Эдипов комплекс

«Мама, я хочу на тебе жениться!»… «Папа, ты у меня самый лучший! Когда я вырасту, то ты станешь моим мужем». Часто можно услышать подобные высказывания от детей 3-6 лет. Многие родители умиляются такому поведению и даже гордятся собой, а кто-то теряется или вообще не обращает на это внимание. Однако, это указывает на очень важный период развития и формирования личности – Эдипов комплекс. Так как же себя правильно вести в то время, когда ребенок переживает этот этап и каковы последствия невнимательного отношения к нему?

 Понятие Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд ввел в 1897 году. Оно обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю своего пола и амбивалентные чувства к родителю противоположного (любовь и ненависть, ревность, чувство вины, страх).

Выявил Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд с помощью самоанализа собственных переживаний в детстве по отношению к родителям и соотнес это метафорически с древнегреческим мифом Софокла «Царь Эдип»: Эдип - сын Лая, царя Фив, и Иокасты. Оракул предсказывает, что царь будет убит своим собственным сыном, и царь приказывает пастуху избавиться от него. Ребенка спасает царь Коринфа, и мальчик вырастает, не зная своих истинных родителей. Позже, от другого оракула, он узнает, что убьет своего отца, и, чтобы защитить того, кого он считает своим отцом, бежит из города. На своем пути он встречает Лая (своего настоящего отца), которого принимает за вора, и убивает его, а потом женится на его жене, не догадываясь, что это его мать Иокаста. Когда Эдип узнает от оракула о своих непреднамеренных действиях, то ослепляет  себя.

Формы проживания Эдипового комплекса могут быть позитивная (ее отображением является миф, приведенный выше) и негативная, которая проявляется в сверхсильной любви к родителю своего пола и стремлении устранить родителя противоположного пола. В процессе психосексуального развития у ребенка проявляются обе формы, что формирует, так называемый, полный Эдипов комплекс.

В данной статье мы более подробно рассмотрим позитивную форму проживания.

В этот период жизни происходит самоидентификация ребенка как личности, когда формируется первое понятие собственной «сексуальности». Взаимоотношения с противоположным полом, сексуальность, самооценка и схема построения своей будущей семьи будут формироваться в зависимости от того как пройдена эта фаза.

У мальчиков эта фаза развития так и называется – «Эдипов комплекс», а у девочек ее еще называют «комплексом Электры» (понятие ввел Карл Густав Юнг).  С 2 до 6 лет каждый ребенок в более или менее выраженной форме сталкивается с особыми чувствами к родителю противоположного пола. Они могут быть разной степени осознанности.

Мальчики проявляют интерес и как бы «влюбляются» в свою маму. Хотят, чтобы она принадлежала только ему - сыну. В результате чего, папа воспринимается как соперник. Девочки наоборот, проявляют интерес к папе и ревнуют его к маме. В поведении это выражается тем, что ребенок старается завоевать как можно больше внимания родителя противоположного пола, делает ему комплименты, требует особенных ласк и телесного контакта, говорит «я хочу на тебе жениться» или «я выросту и стану твоей женой».

А вот отношения с родителем своего пола начинают портиться и становятся очень противоречивыми. Здесь у ребенка просыпается ревность, агрессия, желание занять место этого родителя в семье… и в то же время – страх потерять его любовь, страх наказания и чувство вины за свое поведение. Иногда эта амбивалентность чувств становится настолько невыносимой, что перерастает в аутоагрессию. Одновременно со всем этим, родитель своего пола является для ребенка как бы эталоном, примером для подражания - «Ведь с мамой у папы все хорошо, значит я хочу быть похожей на маму». Это очень важно для формирования своей полоролевой идентичности.

Эдипов комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно их любит и ненавидит каждого из них, боготворит и хочет уничтожить, хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои желания.

Так как же себя правильно вести родителям? Следует отнестись очень серьезно и вдумчиво к этому моменту жизни ребенка. Прежде всего, необходимо установить нормы и правила поведения в семье, четко определить границы дозволенного.

Родители не должны провоцировать ребенка своим откровенным поведением по отношению друг к другу, но и исключать нежность совсем не стоит. Дети очень чувствительны в этот период. Чтобы облегчить переживания ребенка, важно как можно чаще проговаривать его чувства и акцентировать внимание на его роли в семье. Лучше, если необходимые слова будет произносить родитель противоположного пола, например: «Я твой папа, а ты моя дочь. Сейчас ты сердишься на маму за то, что она не разрешает тебе лечь рядом со мной. Но мама моя жена, я – ее муж, а ты – наша дочь. Мы тебя очень любим. И когда ты вырастешь, то у тебя тоже будет муж, как у мамы я. И тогда ты сможешь также лежать рядом с ним». Очень важно почаще произносить фразу «я твой папа, а ты моя дочь» или «я твоя мама, а ты мой сын». Это позволяет малышу занять его место в семейной системе – место ребенка.

Отстаивать «границы» в отношениях с ребенком надо очень мягко, корректно, но твердо! Все, что касается взрослых вопросов, должно оставаться в компетенции взрослых, дверь в родительскую спальню должна быть закрыта, пускать и вовлекать ребенка в супружеские взаимоотношения ни в коем случае нельзя. И все это следует говорить и делать с любовью, не переходя очень тонкую грань между приторностью, потворством и холодностью в отношениях.

А вот свои раздражение, агрессию, ревность и желание поддаться на манипуляции ребенка необходимо родителям держать при себе. Несоблюдение этого правила может создать у ребенка ложную иллюзию, что он может повлиять на родительские отношения, вызвать ощущение всемогущества, что потом может пагубно сказаться на его самооценке и на том, как он будет строить межличностные отношения в будущем. Это может вызвать у ребенка страх потерять любовь родителя, вину за то, что между родителями что-то не так (на самом деле, ответственность за супружеские отношения лежит только на самих супругах).  А так как это только иллюзия всемогущества, то впоследствии утраченные иллюзии могут помешать ребенку достигать и признавать свои успехи в будущем.

Если вдруг, ребенок действительно окажется источником раздора родителей, который повлечет за собой серьезные изменения в семейной системе (например: развод, раздельное проживание родителей, сильные конфликты), то во взрослом возрасте он всегда будет ожидать повышенного внимания к своей личности, особого отношения и интереса к себе окружающих – такого, какого уделяли ему родители.

Родителю противоположного пола следует как можно чаще хвалить и делать комплименты ребенку. Но только по делу. Особенно для девочек важно, когда папа подчеркивает их внешнюю красоту. Это будет способствовать формированию здоровой самооценки.

Если ребенок в этом возрасте до сих пор спит с родителями в одной постели, то следует его либо переселить в отдельную комнату или, как минимум, у него должна быть своя отдельная кроватка. Дистанцироваться от ребенка необходимо, чтобы он почувствовал свои границы. Почти до 2 лет для ребенка важно симбиотическое слияние с мамой – он получает ощущение базовой безопасности, насыщается любовью. В норме все эти потребности должны быть удовлетворены в доэдипальный период. А потом начинает формироваться его идентичность, личные границы и симбиоз будет только мешать нормальному развитию. Многие переживают по поводу того, что ребенок буде беспокоиться, плохо спать и т.д. Конечно, если ему нужна поддержка или он себя не очень хорошо чувствует – у него должна быть уверенность, что в любой момент можно вернуться к маме. Ощущение и опыт надежного «тыла» позволяет малышу проявлять самостоятельность и чувствовать себя при этом в безопасности.

Следует отказаться от поцелуев в губы с ребенком и вообще от любого сексуализированного контакта, прикосновений. Это должно быть только между супругами и не демонстрироваться при ребенке, разве что в очень сдержанной форме. И даже если ребенок настаивает – настойчиво и с любовью снова проговорить «Я твоя мама, ты мой сын. Целоваться в губы я могу только с папой, так как он мой муж. Когда ты вырастешь – у тебя тоже будет жена, как и у папы. И ты сможешь ее так целовать». Конечно, в таком возрасте сложно говорить об осознанном половом влечении, поэтому «любовь» ребенка скорее проявляется в очень сильно привязанности к родителю противоположного пола.

Так же следует сказать «нет» совместному купанию в ванне или душе с родителем противоположного пола.

В результате, ребенок должен как бы «проиграть» в борьбе за родителя противоположного пола. Положительным звоночком к окончанию этого этапа развития звучат фразы: «Моя жена тоже будет варить такую вкусную кашу», также если малыш «влюбится» в детском садике или, например, начнет ходить с ребенком противоположного пола за ручку.

Заканчивается Эдипова фаза тем, что у ребенка формируется «триангулярное пространство» - треугольник взаимоотношений в семье. У ребенка должно сформироваться понятие особой связи между мамой и папой, что отношения взрослых – это их поле, и для ребенка оно будет доступно только тогда, когда он вырастет. Чтобы помочь ребенку наименее безболезненно выдержать всю амбивалентность чувств любви и ненависти - ему необходимы любовь и поддержка родителей. И тогда, в результате, он получит бесценный опыт быть наблюдателем и учиться чему-то не только на своем опыте, но и на опыте родителей. Впоследствии это позволит ему рассматривать свои взаимоотношения с другими людьми не только изнутри, но и снаружи – посмотреть, как бы со стороны, что происходит между ними, размышлять о себе при этом оставаясь собой.

Как говорилось выше, идеальный Эдипов комплекс  - это «треугольник отношений», но бывает так, что ребенок не один в семье. И тогда братья иили сестры также являются объектом ревности.  Младшие могут восприниматься либо как соперники («Мамапапа будет любить младенца больше, чем меня» или «Папа подарил маме младенца, а не мне!»), либо как собственные дети. В последнем случае Эдипов комплекс будет проходить менее заметно, так как малыш будет выступать замещающим элементом.

У детей воспитанных одним родителей или вообще без родителей Эдипов комплекс формируется особым путем. В развитии личности ребенка большую роль играет в каком возрасте родитель умер или ушел из семьи, наличие отчимамачехи и когдакак они появились, как строятся отношения с новым членом семьи, отношение и поведение оставшегося родителя к ребенку. Если ребенок растет без родителей, то Эдипов комплекс проживается в отношениях с воспитателями или другими значимыми лицами в его жизни.

Если из семьи в этот период уходит родитель одного пола с ребенком, то это переживается как полное удовлетворение эдипального желания, что приводит к возникновению чувства вины. А если  уходит или умирает родитель своего пола, то фрустрация эдиповой любви части приводит к его идеализации в фантазиях, либо полному отрицанию. Даже если ребенок никогда не знал своего родителя, то он все равно понимает, что такой на самом деле когда-то существовал и что другие дети живут в полной семье с мамой и папой. Отсутствие родителя вызывает у ребенка стремление к компенсации «недостающего», в стремлении дополучить или додать. Например, в случае отсутствия отца или его «слабости», мальчик может вырасти женственным или наоборот занять роль «отца-семейства» - слишком рано стать взрослым, что лишит его детства.

Последствиями неправильного проживания или не завершенного Эдипового комплекса может быть то, что мальчики повзрослев ищут себе партнера-«мамочку», а подросшие девочки – партнера-«папочку», чтобы насытится тем, что недополучено в детстве.

Все дети разные и у каждого будет своя интенсивность проживания данной фазы развития. В этой статье были даны основные рекомендации по поводу того, как максимально эффективно и продуктивно вести себя родителям с ребенком в период проживания Эдипова комплекса. Иногда родителям необходимо приложить очень много усилий, чтобы справиться с ситуацией. Если  Вы испытываете сложности или появятся какие-то вопросы – Вы всегда можете обратиться за консультацией к психологу, где Вам дадут полный ответ  с индивидуальным подходом именно к Вашей ситуации.



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Определение пола ребенка по взаимоотношениям между супругами.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Про ожидание ребенка определенного пола
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Мальчик или девочка? Осознание ребенком своего пола (глава из книги)
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Почему я хочу стукнуть своего ребенка? Как быть?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Эдипов комплекс/ Комплекс Электры
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Если он хочет быть с Вами - он будет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь