Эссе по работе Мелани Кляйн «Отлучение от груди»

                       Эссе по работе Мелани Кляйн  «Отлучение от груди»  (1936)

 

                  Я всегда полагала, что такое событие, которое мы обозначаем термином «утрата» появляется в жизни человека на более взрослых этапах его жизни. Изучая психоанализ, в особенности  взгляды Мелани Кляйн на развитие новорожденного, меня по-настоящему удивило, что ребенок и в таком  возрасте  «переживает» утрату. Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, впервые упоминает о процессе утраты. И связывает  его с естественным развитием психики ребенка, когда в нем есть период отделения от матери. 

          По мнению Кляйн, наиболее значительными утратами выступают само рождение ребенка и отлучение его от груди. Сам факт рождения, утрата внутриутробного состояния,  вызывает у младенца тревогу преследования.

          Особенности  протекания  родов способствуют усилению этой тревоги.   Удобный мир внутри мамы сменился на «опасный». А потому нужно адаптироваться к новым условиям. Конечно, адаптация успешнее, когда новорожденный чувствует  отношение  мамы, теплое и поддерживающее.  Младенец успокаивается, потому что вдобавок получает  удовлетворение от принятия пищи и сосания груди.

          Кляйн  отмечает, что наиболее  сильное  ощущение  утраты вызывает у  младенца отлучение от груди.  Как же переносит  ребенок такую ситуацию?   Психоаналитик подчеркивает, что  «переживания, которые связаны с отлучением от груди, вызывают раннюю тревогу».    При этом особенно сильными становятся депрессивные переживания.    Это - начало самого мощного кризиса в психическом развитии малыша – кризиса младенчества.    И самым конфликтным становится завершающий период  отлучения от груди.

          Младенец  уже имел опыт переживания  фрустрации в случае несвоевременного кормления.  Когда ребеночек испытывал чувство голода, ему казалось, что грудь исчезла навсегда.   Но отлучение от груди, как пишет  Мелани Кляйн, -  утрата серьезная, совсем другого качества…

         Проявляется это в следующем. Есть страх, и есть тревога. Они могут усиливать друг друга. И их соотношение  различны у разных детей.                                   У одних – это может быть не очень значительная по силе тоска или грусть. Другие младенцы отказываются от пищи, равнодушны к ней. Мелани Кляйн считает, что отказываются от пищи младенцы с персекуторной тревогой, то есть когда имеет место «тревога тревоги».  Третьи становятся жадными до пищи. Подобные различия проявляются у новорожденных уже в  первые  недели их  жизни.  Со временем эти различия становятся более отчетливыми. Здесь необходимы в первую очередь, подчеркивает  Кляйн, безусловная  любовь  и   терпение самой мамы.  Есть младенцы с очень хорошим аппетитом, но при этом не проявляют жадность. Они отвечают матери любовью. Это уже некая установка  новорожденного, которая  образует  весь смысл объектного  отношения.    

           «Я наблюдала детей, - пишет Мелани Кляйн, -  которым было всего 3 недели, но они уже умели сосредоточенно посмотреть на лицо матери, прервав сосание груди».   Младенец даже мог поиграть с грудью кормящей  матери.  Кляйн отмечает также, что есть дети в возрасте 2-х месяцев, которые,  лежа у матери на коленях после кормления, смотрели  на мать, и выражение их лица менялось в зависимости  даже от голоса матери. Кляйн такое общение расценивает, как любовную «беседу» между мамой и младенцем.  В дальнейшем такой ребенок будет развиваться полноценно, устанавливая здоровые отношения с людьми и внешним миром. Эго такого ребенка способно справляться с тревогами и страхами.

         Если мама отлучает младенца от груди с помощью бутылочки с молоком, то в будущем у такого ребенка могут развиться болезненные страхи перед всем неизвестным и незнакомыми людьми. Потому что именно на  самых ранних стадиях развития  новая (незнакомая) пища вызывает у младенца ощущение  чего-то «незнакомого».

         Кляйн отмечает, что  становление  принимающей установки к новой пище  определяется тем, насколько надежно для себя младенец определил  «внутреннюю хорошую  грудь».  Именно в  первые месяцы жизни ребенок должен  суметь разделить  грудь и свою мать. Тогда отлучение от груди произойдет мягко и безболезненно. Если  мама проявляет заботу,  нежность, если она внимательна к ребенку,  тогда  ему легче сохранять ее внутри себя и вовне, невзирая на утрату ее груди.

         Мне понравилось высказывание Мелани Кляйн, где она пишет следующее: «Очень рано ребенок знакомится с реальностью посредством лишений, которые она налагает на них. Он  защищается от этой реальности, отрицая ее. Но способность адаптироваться в будущем к этой реальности  зависит от степени  его  внутренней возможности переносить  эти лишения».

          О каких же лишениях идет речь?  Очевидно, что они  важны, поскольку помогают нам принять реальность. И не только принять, а и овладеть ею.   Здесь уместно вспомнить концепцию депрессивной позиции младенца, разработанную Кляйн.   Эта позиция  развивается между третьим и шестым месяцами  жизни ребенка. Результатом   успешного  прохождения  депрессивной  позиции   становится надежный внутренний объект как фундамент всей психической  структуры личности. Далее она сохраняется, продвигая человека к интеграции его Эго.  Первичный объект – грудь - соединяется с матерью в целом. Любовь и ненависть, испытываемые по отношению к отдельным объектам, направлены на один объект.  Появляются чувство вины и страха. И, конечно, при этом, - любовь к своему внутреннему объекту.

          Депрессивная позиция усиливается, когда, как ощущает младенец, у него забирают грудь матери. Эта  утрата первого объекта, к которому ребенок испытывал любовь, подтверждает все его тревоги, как депрессивного, так  и  параноидного характера.    Мелани Кляйн приводит такой пример.            

          Одного  младенца мать последний раз  кормила грудью, когда ему было 9 месяцев.   После отлучения от груди, у ребенка не было никаких нарушений  в приеме пищи. Он признавал другую пищу, и организм откликался на это хорошо. Но ребенок стал  постоянно требовать присутствия мамы.  И  не  только ее.  Требовалось повышенное  внимание окружающих  его на тот момент людей.  Через неделю после отнятия от груди  ребенок   стал  всхлипывать  во  сне, который был очень беспокойным. Он чаще находился в состоянии неудовлетворенности, и все попытки успокоить ребенка  были тщетными. Чтобы утешить ребенка,  мать решила еще  раз  позволить  ему пососать грудь. Он с наслаждением  сосал обе груди. Молока было недостаточно, но по реакциям  малыша можно было легко определить, что он радостен и удовлетворен. Пребывая в таком состоянии полного счастья, младенец  сразу уснул, успокоившись после кормления грудью.  Ранее проявляющиеся симптомы у младенца исчезли.  По мнению Кляйн, это  стало  доказательством  того, что депрессивная  тревога, которую младенец  испытывает  в связи с потерей «хорошего» объекта,  у него ослабевает только лишь самим фактом возвращения груди.                     Итак, малыш переживает отлучение от груди. Это самые ранние эмоции, связанные с тревогой и страхом. Чтобы  защитить себя от них,   ребенку необходимо сильное Эго. А сила Эго предполагает его интегрированность.

             В работе  Мелани Кляйн выделяет  изменения, наблюдаемые у младенцев  отношении еды. Изменения происходят, по мнению Кляйн, прежде всего, в установке ребенка на этапе отлучения от груди.    Одним из проявлений  такого изменения  становится появление тревоги преследования, заключающейся в установке ребенка  «быть съеденным и отравленным «плохой» материнской грудью».  Такой страх связан , конечно, с его ранними фантазиями.   

             В дальнейшем  к  параноидному страху  примешивается  депрессивная  тревога. Как нам  уже  известно из работы Мелани Кляйн «Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний», депрессивная тревога обусловлена   переживаниями  по  поводу собственной враждебности к любимому объекту.  При отлучении от груди  и после завершения кормления грудью, у   младенца желание к новой пище то усиливается, то ослабевает.  То есть отношение к пище у младенца варьирует  от жадности до полного отказа от нее. Появление жадности  на этапе отлучения от груди Мелани Кляйн связывает  с представлениями  ребенка о преобладании  преследующей части «плохого»  объекта над «хорошим». То есть, я увидела, что отношение к  пище после отлучения ребенка от груди зависит от пропорции депрессивной и параноидной тревог.

           Но тогда можно сделать вывод, что можно  просто  заменить грудь на бутылочку с   молоком. Символическая замена «плохого» объекта (в представлении ребенка) поможет ему справиться с тревогами.  Младенец может довольно легко принять новый объект  и даже - с большим удовольствием по сравнению с грудью. Но некоторые маленькие дети начинают получать удовлетворение и удовольствие не от бутылочки с молоком. А при переходе на твердую пищу. Таким образом, повышение аппетита  в указанных случаях связано с необходимостью ребенка преодолеть  депрессивную  тревогу, которая непременно появляется при утрате  его  первичного объекта.

          Отлучение от груди оказывает существенное влияние на отношение ребенка  не только к еде, но к матери. Мелани Кляйн пишет о своих наблюдениях за младенцами в этот период. Некоторые из них готовы принимать  новую  пищу, что называется,  «без обиды».  Психоаналитик отмечает, что связано это с определенным уровнем  внутренней  адаптации  к  фрустрации. Но при этом появляются вопросы.  Например, что происходит с ребенком при замене  грудного вскармливания искусственным?  Зависят ли происходящие в младенце перемены от срока отлучения от груди? Скажем, если это произошло   несколько недель или  месяцев кормления грудью…

          Кляйн  всегда  подчеркивает очень важную деталь при отлучении матерью  от груди. Безболезненно этот период ребенок «проживет» при очень  внимательном, заботливом отношении матери к младенцу. Маме в этот серьезный период нужно  уметь  наблюдать настроения и реакции ребенка, быть чувствительной к изменениям в нем. 

           Но есть еще и влияние внутренних факторов на этот процесс.  Это – стремление к жизни, сила  врожденной способности любить. А если еще и Эго ребенка стремится к интеграции, тогда  оно  у него изначально  обладает силой.  Способность ребенка любить, сильное его Эго обеспечивают способностью  надежно  образовывать  хорошие  объекты. Такое происходит даже в тех случаях, когда у младенца   вообще не  было  опыта сосания груди.

           В своей работе  Мелани Кляйн поднимает проблему позднего  отлучения  от  груди, привычное  в  примитивных  сообществах  и  редко встречающееся  в  цивилизованных местностях. Оптимальным для  начала  отлучения от  груди она считает возраст  ребенка около  шести месяцев. На этом  этапе  младенец проходит через депрессивную позицию,  и отлучение от груди каким-то образом помогает ему справиться с неизбежными депрессивными  чувствами. Объектные отношения значительно расширяются, у ребенка появляется  к  ним интерес. Развиваются  сублимации и  защиты, характерные для этой стадии.

         Когда  уже ребенок окончательно  отлучился от материнской  груди, то есть стал пить из чашки, то в этом случае трудно говорить об оптимальном времени. Здесь необходимо наблюдение за поведением и реакциями ребенка. ребенком.

         Некоторые младенцы в период окончательного отлучения от груди  перестают сосать пальцы. Порой на этот процесс влияют сами родители или няня ребенка. Но в этом есть отрицательный момент, как пишет Кляйн. По ее многочисленным наблюдениям, такие детки теряли аппетит, становились тревожными, испытывали   депрессивные чувства, характерные для процесса отлучения от груди. Сосание пальца, на мой взгляд, это желание поместить любимый, «хороший» объект вновь внутрь себя. И когда малыш сосет палец, возможно, он чувствует безопасность, потому что встретился внутри со своим хорошим объектом. Ощущение безопасности важно для ребенка, потому что оно становится основой отношения его к миру в будущем – доверительное или  полное недоверия.    

         Кляйн указывает на то, что процесс отлучения от материнской груди требует пристального внимания. На этом этапе неизбежна фрустрация. Если ребенок  фрустрирует умеренно,  то она даже помогает ему пережить чувства, связанные с депрессивной тревогой, довольно успешно. Объясняется это тем, что  сам  опыт преодоления  фрустрации  делает  Эго более сильным. Это часть работы печали, помогающей  ребенку  выйти из депрессивной позиции.  Ведь мама, несмотря на то, что не дает сосать грудь, постоянно находится рядом. Значит, как «думает» малыш, мама не «уничтожена»  и не стала «плохой» матерью…Проявление агрессии в ситуации любви  к целостному объекту минимизировано. Таким образом, есть незримый внутренний  баланс между болезненными и помогающими влияниями фрустрации. И это баланс обусловлен разнообразием  внутренних и внешних факторов.  

           Соглашаясь с идеями  Фрейда, изложенными в его работе  «Скорбь и меланхолия», Мелани  Кляйн  сравнивает внутренне состояние младенца  при  отлучении   от  груди с процессом скорби.   Кляйн пишет: «Объектом скорби является материнская грудь и молоко, а также все то, с чем они ассоциируются  в уме ребенка, а именно: любовь, доброта и безопасность. Все  это  ощущается ребенком как потерянное, а сама потеря - как результат его собственных непомерно жадных, разрушительных фантазий и импульсов против груди его матери». Мне показалось,  читая эти слова психоаналитика что она воспринимает отлучение от груди  как  ожидание ребенком чего-то и обнаружение его отсутствия в материальном   мире.  То есть, отлучение от груди выступает  средством отказа  от любимого объекта, существующего   вовне, с одновременным  установлением его  внутри себя, то есть в психическом мире.

         Таким образом,  «работа»  ребенка со скорбью  нивелирует чрезмерную  идеализацию  внешнего мира и  внутренних «хороших»  объектов, заставляет  признать, что порой имеется большая  разница между  нашими  желаниями и личностными ресурсами для их воплощения. Психическое и материальное начинают выступать для ребенка как две разные субстанции.

             Кляйн  отмечает еще  важный момент при отлучении от груди. Когда младенец  вновь  обретает грудь после ее утраты, включается  маниакальный  процесс. Это состояние необходимо для сближения Эго и Супер-Эго ребенка. Маниакальное состояние заключается в том, что, как пишет Кляйн,   «удовлетворение ребенка  от чувства сытости, запускает каннибалистические фантазии относительно  помещенных внутрь «хороших» объектов, над которыми можно установить контроль.  Не подлежит сомнению, что на данном этапе нужно привить ребенку положительное восприятие  матери. Так он сможет эффективно «прожить» депрессивную позицию, разрешить внутренний конфликт между любовью и неконтролируемыми  ненавистью  и  стремлением разрушить любимый объект.

          Итак,  когда-то наступает время отлучения младенца от груди.   Я узнала, что этот процесс вызывает у него определенные переживания.  Кляйн подчеркивает, что  к отлучению от груди  нужно подходить очень серьезно: «здесь  важны  каждая мелочь, каждая деталь».  Отлучать следует постепенно. Так более благоприятно для ребенка.  Категоричное отлучение от груди может вызвать и усилить тревогу, что в дальнейшем  скажется на эмоционально-волевой сфере ребенка.

          Самым  благоприятным периодом отлучения от груди М. Кляйн считает  возраст  около  полугода. Именно в этот период вступает в силу депрессивная позиция, и оба процесса, совпадая, облегчают переживания младенца. Появление в жизни ребенка новых объектных отношений, расширение его интересов, появление сублимаций и защит, способствуют тому, что отлучение от груди пройдет мягче.

         Я получила хорошую установку в отношении того, как важно в период отлучения от груди, относиться к малышу спокойно, еще более внимательно, быть чуткой, заботливой и любящей. Оказывается, в этот период можно установить уникальные отношения с ребенком! И этот опыт прочно войдет в его психический мир, станет основой для развития психологически здоровой, интегрированной личности.

           Это  важно для молодых мам. Жаль, что в пренатальных центрах не вооружают  будущих мам  знаниями о  психическом развитии младенца, которые так великолепно преподнесла Мелани Кляйн. Ведь психическая жизнь ребенка уже вовсю развивается еще  во внутриутробной его жизни!

          Данная   работа  Мелани  Кляйн   сегодня очень актуальна.  Изменилось общество. Изменилась семья и отношения в ней. Сейчас, наблюдая за тем, как многие описывают свое состояние депрессии, я понимаю, что корни этого лежат в раннем периоде детства. Поэтому данная работа   выступает   поистине мудрым напутствием  не   только для мам детей-грудничков, но  и для тех, кто решил дать новую  жизнь. Возможно знания особенностей развития новорожденного, позволит мамам воспитать целостных личностей, умеющих взаимодействовать с собой и со всем окружающим ее миром.



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Мама, где мой пятый размер груди?» О психологических причинах «маленькой груди».
  • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.
  • Отлучение от груди как прививка от депрессии.
  • Отлучение от груди: психоаналитический взгляд
  • Отлучение от маминой груди, или несколько слов о сепарации.
  • Отлучение ребёнка от груди и прочие вопросы сепарации.
  • Кто инициирует сепарацию? Отлучение от груди. Сепарация подростка.
  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • эссе по работе Мелани Кляйн "Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний" (1935)
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Психоанализ Мелани Кляйн
  • Место у женской груди: мужчина и/или младенец?
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Про Зависть (Прочитав Мелани Кляйн)
  • Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Тяжесть в груди. Психосоматика любовного переживания
  • Самомассаж груди вернет женщину к жизни?
  • Мастопатию и рак груди можно избежать
  • Мама, я не медаль на твоей груди
  • Еще раз о кормящей груди
  • Отучение от груди (психологический аспект) – собственный опыт.
  • Пустота в груди
  • «Прижмет к груди и пожалеет»
  • Психосоматика заболеваний груди.
  • Размышления о хорошей груди



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь