Отлучение от груди: психоаналитический взгляд

Отлучение от груди психоаналитический взгляд

Почему сейчас так много разговоров про отлучение от груди - когда, в каком возрасте, как?.. Это действительно очень важный момент.

Расскажу о том, как это видится в психоанализе. В самом начале своего развития ребенок пока не различает себя и других людей, внешний мир. Он скорее воспринимает все через призму своих ощущений, причем еще даже не понимая, что это именно внутренние ощущения, а скорее воспринимая просто их как комфортные, доставляющие удовольствия - и тогда то, что связано с ними тоже воспринимается как "хорошее", или дискомфортные, приносящие неудовольствие - и тогда сооответственно "плохое" - то, что с ними будет связано.

Когда мама приходит покормить ребенка, дает ему грудь, то возникающее чувство насыщения, тепла и удовлетворения воспринимается как связанное с "хорошей" грудью, когда же "грудь" приходится долго звать, или эта "грудь" слишком долго кормит, вызывая ощущение переедания - тогда эта грудь как бы становится "плохой". Младенец еще не понимает, что это одна и та же грудь, он просто связывает ее со своим текущим состоянием. Постепенно ребенок накапливает опыт, когда "плохая" грудь (например, мама опоздала, пусть даже на несколько минут на зов голодного ребенка) стала "хорошей", и уже может ожидать, что после "плохой" может прийти "хорошая". Но при всем при этом он пока так же остается на той стадии, когда по сути мама - это не какой-то отдельный человек, а это набор каких-то объектов, доставляющих ощущения удовольствия или неудовольствия (ее грудь, голос, взгляд и так далее), соответственно на определенном отрезке жизни (самые первые месяцы) мама для ребенка - либо тотально "хорошая", либо тотально "плохая".

Когда же мама отлучает ребенка от груди, ребенок получает возможность увидеть саму маму (и пережить это телесно, физически) как другого человека, не как грудь, дающую молоко, но как другого, отдельного от себя человека со своими намерениями, делами, интересами, не всегда относящимися с нему самому.

Что это дает в будущем? Понимание того, что в одном и том же человеке может сочетаться и условно "плохое" - то, что переживается как приносящее неудовольствие, и "хорошее" - приносящее удовольствие, переживание другого как отдельного человека во всей его целостности дает возможность находиться в отношениях, наполненных разными чувствами, а не только дихотомичными "плохой" - "хороший". Быть не только в "хороших" отношениях, где есть место только взаимопониманию, единству ценностей и взглядов, и не только "плохими, вражескими", но и в таких отношениях, где есть место разногласиям, разночтениям, и друг, опоздавший на полчаса (очень условный и простой пример, и ситуации, конечно, обычно гораздо сложнее) или сделавший что-то, что переживается мной как неприятное - не вычеркивается из жизни, не становится человеком, с которым отношения дальше невозможны. И для человека становятся возможными в жизни друзья детства - люди, с которыми можно пройти разные ситуации, пережить и общие увлечения, и разногласия, длительные отношения с любимым человеком, которые не принимают форму "качелей" от идеализации до обесценивания...

По сути, отлучение от груди - это первая утрата в жизни человека, которая, парадоксальным образом, становится не утратой, а возможностью, открытой дверью к обретению множества разнообразных источников удовлетворить свой "голод", но уже не буквально, а символически - найти друзей, других людей, которые тоже могут доставить мне удовольствие (от общения, взаимодействия с ними). И фрустрации здесь уже гораздо меньше, потому что когда есть только один объект, который меня удовлетворяет (например, грудь), мне нужно оставаться с ним в слиянии, и его отсутствие приносит гораздо больше дискомфорта, чем когда же я имею разные варианты и способы, где могу получить удовольствие и удовлетворить свои потребности.



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Грудь для всех.Синдром "Материнская грудь"
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь