и развития идей Фрейда и Кляйн. В своих работах Кляйн обнаружила массу сходств с фрейдовскими идеями о первичных фантазиях маленьких детей. Психолог обнаружила ранний возраст этих фантазий, которые могут быть идиллического, насильственнного, жестокого или причудливого содержания. Помимо всего прочего Кляйн вяявила, что в связи с детскими агрессивными фантазиями, которые направленны против полового акта родителей и материнского тела, в котором находятся не рожденные дети, появляется чувство вины и негодования по поводу нанесенного в фантазии вреда, а также желание возмещения этого вреда. Если такое репаративное желание не реализовывается или претерпевает крах, то тогда ущерб отрицается и магически компенсируется с помощью всемогущей маниакальной репарации. Автор пришла к выводом, что Эдипова ситуация берет начало в младенчестве и развивается в течение нескольких лет, а именно до четырех лет. В четыре года мы можем наблюдать наступление стандартного Эдипова комплекса, по Фрейду. Важность работ Кляйн заключается в том, что она проводит взаимосвязь между отношением к знанию и ранним опытом, полученным в Эдиповой ситуации. Ребенок, который не может разгадать загадки родительской сексуальности, ощущает сильнейшую ненависть. Трудно не согласиться с высказыванием Кляйн о том, что в раннем детстве дети знакомятся с реальным миром посредством лишений реальной окружающей среды. Дети склонны защищать себя от реальной действительности и отказываться ее признавать. Но, глобально значимым критерием дальнейшей адаптации к реальному миру является степень переноса лишений, порождаемых Эдиповой ситуацией.
Список литературы
Кляйн Мелани. Психоаналитические труды : [в 6 т.] / Т. 5: "Эдипов комплекс в свете ранних тревог" и другие работы 1945-1952 гг. - Ижевск : 2009.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|