Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции в теории Мелани Кляйн.

Мелани Кляйн была среди тех психоаналитиков, которые существенно расширили спектр клинического применения психоанализа, включив в него аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами. Для аналитической техники Мелани Кляйн характерны смелые и глубокие интерпретации с самого начала лечения, большое внимание к анализу негативных чувств вообще и негативного переноса в частности, использование при интерпретировании языка частичных объектов (груди, пениса, вагины, фекалий, хорошей и плохой матери и т. п.) и телесных функций (еды, выделения, сексуальности).

Мелани Кляйн считает, что процесс интеграции Эго, развития его защитных механизмов, процесс становления и развития объектных отношений проходит через две стадии, которые, однако, не имеют четкой хронологической привязки и существуют в течение всей жизни человека в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную.

Для параноидно-шизоидной позиции характерно отсутствие интеграции Эго и объектов, которые разделены на хорошую и плохую части. Слово «шизоидная» обозначает расщепление между плохим и хорошим, слово «параноидная» - проекцию, с помощью которой хорошие или плохие качества в себе отрицаются и приписываются другим объектам, которые в результате либо идеализируются, либо вызывают страх и ненависть. Негативные чувства возвращаются назад бумерангом, и ненавидимый объект оказывается ненавидящим. Параноидно-шизоидная позиция основана на принципе самосохранения, она не предполагает заботу и милосердие по отношению к другим. Это необходимо для того, чтобы сохранить хороший объект, хорошего себя и хорошие отношения между ними от атаки со стороны агрессивно-разрушительных частей своей личности, которые ребенок еще не в состоянии контролировать. Основными защитными механизмами являются расщепление себя и объекта и как следствие резкие и внешне не мотивированные изменения в чувствах и поведении по отношению к себе и другим людям на противоположные, и проективная идентификация, т. е. проекция на объект невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация с этим «обогащенным» своими проекциями объектом, что приводит к нарушению границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой, преследующей части себя и наоборот. Фиксация на параноидно-шизоидной позиции, как следует из ее названия, присуща тяжело нарушенным пациентам, страдающим психозами или тяжелыми пограничными или нарциссическими расстройствами.

Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и «нормальной» является депрессивная позиция, для которой характерна целостность себя и объекта, т. е. реалистическое признание в себе и в других людях как хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью и возмещать нанесенный своими поступками вред. Личность в депрессивной позиции способна видеть себя и других более в большей или меньшей степени такими, какими они являются на самом деле. Человеческие существа сложны, обладают как позитивными, и привлекательными характеристиками, так и другими, менее позитивными и порой даже неприятными. Для того, чтобы увидеть себя или другого многомерно, требуется принятие человеческих недостатков, а также неотъемлемой отдельности и автономии других людей.

Вы можете желать, чтобы Ваша мать (жена или ребенок), были совершенны во всех отношениях, но если вы на самом деле видите их такими, вы скорее видите свою фантазию, свое желание, а не реального человека. Вы можете испытывать ярость по отношению к своему бывшему мужу, но если вы видите его только как воплощение зла, как кого-то, кто не обладает никакими положительными характеристиками, вы упрощаете сложную картину. Ваше полностью негативное видение может защищать вас от грусти, которую вы бы испытывали, потеряв человека, обладающего качествами, которые вы когда-то любили. Оно может защищать вас от чувства вины по поводу той роли, которую вы лично сыграли в разрыве отношений. Возможно, вы приписываете ему характеристики, которыми обладаете вы, но не хотите этого признавать. Депрессивная позиция не обозначает депрессию как болезнь. Она означает оплакивание утраченных иллюзий и убеждений, вину и сожаление о нападениях на тех, кого вы любите.

Депрессивной позиции присущи зрелые защитные механизмы (вытеснение, рационализация, реактивные образования и т. п.) и объектные отношения с целостными объектами (отцом, матерью).

Мать и младенец.

Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разработка теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка.

Мелани Кляйн была первой из психоаналитиков, кто сосредоточился на отношениях младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми как на главном условии и источнике развития его личности и даже просто его физического выживания. Кляйн является первым и, возможно, наиболее влиятельным теоретиком объектных отношений в психоанализе. Отношения ребенка и, прежде всего, его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения с аналитиком всегда оставались в центре внимания не только психоаналитической теории Мелани Кляйн, но и ее лечебной техники.

В своей теории развития Мелани Кляйн исходила из того, что у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрессивное. Возникающее Эго младенца решает задачи не только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами, причем сам процесс развития проходит благодаря взаимоотношениям ребенка с его первыми объектами - грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая, усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями.

Кляйн считала, что психический мир младенца имеет характеристики самой примитивной версии параноидно-шизоидной позиции, которая характеризуется двумя отдельными друг от друга версиями матери. Хорошие переживания ребенка (связанные с ситуациями, когда мать кормит младенца, успокаивает его, держит на руках) приписываются хорошей, любящей матери, а плохие переживания (ребенку холодно, он голоден), приписываются полной ненависти плохой матери. Ангельская мать кажется еще более милой оттого, что она любима ребенком, а кошмарная версия кажется еще хуже из-за ненависти и фантазийных нападений ребенка на нее. Эти две явно противоположные версии матери, возможно, являются источником наполненных монстрами легенд и сказок. Кляйн дополнительным фактором считала зависть. Иногда ребенок ненавидит не только плохую, фрустрирующую грудь или мать, но также и хорошую, кормящую, ту, которую он не может контролировать и которой не может обладать.

Такие примитивные фантазии ребенка рассматриваются как первые попытки приближения к реальности, как временные конструкции, которые постоянно проецируются в мир, тестируются и сравниваются с реальностью, и возвращаются в измененном виде. Если этот процесс проходит успешно, экстремальная фантазия сталкивается с обычной реальностью, и постепенно модифицируется. У ребенка появляется пока неясное знание о том, что у него есть любящая, но несовершенная трехмерная мать, и у него появляются первые зачатки вины, связанной с его реальными или воображаемыми атаками на нее. Именно тогда впервые появляется депрессивная позиция, и два образа матери соединяются, мать представляется целым, более сложным объектом. У ребенка, с которым обращаются плохо, будет больше сложностей в переходе в депрессивную позицию, так как часто окружение подтверждает его худшие фантазии. В этом случае ребенок не может соединить противоположные объекты в единое целое. Напротив, ему придется увеличить расщепление, для того, чтобы хоть где-то сохранить образ чего-то хорошего.

Депрессивная позиция, скорбь, репарация и Эдипов комплекс.

Депрессивная позиция никогда не приобретается единожды и навсегда, ни в детстве, ни в последствии. Мы постоянно теряем ее под влиянием стресса, и нам снова и снова нужно проделывать работу, направленную на то, чтобы ее восстановить. Каждый новый шаг или сложность снова приводят к расщеплению на плохое и хорошее, к параноидной настороженности и чувствительности, к склонности идеализировать или обвинять. Проработка переживания позволит смягчить уверенность в собственной правоте и превосходстве, и тогда появится более сложное видение, включающее в себя также и видение своих ошибок. Такая работа связана со скорбью. Кляйн подчеркивает важность репарации, исправления вреда, нанесенного любимым людям собственной ненавистью (как в воображении, так и во внешней реальности). Каждый раз, когда скорбь выполняет свою задачу, и депрессивная позиция восстанавливается, личность становится немного сильнее.

Пожилой отец Маджори умер от инсульта, будучи дома один. Маджори очень разозлилась на терапевта, который в последние месяцы не посещал отца. Она с явным моральным превосходством критиковала всех врачей вообще, видела их ленивыми и невнимательными, а беспомощные пациенты казались ей жертвами. В последующие несколько недель ее ярость утихла, сменилась переполняющим ее горем и чувством вины по поводу того, что она сама не часто посещала отца. В следующие несколько месяцев она вспомнила, насколько отец был сложен, как часто отказывался от помощи, но также и то, что его независимость являлась его силой и его гордостью. Скорбя о нем, она думала как о своей злости на него, так и о своей любви к нему; будучи вместе, они оба старались делать все, что было в их силах.

После утраты отца Маджори сначала находится в параноидно-шизоидной позиции, она видит ситуацию упрощенно, вступает в альянс с морально превосходящими хорошими людьми против плохих. Скорбя, она становится способной отказаться от того упрощенного видения, которое вначале полностью ее захватывает, видит грусть и сложность ситуации. Чувство вины и самоанализ приводит ее к репарации внутреннего мира. В конце она способна вспоминать отца с любовью и видеть его реалистично.

Мелани Кляйн полагала, что депрессивная позиция напрямую связана с проработкой Эдипова комплекса. Чтобы примириться с тем, что у родителей есть отношения, из которых вы исключены, нужно принять тот факт, что другие находятся вне вашего контроля. У нас может быть иллюзия, что мы являемся центром вселенной, что мы всесильны и ни в ком не нуждаемся. Но, неоспоримая правда жизни заключается в том, что мы не сами себя создаем, мы являемся продуктом пары, мы нуждаемся в другом, и наша жизнь конечна. Мы можем принадлежать только одному полу, только одному поколению, хотя мы можем пытаться отрицать эти различия. Принять эти факты значит отказаться от собственного нарциссизма, от восприятия себя как центрального персонажа в этом мире, а других – как нашей собственности, существующих только для того, чтобы играть мелкие роли на нашей сцене.

Мысли об отдельном и независимом существовании пары, которая нас создала, приводят к пониманию того, что другие могут наблюдать за нами и думать о нас, и мы не можем это контролировать. В мире есть и были места, которые нам никогда не удастся занять. Они существуют не только в пространстве и времени, но также и в виде психического пространства другого, частью которого мы никогда не станем. Скорбь о потере собственного всемогущества помогает нам сформировать внутреннее пространство, из которого мы можем размышлять о себе. Нам нужно это пространство для того, чтобы иметь возможность наблюдать и размышлять о нашей собственной реальности и о реальности другого, и если у нас его нет, мы не сможем полноценно думать о реальном мире и знать его.

  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура, Бернарда Д. Фаина/ - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 304 с.

     

  • Пантелеева И. Проективная идентификация как самая продуктивная концепция со времен открытия бессознательного

     

  • Пантелеева И. Мелани Кляйн как основатель наиболее влиятельной школы современного психоанализа

     

  • Джейн Милтон. Зависть в повседневной жизни и в психоанализе. Доклад

     

  • J.Milton, C.Polmear, J.Fabricius. A short introduction to psychoanalysis. – SAGE publications, 2005.

     

  • E.Spillius. Encounters with Melanie Klein. - Routledge. 2007

     

  • R.Hinshelwood, A Dictionary of Kleinian Thought. - Free Association Books; 1991

     



  • Просмотров: 723
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Депрессивная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами Психоанализ М.Кляйн
  • Мелани Кляйн о теории объектных отношений
  • Параноидно-шизоидная позиция в работах М.Кляйн.
  • Про Зависть (Прочитав Мелани Кляйн)
  • "Человек - швейцарский нож" и теория объектных отношений Мелани Кляйн.
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Зависть и благодарность»
  • Эссе по работе Мелани Кляйн «Отлучение от груди»
  • Психоанализ Мелани Кляйн
  • Как Анна Фрейд поссорилась с Мелани Кляйн
  • Теория тревоги в концепции Мелани Кляйн. Психоанализ.
  • Эссе по работе Мелани Кляйн "Эдипов комплекс в свете ранних тревог"
  • эссе по работе Мелани Кляйн "Вклад в психогенез маниакально-депрессивных состояний" (1935)
  • Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами
  • Эссе по работе М. Кляйн «Некоторые теоретические выводы об эмоциональной жизни младенца»
  • Эссе по работе М. Кляйн «Раннее развитие совести у ребенка»
  • Депрессивная позиция: отказ в заботе о себе
  • Параноидно-шизоидная позиция (на примере героини фильма «Русалка» (реж. А. Меликян, 2007 г.))
  • Биографические предпосылки теории М. Кляйн
  • Эссе по работе М. Кляйн «Скорбь и её связь с маниакально-депрессивными состояниями»
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Вы можете жить только в своей собственной реальности, все другие заняты
  • Эссе по работе М.Кляйн "Любовь, вина и репарация"
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • О любви к себе и не только в мета-позиции...)
  • Эссе по работе М. Кляйн «О наблюдении за поведением младенцев»
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь