Психоанализ Мелани Кляйн

Психонализ Мелани Кляйню  Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами.


В основе концепции Мелани Кляйн лежит особое понимание функции инфантильного Эго, предназначение которого заключается в обеспечении возможности субъекта осознавать  процессы и состояния, происходящие  с ним.

Согласно взглядам Мелани Кляйн, в основе любого психического процесса лежат бессознательные фантазии, и соответственно задача  Эго заключается в том, чтобы определенным образом посредством бессознательных фантазий вступать в борьбу с теми тревогами, которые неминуемо возникают в процессе взаимодействия с внешней реальностью.

Параноидно-шизоидная позиция описывает задачи и формы развития Эго с первых дней жизни субъекта. Мелани Кляйн намеренно отошла от терминов фаза, период и стадия для того чтобы термином «позиция»  подчеркнуть отсутствие четких границ между позициями и обязательность их хронологической своевременной смены в зависимости от возраста ребенка.

Параноидно-шизоидная позиция-это способ функционирования Эго, которому присущи свои бессознательные фантазии, комплекс защит и особенности в объектных отношениях. 

Эта позиция, которая характерна для ребенка с первых дней его жизни, в логике развития она предшествует депрессивной позиции. 

По мере физического и психического созревания младенца при благоприятных обстоятельствах у него появляется возможность перейти на депрессивную позицию. Но, в течении жизни эти позиции могут сменять друг друга и определять восприятие субъектом определенной ситуации, с которой ему пришлось столкнуться в реальности.

Тревоги

Одним из ключевых понятий в теории Мелани Кляйн является понятие тревоги, которая присуща определённой позиции.

 М.Кляйн понимала тревогу ребенка с момента рождения как страх разрушения личности вследствие действия влечения смерти (тревога аннигиляции), которая принимает преследующий характер и действует изнутри.

Эта внутренняя тревога становится основой для возникновения всех других будущих тревог и непосредственно связана с действием влечения смерти.

«Я считаю, что тревога возникает под действием в организме инстинкта смерти, которые переживается как страх уничтожения (смерти) и принимает форму страха преследования. Страх деструктивного импульса, по-видимому, тут же прикрепляется к объекту - или точнее переживается как страх неконтролируемого всесильного объекта.»

М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.

Основная задача параноидно-шизоидной позиции состоит в постоянной  борьбе за отклонение влечения смерти с целью устранения  страха разрушения себя на части.

«Некоторые активные процессы расщепления внутри Эго могут возникать на очень ранней стадии и приводят к первичной тревоге аннигиляции деструктивной силой изнутри, сопровождающейся специфическим откликом Эго, который заключается в распаде на части или расщеплении себя самого»

 М.Кляйн , «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,  1946 г.

Как формируется страх аннигиляции и параноидная тревога?

Чтобы разобраться в механизме формирования тревоги преследования, нужно уточнить основополагающие понятия в теории М.Кляйн.

В ее представлении, ребенок с рождения обладает Эго, но способ его функционирования пока еще очень примитивный.

С первых минут жизни ребенок воспринимает определенные ощущения, связанные с его телесными переживаниями- это может быть чувство холода, голод, перистальтика и  ощущение переполнения кишечника и т.д., которые пока еще незнакомы ребенку.

 М.Кляйн считает, что эти телесные ощущения ребенок соотносит с влиянием объектов, находящихся внутри и имеющих свои намерения. Т.е. ребенок воспринимает внешний мир и себя пока еще очень  примитивным образом-в зависимости от того какие физические ощущения преобладают в данный момент. Объектам он приписывает мотивы, которые определяясь бессознательной фантазий могут быть как устрашающими и преследующими, так и помогающими и поддерживающими. 

«На данной фазе внешняя реальность заселяется в воображении ребенка объектами, которые как ожидается, угрожают ребенку тем же садистическим образом, каким ребенок вынужден угрожать объектам.Это отношение к действительности является примитивной реальностью маленького ребенка». 

М.Кляйн, «Психотерапия психозов», 1930 г.

Для параноидно-шизоидной позиции характерны два типа отношений с объектами:

- ненависть и страх( в результате страх преследования)

-любовь к объекту.

Тревога аннигиляции идет изнутри и для того чтобы выжить и упорядочить внутренний хаос, ребенок проецирует эту тревогу на внешние объекты, приписывая им мотивы. 

Я считаю, что тревога возникает под действием в организме инстинкта смерти, которые переживается как страх уничтожения (смерти) и принимает форму страха преследования. Страх деструктивного импульса, по-видимому, тут же прикрепляется к объекту - или точнее переживается как страх неконтролируемого всесильного объекта. К другим важнейшим источникам первичной тревоги относятся травма рождения (тревога сепарации) и фрустрации телесных потребностей.

М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.

Чрезмерная проекция и расщепление Эго приводят к тому, что тот, на которого этот процесс направлен, воспринимается преследующим, т.е. возникает тревога преследования.

Центральную роль в  защитных маневрах Эго играет процесс расщепления, который обеспечивает удержание плохих объектов от хороших.

Без расщепления психика пока не может выносить то непереносимое напряжение, которое возникает при столкновении с плохим объектом, поэтому чтобы это напряжение снизить и обрести способность его пережить-психика расщепляет, т.е. препятствует смешению плохих и хороших объектов. 

Необходимость расщепления психического содержания обусловлена незрелостью психики, которая не может пока  удержать одновременно плохие и хорошие качества объекта, ей требуется бессознательная фантазия для снижения тревоги, которая будет ее устранять посредством разделения плохих и хороших объектов.

Пока объекты наделяются только одним абсолютным мотивом - они являются частичными.

До определенного времени, что обусловлено физиологической и психической незрелостью младенца, он не способен к целостному восприятию объектов.

По мере становления психических и физических функций младенца, а также с накоплением уже некоторого опыта взаимодействия с объектами у ребенка появляется возможность связать плохой и хороший объект в один, несущий в себе как положительные, так и отрицательные качества.

Этому способствует усложнение  моторной и телесной активности ребенка, его органы чувств более полно воспринимают стимулы внешнего мира, к примеру, он уже может через какое-то время повернуть голову к источнику звука и сфокусировать свой взгляд на лице матери - это дает ему уже более полноценное восприятие объектов. 

Но, определяющее значение  для психического развития и потенциальной возможности перехода на следующую позицию -имеет накопленный психический опыт ребенка в процессе всех  его предшествующих ежедневных взаимодействий с матерью. Если в впервые дни и недели жизни его переживания были тотальны - абсолютно плохими или абсолютно хорошими, то постепенно по мере усложнения психического, у ребенка появляется способность выдерживать уже определенные фрустрации. Можно сказать, что ребенок приобретает способность ждать, т.к. уже достаточно психического опыта, который позволит это осуществить. Достижение этой способности определяет возможность перехода на депрессивную позицию, на которой объекты воспринимаются уже более реалистично.

Первостепенное значение для возможности этого перехода является именно обретение ребенком способности справляться с состоянием тревоги при взаимодействии с объектами, обладающими разными качествами.

Если данное восприятие не удалось закрепить устойчиво в отношениях с объектами (что может быть связано с нестабильными отношениями с матерью, ее нечуткостью по отношению к потребностям ребенка, и частично от силы его бессознательных фантазий), такой субъект на протяжении всей жизни может отдельные ситуации воспринимать с точки зрения параноидно-шизоидной позиции.

М.Кляйн придавала важнейшее значение для укрепления, развития и структурирования Эго необходимости достаточной интроекции хороших объектов. Интроецированные  хорошие объекты помогают сохранить целостность Эго, придать ему устойчивость, заложить основу. 

Затруднением в прохождении этой позиции может стать тот опыт субъекта, который связан с уже некоторым закрепившимся расщеплением вследствие неудачных действий матери как первого объекта (которые, например, могут возникнуть вследствие столкновения сложностей с грудным вскармливанием, распознаванием потребностей ребенка), в такой ситуации  даже хорошие действия  матери могут стать неспособными к интроекции ребенком, т.к. такой объект может ощущаться как поврежденный или зараженный плохими чувствами Эго.

«Я также считаю, что раннему Эго недостает слитности (cohesion) и, что тенденция к интеграции чередуются с тенденцией к дезинтеграции, - распаду на части. Такие колебания составляют существенную особенность первых месяцев жизни»

М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.

Чрезмерное расщепление Эго способно его значительно ослаблять.

Такое ослабленное Эго теряет способность интроецировать объекты, что приводит к ощущению переполненности ими. Такой дисбаланс между интроективным процессом и расщеплением способствует дальнейшим расстройствам Эго и дает предпосылки  к возникновению психических расстройств.

Успешно же инроецированный объект, становится дополнительным ресурсом для Эго, обогащая его. Хайманн (иллюстрирует это положение  примером, в котором ребенок, имея положительный опыт кормления грудью, своего рода идентифицирует материнскую грудь со своим пальцем, сосание которого помогает ему справляться с приходящим чувством голода в ожидании кормления. Таким образом, внутренний мир постепенно становится поддерживающим изнутри, а не ощущается  как собрание чужеродных и враждебных объектов.

Таким образом, процесс психического созревания зависит от прогрессивной модификации тревоги.

В здоровом варианте развития, мать интерпретирует неудовольствие младенца как потребность, которую она может удовлетворить, а если не может удовлетворить, то ее выдержать, когда младенец ее выносить уже не может. В результате у ребенка появляется возможность обрести внутренний объект, способный выносить эту тревогу и придавать ей смысл. Если этого не происходит, то происходит затруднение в преодолении ранних тревог, и в фрустрирующей ситуации ребенок будет испытывать так называемый «безымянный ужас» (Бион)

Особенности объектных отношений:

-Отношения к объекту определяются на основе проецирования собственных качеств.

-Чрезмерная проекция и расщепление Я приводят к тому, что объект, на который направлен этот процесс, начинает ощущаться как преследующий.

-Нарциссичность в отношениях, которая лежит в основе проективных и интроективных процессов.

« Отношение к другой личности на основе проецирования собственных плохих частей имеет нарциссический характер, так как в этом случае объект также представляет часть себя. Оба эти типа нарциссического отношения зачастую характеризуются обсессивными свойствами. Как мы знаем импульс контролировать других людей является существенным элементом обсессивного невроза. Потребность контролировать других до некоторой степени может быть объяснена отклоненным побуждением контролировать части себя. Когда собственные части чрезмерно проецируются в другую личность, они могут контролироваться посредством осуществления контроля над этой личностью.»

М.Кляйн «Заметки о некоторых шизоидных механизмах»,1946 г.

-Преобладание процесса расщепления, который помогают осуществить механизмы идеализации и обесценивания, что не дает возможности увидеть противоположные качества объекта.

Проявление этого механизма можно наблюдать у субъектов, в отношениях которых нет амбивалетности-если они чувствуют симпатию к какому-то объекту, то находится еще много оснований, для того чтобы подчеркнуть идеальность объекта любви, и напротив, если отношения к объекту наполнены неприятными чувствами, то они также становятся тотальными и определяющими все, т.е. такой объект не может обладать положительными качествами. Защитный механизм расщепления, при котором человек выражает по очереди то одно, то противоположное эго-состояние делит мир на черное и белое.

Можно предположить, что субъекты, в опыте которых не было успешного прохождения параноидно-шизоидной позиции главным фокусом в отношении с другими объектами будут держать мотивы других, а не то, что происходит у них внутри. С сильными чувствами они будут склонны справляться с помощью проекции и отрицания. Опасные чувства внутри себя они будут трансформировать в опасности, которые угрожают снаружи.

Также объектные отношения, вероятно, будут наполнены чувством вины и бессознательной ответственности, которое формируется при отщеплении плохой части себя и переживается как угроза любимому объекту, приносящая чувство вины. Чувство вины в свою очередь частично отклоняется на другого, но не уходит совсем, а переживается как бессознательное чувство ответственности по отношению к объектам, которым был нанесен ущерб собственной агрессией.

Характерные тревоги параноидно-шизоидной позиции вносят свои особенности в отношения с объектами, создавая конфликт вокруг близости и дистанции, т.е. субъект, может испытывать потребность в сохранении защищенного личного пространства, ощущать тревогу вторжения и в тоже время нуждаться, стремиться и желать близких отношений с объектом.

 

 

 

 

 

 

 


 



Просмотров: 753
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами
  • Параноидно-шизоидная позиция в работах М.Кляйн.
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"
  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • Про Зависть (Прочитав Мелани Кляйн)
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Отлучение от груди»
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как страх смерти может стать лекарством от прокрастинации
  • эссе по работе Мелани Кляйн "Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний" (1935)
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Страх и тревога смерти на примерах из Торы. Две ситуации.
  • Страх,который может убить.
  • Биографические предпосылки теории М. Кляйн
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Чувство тревоги и панический страх в Вашей жизни
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь