|
Депрессивная позиция: отказ в заботе о себеАвтор статьи: Корушина Елена Николаевна
Депрессия, меланхолия, тоска, апатия, скука, потеря смысла жизни – понятия из одного содержательного ряда. Депрессия – это добровольный уход от деятельности, отказ чувствовать жизнь, её болезненные и счастливые проявления, отказ от активности искать, отстаивать своё право на существование, отказ бороться, меняться, развиваться. Депрессия – это остановка в развитии, тотальная «блокировка» всех имеющихся внутренних ресурсов, пассивная капитуляция перед сложностями действительности, это еще не смерть, но уже и не жизнь в полном её определении, только её биологический дериват, состояние схожее с анабиозом. Уровень депрессивности может быть различным по степени выраженности и может проявляться на соматическом (потеря аппетита, прекращение менструального цикла, запоры), эмоционально-личностном (апатия, сниженное настроение, чувство бессилия, усталость, пессимизм, отчаяние, самоуничижение, потеря смыслов, ценностей жизни), поведенческом (снижение социальной активности, в плоть до полного затворничества и отказа от деятельности, причинение себе вреда) уровнях. Рассмотрим одну из причин депрессии на примере конкретного случая. Женщина, 50 лет, работает, есть семья, взрослые дети. Обратилась к психологу в связи с повышенной утомляемостью, сниженным настроением. По методике Люшера выявляются следующие эмоционально-личностные особенности: гиперсоциальность установок, ориентация на нормы поведения как защита от конфликтов с окружающими, повышенные требования к себе и к окружающим; сдержанность в эмоциональных проявлениях, высокий самоконтроль, что приводит к подавлению творческой спонтанности, самореализации в деятельности, замкнутости. Госпитальная шкала тревоги и депрессии выявляет высокий показатель по шкале депрессии. Представление о себе как «всем обязанной», в речи фразы-долженствования, «я должна..». Есть личные потребности, например, в уединении, однако они не удовлетворяются в силу сложившихся внутри личностных установок: заботиться о близких, которые способны сами о себе позаботиться, выполнять свои трудовые обязанности сверх точно, сверх правильно, сдерживать себя в ситуации конфликта, не проявлять собственных эмоций не при каких обстоятельствах, а иначе возникает чувство вины, тревога и самообвинения, принижение себя и своих потребностей. В работе с данной клиенткой принято направление на снижение чувства повышенной ответственности (смягчение проявлений жёсткости Супер-Эго), перенаправление с заботы о других на заботу о себе, само уважение, само развитие. Забота о себе и взросление. Так уж мы устроены, что испытываем с рождения потребность в заботе о себе со стороны значимых лиц, без этого младенцу не выжить, однако взрослея, мы приобретаем новые возможности для самостоятельного существования (коммуникативные и поведенческие навыки, опыт взаимодействия, интересы, ценности и т.д.) и это необходимое условие для формирования взрослой автономной личности, способной приспосабливаться (адаптироваться) к обществу людей, ставить и решать жизненные задачи. Однако, травматичный опыт чрезмерно зависимых отношений со значимыми фигурами детства, жесткие требования и контроль, жестокое или безразличное отношение со стороны ухаживающих за ребёнком людей может сформировать искаженную, депрессивную структуру личности, со «встроенной программой» на самоуничтожение. В основе такой личности чувство собственной малоценности, ущербности, «не достойности» быть самой собой и потому ощущение внутренней пустоты присутствует тотально на протяжении всей её жизни и компенсируется только за счёт «внедрения» себя в чужую жизнь и рабское служение чужим интересам, потребностям, желаниям. Что можно посоветовать такой личности? Учиться заботиться о себе: Не позволять думать о себе плохо, оскорблять себя, принижать себя. Уважать себя – значит соблюдать границы безопасного контакта между собой и другим, т.е. сохранять достаточную автономию друг от друга, оставлять пространство для уединения, независимости, доверять себе, прислушиваться к своим потребностям, не использовать манипуляцию в своих интересах и не позволять манипулировать собой в интересах окружающих, не важно, близкие это люди или нет. Развивать себя - искать новые способы взаимодействия с окружающими, не испытывая при этом вины, менять стереотипы поведения и блокировки самовыражения, менять само разрушающие установки «долженствования» на убеждения в собственной достойности на независимость и свободу выбора. Взросление - это отделение детского Эго (осознания себя) от родительского Эго (Ты - это Я, продолжение меня) и Супер-Эго (запреты, наказания, требования). Но и это еще не все, это только этап взросления. Необходимо построить мост для перехода между детским Эго и взрослым Эго. Этот мост - принятие ответственности за себя. Это война между "старым" сознанием - ожиданиями заботы о себе, в виде готовых родительских решений (я сказала ешь кашу! я лучше знаю, какое платье тебе идет! Не дружи с этим мальчиком, он плохой и т.п.) и новым сознанием - пониманием своих потребностей, принятия своих ошибок, слабостей и стремление к росту. Кто не воюет со старым сознанием остается инфантильным и обречён на депрессивное состояние. А как Вы заботитесь о себе? Напишите свой комментарий. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|