|
Чужой среди своих. О гомофобии внешней и внутренней.Автор статьи: Шуварикова Елена Владимировна
Лекция, прочитанная на конференции МГИ "Гештальт и гомосексуализм"
Посвящается Харму Сименсу Мы живем в 21 веке в демократическом обществе. Мы свободны и равноправны. Все обладают равными правами и имеют равный доступ к ресурсам помощи. Вот даже какую конференцию устроили – такой резонанс даже среди моих студентов... В реальности это не для всех так. Внешняя гомофобия и гетеросексизм ограничивают гомосексуалам доступ к источникам внешней поддержки – полиции, медицине и даже психотерапии. Высмеивание и даже избиение гомосексуалов (прежде всего геев) практически поощряется культурой и обществом. На телевидении нет, пожалуй, ни одной юмористической передачи, чтобы не высмеивались, прежде всего геи, голубые. И все смеются (в том числе сами гомосексуалы, но об этом будем говорить позже). Шутки на эту тему отпускаются в любом месте, оскорбления живут в языке, в том числе среди терапевтов: «Представляете, - говорит достаточно опытный психоаналитик среди коллег – у нас в газете детский психолог ведет рубрику про детско-родительские отношения, а сама лесбиянка! Ха-ха, о чем она может писать?!». Привожу вам реальные текст в моем присутствии на профессиональной группе. Фрейд 100 лет назад полагал, что основной задачей психотерапии с представителями сексуальных меньшинств должно быть укрепление их самосознания. Но все эти годы - практически 100 лет - гомосексуализм квалифицировался как одна из форм психического расстройства…
Ограничивает возможность помощи и внутренняя гомофобия (неприятие гомосексуала этой части себя), лишая его внутренней поддержки. Здесь диапазон отношения к себе описывается от внутриличностной изоляции по И.Ялому (игнорирование части своего Я) до аутоагрессии. Это очень хорошо видно на примере ощущения брезгливости и страха, часто описываемых гомосексуалами в сессиях: «К себе-то я хорошо отношусь, а вот она-то как выглядит…».
Хотя по сути (и из этого примера это видно) внутренняя и внешняя гомофобия суть одного и того же – непринятие этой части в себе (конечно, в каждом есть тяга и к своему полу тоже – вопрос в осознавании, признании этого) и как следствие – проективная идентификация – видение этой части в другом, гнев, брезгливость по этому поводу и соответствующее этому поведение. Подтверждением этой мысли является такой интересный с точки зрения гештальта факт – когда речь идет о традиционной семье – в нашей голове появляются разные вопросы – есть ли у них дети, какие отношения между ними, как они живут… Когда же речь идет о гомосексуальной паре – в голове в первую очередь возникают мысли – как они занимаются сексом? Очень это возбуждает нас. А ведь в этой паре, как и в традиционной, существуют все оттенки отношений – нежность, забота, поддержка… Но в эту сторону голова в первую очередь не включается совсем… (Строго говоря, мне кажется, что гомосексуалу не поможет терапевт, не принимающий свою гомосексуальность, кем бы он ни был, в контрпереносе он будет конфронтировать с этой своей непринятой частью. Где только такого найти среди терапевтов? Это вопрос). Гомосексуалы становятся мишенью не только по механизму проекции своего непризнаваемого интереса к своему полу, но и по другим подходящим основаниям, как инаковые, маргинальные личности, в которых так приятно разместить все, что презирается в себе самом. Клинический пример. Ситуация на группе самопознания. Участница А. – лесбиянка (одна в группе). Решительная, молодая женщина. Участник Б. (один мужчина в группе). Молодой, мягкий, чувствительный мужчина, имеющий в детстве в большом дефиците внимание отца. Б. в какой-то момент развития отношений в группе говорит А.: «Вот ты такая смелая, а я жду - когда же ты начнешь говорить о своей самой большой проблеме в жизни – у тебя нет мужчины и, следовательно, ты не можешь иметь детей…». Проявляет агрессию – явную и скрытую. Хочет наказать ее отсутствием мужской (отцовской) поддержки. И суть здесь не в том, что он не в курсе как в современной жизни легко решается этот вопрос оплодотворения – на осознанном уровне он, конечно, в курсе. Суть – в бессознательном способе продемонстрировать свою неподдержку, свою негативную оценку. А если покопать еще глубже – проективная идентификация – размещение в А. своей неподдержанной отцом части. И атака ее уже в другом человеке.
Вернемся к внешней поддержке. Ни одна из ведущих церквей не признает гомосексуализм в качестве естественной и здоровой формы человеческой сексуальности, ценность существования гомосексуала отвергается, а потребности игнорируются, стиль жизни подвергается суровому осуждению. «Покайся и откажись от этого греха» - говорит священник. Все простоJ. Как будто можно заставить человека изменить свою природу. Например, темперамент, да? Вот возьми и измени свой темперамент! «Гомосексуалисты порочны по своей природе и греховны в своей любви» - говорит церковь (цитирую папу Римского) и, соответственно, поддержку от церкви получить невозможно тоже. Вплоть до того, что не станут отпевать, узнав, что гомосексуалист. И я уже не говорю о семье, о близких в нашей стране – ждать ли поддержки от них… А как насчет поддержки в создании своей семьи? Нельзя усыновить ребенка, если заявишь о себе открыто…
Как выживают гомосексуалы в нашей культуре при минимуме поддержки среды и внутри себя? Дейвис Д., Нил Ч. в книге «Розовая психотерапия. Работа с сексуальными меньшинствами» описывают подробно специфические защитные реакции, позволяющие представителями сексуальных меньшинств преодолевать гомофобию и гетеросексизм: 1. ассимиляция (имитация поведения гетеросексуального большинства. Результатом этого, конечно, является ощущение предательства самого себя… и от этого чувство экзистенциальной вины перед самим собой… Давайте вспомним эпизод, с которого я начинала – надо смеяться над этими шутками о гееях…). Клинический пример: на группе самопознания сидят две участницы, незнакомые по правилам группанализа друг с другом. Я, как ведущая, проводившая собеседования в группу, знаю об их ориентации. Несмотря на это, в группе они говорят о себе как о «замужних». Мне самой в контрпереносе больно смотреть, как они прячутся, не могут говорить о реальных переживаниях, а какого им это изнутри?! Что они чувствуют – тотальную ситуацию одиночества. И внутри, и снаружи. 2. конфронтация (публичная демонстрация своей принадлежности – гей-парады, и открытое проявление гнева). Постоянная борьба и встреча с презрением, гневом, отвержением... 3.геттоизация (существование в пределах специфической субкультуры). Как страус прячет голову в песке, гомосексуал лишает себя многих других красок… Ведь наша жизнь намного больше, чем наши интимные отношения… Не знаю, как на вас, на меня производят ужасно депрессивное впечатление гей-клубы… Отчаянные попытки доказать, что за пределами этих стен жизни нет. 4. специализация (признание своей исключительности). Тоже неидеальный вариант, как любое нарциссическое переживание – это качели… От грандиозности к ничтожности. От эйфории к депрессии.
Поговорим о психотерапевтической помощи. Чем мы, терапевты, можем помочь? Вроде бы логично думать, что наша терапевтическая помощь будет заключаться в том, чтобы гомосексуал признал свою суть, свою индивидуальность и открыто начал говорить о ней, чтобы стать целостным. Прервать его прерывание и быть собой в выражении своих чувств…?
Но может получиться, что по мере того, как клиент становится все ближе к самому себе, аутентичнее, принимает себя таким, какой он есть (а это задача терапии!), он испытывает нарастающее отчуждение от окружающих – своей семьи, прихожан своей церкви, членов своей группы, организации, коллег и т.д. Парадокс психотерапии! Мы помогаем клиенту принять себя. А его жизнь от этого становится более одинокой. Если скрывая свою гомосексуальность, человек имел круг друзей и близких и принятие ими, то открывшись, большой вопрос – сохранится ли он? Клинический пример: клиентка М., обнаружив свою сексуальную идентичность, скрывала долгое время ее от матери. Но создавстабильную пару,которая стала планировать покупку совместной квартиры и рождение ребенка, решила открыть своей матери правду о своих отношениях и чувствах. В ответ получила от матери и продолжает получать в течение нескольких лет проклятья и угрозы отказаться от нее как от дочери. Мать является единственным родным человеком для М. – она воспитывала ее одна – и для М. разрыв отношений с ней чрезвычайно белезненен. Пришла на терапию с такой дилеммой – выбираю себя и теряю мать…
Поэтому как психотерапевт может работать на открытое признание клиента таким, каков он есть? Это может быть небезопасно. И сделает жизнь нашего клиента совсем не лучше, возникнут новые проблемы адаптации в среде. Что выберет клиент?
С моей точки зрения это выбор самого клиента. Наша задача рассмотреть это с точки зрения обустройства наиболее эффективной и возможной безопасности в контакте со средой. Чтобы был обустроен баланс между целостностью внутри и безопасностью снаружи. Наверное, недаром даже в среде психотерапевтов не услышишь открытого признания в своей сексуальной идентичности. Исключение – Харм Сименс, чье спокойное и удовлетворенное состояние в жизни и профессии потрясало меня. Я думаю - если это проработанный, интегрированный терапевт, то принятия этой части себя внутри достаточно, чтобы просто работать и жить…? С другой стороны, просто камин-аут не дает гарантии клиентам того, что такой терапевт не только может их понять, но и подумать о безопасности и адаптации в нашей среде. В своем кейсе про работу с Ариной (больше 10 лет как он опубликован и есть в интернете) я «прикрыла» ее, завершив историю тем, что она приняла свою телесность, восстановила контакт с матерью и построила отношения с юношей. Но в реальности это не так – она смогла построить длительные отношения с девушкой и сейчас говорит об этом и живет открыто. Но, правда, сейчас ей уже 30 лет, а тогда было 15…
Скажу еще немного о специфике переноса, с которым сталкивается терапевт. Мы уже говорили о том, что большая часть жизни гомосексуала – это подавление себя и страх отвержения. Не давая выхода своим чувствам, геи и лесбиянки практически ежедневно подвергаются шуткам, гомофобическим издевкам и реальным унижениям. И, естественно, что в переносе в какой-то момент на терапевта как на безопасную среду будет очень много гнева – подавленного ранее. Гнев в терапии является неизбежным и необходимым чувством, если речь идет о движении клиента в сторону большей свободы и аутентичности. Работа с чувствами одиночества, страха и гнева является необходимым элементом терапии. Надо быть готовым, что в клиент-терапевтических отношениях это проявится.
Приведу еще просто перечень проблем гомосексуалов, с которыми они могут обращаться к терапевту:
Напоследок хочу привести часть интересного опросника. Автор его просто переформулировал типичные вопросы, обращенные к гомосексуалам, очень забавно и поучительно (попробуйте ответить на эти вопросы самиJ)
Опросник для гетеросексуалов Rochlin. 1992 г: (выборочные вопросы из него)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|