Комплекс неполноценности. Миф Каина и комплекс Измаила.


В этой публикации я вновь сошлюсь на ученика и последователя К.Г. Юнга Эдварда Эдингера и его взгляд на миф о Каине. Ясно, что мифологемы – это «многослойный пирог», вид на который с разных сторон значительно отличается. Сегодня я хочу поговорить о …. нет,  давайте сначала вспомним Библию.

Почти всем нам известен сюжет об Авеле и Каине. Напомню, что он повествует о первом убийстве. Именно так трактует его церковь, оставляя вне зоны своего внимания мотив убийства. Его глубинную причину. Впрочем, каждый имеет право на свое независимое мнение, которое я с удовольствием прочту в комментариях.

Итак, два брата преподносят Создателю свои дары. Авель становится любимцем Яхве, поскольку его дары в виде агнца,  господь «призрел». Дары же Каина  в виде овощей и фруктов – отверг. И Каин убил Авеля за… за что?

А вот история из современной жизни. Два брата из одной семьи. Один из братьев - баловень судьбы, ему все удается, он – надежда и опора семьи. Второй же брат настолько незаметен, что его частенько называют именем успешного братца. А потому, что имя «баловня судьбы» у всех на устах. Его желают. Другого отвергают. Жизнь того, другого, отверженного, закончилась самоубийством. За что же он убил себя?

Чуть отступя и оставив за рамками мораль и уголовный кодекс, остановясь лишь на жизни психэ, я поделюсь с вами информацией о том, что в сновидениях ( в жизни бессознательного) как убийство, так и самоубийство  интерпретируется как насилие или агрессия. Жесткий пучок насилия. С той разницей, что в одном случае эта агрессия направлена вовне (убийство), в другом – на себя (самоубийство). Видимо, в цивилизованном обществе, убить себя  - более приемлемое решение, чем убить другого.

И в том и в другом случае, как в библейском сюжете, так и в житейской ситуации, неумеренное иррациональное отторжение родительской фигурой проявляется  в виде насилия, но с  разным вектором приложения силы.  Отчуждение обоих сыновей, библейского и житейского, настолько сильное, что его невозможно вынести. У обоих «персонажей» буквально «сносит голову» и они не ведают, что творят.

Итак, моя статья сегодня – об отторжении. О родительском отторжении и неприятии своего ребенка. Не намеренном, бессознательном. И не имеющем ничего общего со строгосью, дисциплиной и наказанием. В этих случаях, как раз ребенка замечают. Разговор идет о попустительстве и индеферентности родителей по отношению к ребенку.   Юнгианский взгляд на эту ситуацию описывает схему нарушения у ребенка  оси эго-Самость при таком положении вещей.

Ранее в своих статьях я говорила о том, что задача первой половины жизни человека, по Юнгу, выйти из бессознательного проживания действительности путем формирования своего собственного сознания (эго).  Однако, с сохранением «ниточки», связующей эти два полюса психики, эго и Самость. Вот, когда эта ниточка рвется, мы получаем так называемое «отчужденное эго».

Как может эта ниточка порваться? В раннем детстве, по Нойманну, Самость ребенка проецируется на родителей. Другими словами, они для нас – весь  мир. Они - единственная реальность, божество практически. Будучи отвергнутыми своими родителями, такие дети проживают миф Каина, если взять во внимание особенности взгляда на этот миф Э.Эдингера.  И мы встречаем уже взрослых людей, или подростков, которые подспудно чувствуют, что недостойны жить, жизнь их не имеет смысла, поскольку они  недостойны быть никем, даже  самими собой. Они отвергнуты самой значимой фигурой на свете. 

Не оттого ли многим из нас  так горячо бывает необходим опыт, под названием Признание.  Признание заслуг, успехов, и так далее. Как оправдание своей нужности, как отрицание своей «никчемности». Прошу вас заострить свое внимание на этом факте. И применять его в своей жизни, поскольку это (когда Вы даете Признание человеку или Сами себе) – максимально сильный терапевтический ресурс! Именно наличие признания, любви и принятия восстанавливает,  порванную было связь, между эго и Самостью.   А эта связь имеет существенное значение для психического здоровья и благополучия человека.

Эта «нить», связующая сознание и бессознательное, эго и архетипическую реальность, создает ощущение опоры на опыт прежних поколений, можно сказать, на память рода, на коллективное бессознательное, и этим обеспечивает «подключение» к источнику жизненной энергии, сообщает человеку заинтересованность в собственной жизни, придает этой жизни как цель, так и Смысл. 

Еще один пример отчуждения рассматривается Э.Эдингером в анализе повести Мелвилла «Моби Дик». Я много писала об этом произведении и блестящем анализе его персонажей, сегодня мы вспомним имя главного героя повести (Измаил) и остановимся на библейском сюжете о  незаконнорожденном  Измаиле, сыне Авраама и служанки Агари. Измаил, после рождения у Авраама законного наследника, был выброшен в пустыню вместе со своей матерью.  Тема незаконного рождения, а также воспитание ребенка в неполной семье составляет один из аспектов переживания этим ребенком отчуждения, отверженности в ситуациях житейских, не романических. Ну, а в поименованной  повести....

«Все, что происходит в этой книге (Моби Дик), логически вытекает из первого абзаца. Вся трагическая драма насилия и инфляции развивается из первоначального состояния отчуждения и самоубийственного отчаяния», -

пишет Э.Эдингер.  Перечитав повесть заново, нам есть над чем подумать, чем просто о приключениях героев, увлекавших нас в детстве.

Замечали ли вы, сколько трагических и ужасных приключений в сказках случается с сиротами и «вдовьими сынами»? А чего только стоят «приключения» Фауста ? Какую жизнь они бы прожили без травмы отвержения, без бегства от бессмысленности бытия?

Классическим символом отчуждения является пустыня. Обратите внимание на свои сны, те, кому интересна данная тема. Однако, именно в пустыне, Сын Божий обрел откровение и нуминозное переживание, согласно еще одному библейскому сюжету. А, стало быть,  самая «темная ночь души» случается перед рассветом. И это дает надежду.  Правда, для этого в житейской ситуации  потребуется процесс переноса. 

Если эго полностью теряет связь с Самостью, оно ее может восстановить, только найдя…. другую фигуру, воплощающую Самость. Раньше это были родители, а в зрелом возрасте, это чаще всего бывает... Бог. К.Г.Юнг говорил, что

«никогда не видел пациента, который излечился бы, не найдя религиозного подхода к жизни. С психологической точки зрения, основу религиозного подхода составляет переживание Самости».

Не потому ли, при поиске смысла жизни, в ее середине, многие из нас становятся религиозными и ищут бога не в «своем сердце», а снаружи, во внешнем мире? Быть может, для того, чтобы перенести образ своей утраченной Самости с родителей на внешнюю фигуру? И этим "исцелиться"?  Каков же недуг при нарушении связи эго и Самости? Юнгианцы назовут его неврозом отчуждения. 

Невроз  отчуждения может сопровождаться такими признаками, как сомнения человека в своем праве на существование, испытание  чувства «никчемности» со всеми признаками комплекса неполноценности. На глубоком уровне психики, в глубинах  личного бессознательного, такой человек полагает, что его потребности и сокровенные желания «неправильные» и не достойны исполнения.

Сдерживаемая психическая энергия может проявляться  в виде примитивных аффектов, депрессии, психосоматических расстройств, приступов беспокойства, зависимостей.  Человек как бы «оправдывается перед богом», вселенной, миром, мирозданием, кому как удобнее называть предмет своих нуминозных переживаний в самом своем факте существования. 

Получить "высокое соизволение" жить полноценной жизнью, то есть, получить право осознать свои потребности, признать их важность, получить признание, отнестись к себе «по-дружески», узнать себя наконец-то, познать свои желания, а не исполнять желания других людей,  бывает, тем не менее, довольно сложно.  Если инстинкты человека глубоко спят, то для начала процесса восстановления необходим процесс переноса  идентификации Самости со своих родителей на иную фигуру. Как было сказано ранее, часто результатом этого переноса бывает повышенная религиозность человека в середине жизни. 

Перено́с— психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии.

Э.Эдингер пишет, что: «Это (новое переживание восстановления  оси эго-Самость) происходит при осознании сильных чувств переноса. Разумеется, в психотерапии такие переживания встречаются регулярно и более или менее успешно преодолеваются  с помощью добрых человеческих отношений и общепринятых теорий переноса… Осознание глубоко внутреннего процесса, который приводит к восстановлению оси эго-Самость, позволяет более основательно осмыслить сам феномен переноса. Более того, этот процесс позволяет рассматривать терапевтический опыт в более широком контексте общечеловеческой потребности в установлении связи со сверхличностными источниками бытия».

Обязательным будет дополнение о том, что переживание отчуждения в не критичной для здоровья психики  форме – необходимое условие развития этой самой психики. Это – важное переживание, травму же психике наносит его фатальный характер, "перебор" в практике родительского отчуждения.

Выход из этого, менее травматичного для психики состояния отчужденности, заключается так же, как уже было сказано,  в восстановлении утраченной оси эго-Самость. Иной способ "исцеления" заключается в наличие феномена гомеостаза.  Как и тело человека, если рассмотреть вегетативную нервную систему, способную к саморегуляции, так и психика, обладает инстинктивной мудростью, способной корректировать ошибки и крайние проявления сознания, если мы осознаем ее указания. Исцеление травмы происходит посредством восстановления связей с естественной инстинктивной природой человека. Зависть к судьбе животных у многих «раненых» людей дает подсказку к движению именно в этом направлении. Животные воплощают инстинктивный уровень сознания…. или бессознательного. Если вы в своих сновидениях имеете опыт превращения в животное - можно предположить, что  ваша психика работает над вашей проблемой почти без вашего участия. 

Я буду очень рада вопросам и комментариям. А также личному взгляду на эту проблему. Неравнодушных к теме прошу отметиться сердечками. Готовая к обсуждению, Ваша

Ирина Панина.

Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!



Просмотров: 493
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Особенности духовного отчуждения современного человека
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Надежная связь в раннем детстве уменьшает вероятность поведенческих проблем в дальнейшей жизни ребенка
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Словарь по книге "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Будущее, которое не пугает, а радует! Или "Как стать хозяином своей жизни?"
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь