«Пишу историю Своей строкой…» Ч.2. Взросление или «Путешествие героя»: туда и обратно…

 Пишу историю Своей строкой  Ч 2 Взросление или Путешествие героя  туда и обратно

 

Волшебные истории, как сказал однажды Г. К. Честертон, больше чем истина. Не потому, что они говорят нам о том, что драконы существуют, но потому, что говорят о том, что дракона можно победить...

(Н.Гейман. Дым и зеркала)

 

История путешествия героя - как некто отправляется в путь, чтобы совершить свой подвиг – самая старая из всех сказок на свете…

Почему?

"Нам нужны герои, потому что они определяют пределы наших устремлений" (Скотт Ла Бардж).

Мы определяем наши идеалы, выбирая себе героев, а, в свою очередь, наши идеалы определяют нас. Герои символизируют качества, которыми мы бы хотели обладать, и амбиции, которые мы бы хотели удовлетворить. И, именно герои вдохновляют нас на благородные поступки…

Не знаю, кому как, мне нужны герои.  Мне надо знать, что в этом мире, далеко или близко, есть немногие сильные духом и твердые словом, которые не предадут и не разочаруют. Герои на то и герои, чтоб быть настоящими. Это камертон, по которому сверяешь чистый звук. Это — компас. Твой герой — доказательство того, что как бы ни было тяжело, есть шанс остаться самим собой и не предать то, во что ты верил.

(М.Козырев, Мой рок-н-ролл)

Если героя нет в действительности, мы его выдумываем…Конечно, героические фантазии особенно свойственны мужчинам, но, и женщины, как мы знаем, «с детства мечтают о Принце прекрасном, о рыцаре смелом на белом коне, который тебя защищает, спасает…»…

 

 и, нередко, когда понимают, что «рыцарь является только во сне…», сами воплощают героический образ в жизни…

Мы чтим героев по разным причинам: иногда за решительность, иногда за смелость, иногда за благородство. Но в основном мы чтим героев, потому что мечтаем о собственном спасении. Конечно, если нужного героя не попадается, спасаться порой приходится самим.

(Отчаянные домохозяйки)

На самом деле проблемы нет. Дело не в половой принадлежности. Каждый из нас, проходя периоды взросления, – Герой, который идет по «Пути Героя».

Джозеф Кэмпбелл – американский ученый и историк, сравнивая сотни мифологических сюжетов разных эпох, культур и народов пришел к выводу, что в основе всех героических историй, лежит одна общая схема, некий мономиф - который подчиняется символической формуле:

«Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со сказочными силами и одерживает решающую победу: герой возвращается из этого таинственного приключения наделенным силой приносить блага своим соплеменникам».

Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц

 

Почему нас собственно должно это волновать?

Потому что Миф о путешествии героя – это история нахождения каждым из нас своего жизненного пути. «Он есть не что иное, как напутствие герою, его «путевка в жизнь», он напоминает нам, зачем мы пришли на эту Землю и что должны здесь совершить…» (Х.Банцкаф)…

В аналитической психологии К.-Г. Юнга становление личности определяется как процесс индивидуации – «становления собой», который как нельзя лучше демонстрирует герой мифа или волшебной сказки…

«История путешествия героя начинается с того, что «жизнь бросает герою «вызов», заставляя его отправиться на поиски некоего труднодоступного сокровища. Мифологический герой, выйдя из своего привычного дома — хижины или замка, завлекается, переносится или по собственной воле отправляется к порогу приключения. Там он встречается с призраком (Стражем), стерегущим порог. Герой может одолеть или расположить к себе эту силу и живым войти в царство тьмы (битва с братом, битва с драконом, подношение, заклинание), либо может быть убит своим противником и оказаться там мертвым (расчленение, распятие). Затем, за порогом, герой путешествует в мире незнакомых, но вместе с тем удивительным образом сродненных с ним сил, одни из них угрожают ему (испытания), другие оказывают волшебное содействие (помощники). Когда герой достигает надира мифологического круга, он подвергается решающему испытанию и завоевывает свою награду. Его триумф может быть представлен как брачный союз с матерью — богиней мира (священный брак), как признание его со стороны отца — создателя (примирение с отцом), как обожествление его самого (апофеоз) или же — если потусторонние силы остаются враждебными — как похищение блага, которое он пришел добыть (невесты, огня), по сути, это расширение рамок сознания, и тем самым пределов бытия (просветление, преображение, освобождение). Последней задачей является возвращение. Если трансцендентные силы благословили героя, то он отправляется в обратный путь под их защитой (посланник), если же нет, то он бежит, преследуемый ими (претерпевая превращения или преодолевая препятствия). У порога, ведущего обратно, трансцендентные силы должны остаться позади, герой выходит из царства страха (возвращение, воскрешение). Благо, которое он приносит с собой, возрождает мир…»

Джозеф Кэмпбелл. Герой с тысячью лиц

 

 

Эта архетипическая история, кроме Дж.Кэмпбелла, была подробно описана П.Ребилло, С.Гиллигеном, Р.Дилтсом и т.д.…

Я предлагаю (на время) отвлечься от того, что процесс "путешествие героя" происходит на интрапсихическом (внутреннем) уровне, и сосредоточиться на том, что невозможно представить себе жизнь человека вне контекста внешнего мира… Давайте сравним этапы путешествия сказочного (мифического) героя с этапами жизни каждого из нас…

Однажды все мы, как и сказочный герой, стоящий на перекрестке трех дорог, оказываемся перед выбором - куда идти? Кем быть?

 

"Что выбрать, комфорт или активные действия? Слушаться родителей или брать ответственность на себя? Куда поступать? Какую профессию выбрать? На ком жениться (за кого выходить замуж)? Необходимость делать выбор будет стоять перед нами всю жизнь, только задачи будут меняться. Как и сказочным (мифическим) героям, нам предстоит в жизни пройти разные испытания (трудностями, предательством, славой и т.д.). На своем жизненном пути, мы будем встречать как помощников, так и «демонов» (врагов), которые пытаются помешать нам в нашем путешествии, соблазнять нас на более легкий путь, уговаривать отступить от цели… Как и сказочный герой, мы можем оказаться в царстве тьмы,  куда нас приводят поиски Того, не знаю, Чего. Это время, когда мы чувствуем себя вне общества, без статуса и социальной роли. Это период «нахождения на грани». Но и этот опыт необходим, чтобы переосмыслить свои ценности, взгляды на жизнь, определить свои жизненные принципы, найти свое место в жизни. Если нам хватит мужества не «сойти с дороги», мы преодолев все трудности, пройдя все испытания, победив всех драконов, освободив принцессу (завоевав принца), в конце концов, получим все о чем мечтали… Женимся на принцессе (выходим замуж за принца) , приобретаем необыкновенную силу, красоту и становимся королем (королевой). И, как пишет Джозеф Кэмпбелл, обретаем «свободу жить». Жить в ладу с самим собой, с миром, заниматься любимым делом, быть с любимым человеком, чувствовать себя сопричастным, нужным миру… А Герои дают нам уверенность, что кто-то уже прошел по этому пути и прошел успешно…"

("Почему нам нужны герои?")

Так что за историю мы все проживаем?

На самом деле, история героя (потенциального героя) начинается с рождения и его жизни в родительской семье (это другая категория мифов, редко имеющая отношение к «истории путешествия героя», но, это истинное начало истории жизни любого из нас).

 

Описание героя.

В мифическом герое, как правило, есть что-то такое, чего нет у других, т.е. он обладает каким-то отличительным признаком, особой силой или способностями. В жизни каждый из нас тоже уникален – другого такого нет и никогда не будет… Каждый из нас от рождения обладает скрытым потенциалом, но, даже в сказках герой не рождается Героем.

Они герои  не потому, что у них есть что-то, чего нет у нас, а из-за того, как они используют свои способности.

(Агенты Щ.И.Т.)

Обычно в нашем представлении, Герой отважен, силен и смел. Но, в сказках, герой в начале истории обычно не отличается особым мужеством или сообразительностью. Нередко, он самый младший, самый неопытный, самый слабый и недалекий… Одним словом – «дурачок». А кто из нас в детстве может похвастаться знанием жизни? ««Дурак» - символизирует чистоту и неиспорченность личности, открытость и непредвзятость суждений» (М.-Л. фон Франц), благодаря которым сказочному герою так везет… С возрастом мы приобретаем опыт и начинаем действовать более «стереотипно» (как старшие братья главного героя) и тем самым закрываем себе доступ к чему-то новому …и нередко проигрываем «наивному простаку»…

У любого героя, как правило, есть (или были) родители.

В классических мифах герой часто является полубогом (никогда не интересовались обстоятельствами зачатия?), в сказках – он чей-то сын или дочь (царя, купца, крестьянина и т.п.). В реальной жизни, мы тоже приходим в этот мир не сами по себе, а уже являясь частью чьей-то истории … Каждый из будущих родителей строит свои планы по поводу нашего появления на свет, у каждого из них свои мечты и предпочтения (кому-то надо только сына, кому-то дочь и т.п.)... Даже, в самом благоприятном случае, наше появление на свет является «окончанием привычной жизни», или, как минимум, серьезным испытанием для пары, ведь оно навсегда меняет отношения родителей между собой, сказывается на их профессиональных и личных планах и т.д.… т.е. мир (особенно мир нашего ближайшего окружения) с нашим приходом в любом случае уже никогда не будет прежним…(мы редко задумываемся над этим, но, это так). Все родительские ожидания и обстоятельства нашего рождения неизбежно сказываются на дальнейшей истории нашей жизни…

 

Сказочный герой (как и каждый из нас) какое-то время проводит в «отчем доме», где формирует представление о себе, познает и накапливает знания об окружающем мире, и своем месте в нем (главным образом на основе родительского отношения к себе и опыта жизни ближайшего окружения). Впоследствии этот период (начало социализации) неизбежно «отзовется в нас», ведь именно в семье мы познаем нормы, правила взаимоотношений между людьми и изначально во многом определяем ценности и стратегии поведения в жизни…

Следующий важный этап (как сказочного героя, так и любого человека) предполагает начало самостоятельной жизни – т.е. расставание с родительским домом (как буквально, так и символически, если иметь в виду необходимость переосмысления (пересмотра, проверки) родительских ценностей – того «багажа», который мы унаследовали).

 

Когда мы говорим о «расставании с родительским домом», речь, прежде всего, идет о психологическом отделении от родительской семьи, которое, иногда непосредственно связано с физическим расставанием (поступление в университет, уход в армию, работа в другом городе и т.д.), а, иногда, нет. Важно понимать, что «отделиться» (сепарироваться) – это не значит, в буквальном смысле, порвать с родителями, перестать общаться, полностью обесценив их опыт, это значит начать поиск своего места в жизни, провести «ревизию» того, что из родительских ценностей нам (лично нам) подходит, а что нет…

Как правило, это сложный период, начало которого в норме совпадает с подростковым и ранним юношеским возрастом. Родителям больно видеть как ребенок, с которым у них всегда были близкие и доверительные отношения, вдруг начинает дистанцироваться, что-то от них скрывать, протестовать против многого, что кажется им ценным, и т.д. Для подростка (еще не взрослого, но, уже не ребенка) – это тоже нелегкий этап, связанный с физиологическими изменениями, началом взросления, прощанием со всем привычным, что его окружает…«зовом» к приключениям… И, нередко, без достаточных оснований, многие из нас склонны до бесконечности затягивать этот процесс…не особенно стремясь разорвать (прежде всего) «незримые цепи» - бессознательные связи с родителями и той, безопасностью, которую они олицетворяют (да и они (в силу разных причин) не всегда торопятся нам помочь)…

 

Но,

Только тот, кто своих уничтожит богов,
Может стать настоящим героем.

(К.Арбенин. Одиссей и Навсикая)

Герой тот, кто восстает против отцовской власти и побеждает…

(З.Фрейд)

В идеале, все мы, рано или поздно, должны уйти из уютного (или не очень) мира детства и понять, ради чего были рождены, осознать свое истинное предназначение и найти (создать) «свой путь» на Земле… Но, даже в сказках, герой редко покидает дом добровольно, решив, что настало время «себя показать и людей посмотреть»… Гораздо чаще он принимает такое решение вынужденно: сама жизнь все решает за него, герой должен как-то действовать в ответ на внешнее событие, которое нарушает привычный ход вещей…

Если вы хоть чуть-чуть разбираетесь в сказках, вы знаете, что герой не появляется до тех пор, пока не станет ясно, что  миру без него не обойтись.

(Приключения Десперо)

В окружающем мире что-то происходит (возникает какая-либо проблема), и жить по-прежнему становится при всем желании уже невозможно. В сказках наблюдается достаточно широкий диапазон причин, по которым герой вынужден покинуть родительский дом: поручение царя, изгнание, необходимость чьего-то спасения… В жизни мы тоже часто в какой-то момент в силу обстоятельств оказываемся «вырваны» из привычного контекста и вынуждены столкнуться с требованиями окружающего мира…

И здесь дело (на самом деле) не в возрасте… Не важно сколько нам лет (18 или 30), но, рано или поздно мы неизбежно столкнемся с необходимостью выхода из прежнего возрастного, социального  или иного статуса (в связи с изменением ситуации: например, смертью родителей, разводом, болезнью, потерей работы и т.д.), ломкой устоявшихся представлений о себе и своей жизни или духовным кризисом, при котором «человек оказывается запертым в своей психике и сам является своим надзирателем» (Ф.Кафка), а привычная жизнь при всей своей стабильности, устойчивости и надежности, в конце концов, начинает вызывать тошноту, скуку и отчаяние…когда мы все чаще начинаем испытывать ощущение, что находимся не на своем месте, занимаемся не своим делом, нас окружают чуждые нам люди, которые не способны нас понять (а мы не можем понять и принять их)…

 

Если мы искусственно «тормозим» процесс взросления, то, нередко устав ждать, в какой-то момент сама жизнь «дает нам пинок под зад», требуя, чтобы «герой стал чем-то большим, чем он был до этого»... И тем настойчивее нас «трясет», а привычный мир «трещит и разваливается напополам», чем больше мы затянули с «проводами детства»…

 

Шок и отрицание – как правило, первая реакция на необходимость пройти через испытания взросления или даже агрессия – злость, гнев, ярость – желание уничтожить весь мир со всеми его невыносимыми требованиями… Мы ненавидим это состояние, хотя на самом деле должны быть ему благодарны, потому что именно дискомфорт, который посещает каждого человека при переходе с одного жизненного этапа на другой, дает нам толчок к развитию, движению, трансформации, ведь кризисы, неприятности, перемены в нашей жизни случаются для того, чтобы у нас была возможность научиться чему-то новому, стать немного другими…

 

Вот только, в этот момент мы бесконечно далеки от признания этого факта... Нас редко радуют перемены. Как правило, в первый момент, человек стремится уклониться от «зова», вернуть стабильное положение, воссоздать привычное существование. Иногда он даже по-новому видит свою прошлую жизнь и удивляется, почему он не радовался тому, что у него было. Он считает, что не заслуживает испытаний и убежден, что не справится с ними…

 

Мы можем, конечно, попытаться проигнорировать «зов», но, на самом деле выбор здесь прост – погибнуть (отказаться от собственного пути) или измениться. Не ответить – это значит так и не узнать свое истинное предназначение, пережить духовную смерть, потерять себя как личность...

 

Многих из нас свобода пугает гораздо больше, чем отсутствие возможности реализовать свой потенциал… ведь потребность в безопасности является базовой, а потребность в росте и развитии — более высокого уровня, и, если мы чувствуем угрозу нашему существованию, то, нередко выбираем именно безопасность в ущерб всему остальному.

Если существует такой вечный герой («Тысячеликий герой»), то, наверное, для равновесия должен существовать и вечный трус. Скажем, герой с тысячей сверкающих пяток… В недрах множества культур рождалась легенда о герое, который в один прекрасный день вернётся, дабы защитить слабых и угнетённых. Кто знает, быть может, природе для равновесия понадобился антигерой, который ничего подобного делать не станет?...

(Т.Пратчетт. Последний континент)

Некоторые из нас так и не решаются покинуть родительский дом (не обязательно в буквальном смысле, скорее речь идет о поиске собственных жизненных ценностей, не всегда совпадающих с родительскими) и «ступить на путь взросления»…Другие – отправляются в путь… И дальше речь пойдет о них…

Я думаю, герой это кто-то кто понимает степень ответственности, которая поставляется с его свободой…

(Б.Дилан)

 Во все времена герои  сами «выращивали» свою судьбу.

(М.Семенова. Орлиная круча)

— Уверяю тебя, дружок, что Улисс не рвался в герои. Он просто БЫЛ героем-натура у него была такая, не мог он иначе. …ему тошно было сидеть царьком в занюханной своей Итаке.

(А. и Б. Стругацкие. Град обреченный)

 

Что значит ответить на «зов»?

Это значит - риск, опасность и никакой гарантии на успех.

Это значит решиться «пересечь порог» и начать свое путешествие в неизвестность (в самостоятельную жизнь)…А что может пугать человека больше, чем неизвестность?

Время – Ночь…

 

«Ночь. А с ней страшные сны, которые выходили в мир на закате с тех самых пещерных времен, когда, дрожа от страха, мы жались друг к другу ради безопасности и тепла. Сейчас время страха перед темнотой. Страха перед тем, что может в ней таиться - страха первобытного человека перед неизвестностью"…

(Н.Гейман. Американские боги)».

 

Само слово «порог» (приключений) имеет несколько значений. «Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неопределенная и непредсказуемая. Другое значение порога – то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Как только вы пересекаете порог, все становится трудным, опасным, болезненным, страшным. Третье значение порога – то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Теперь вам остается только идти вперед» (С.Гиллиген)

 

Когда вы переходите порог, вы утрачиваете все привычные ориентиры. Иногда, вы перестаете понимать, что происходит. На что можно опереться. Вы растеряны,– одна часть вашей личности хочет вернуться обратно, другая – настойчиво призывает вас следовать дальше… Но, мы не можем быть героями собственной жизни и при этом в какой-то момент жизни отказаться уйти, чтобы расти и учиться…

 Если вы хотите стать героями — держитесь за свои мечты.

(Final Fantasy VII)

 

Уже на пороге путешествия, нам, нередко, кажется, что нас окружают люди и обстоятельства, которые препятствуют нашему движению. И в этот момент важно наличие «хранителей», защитников или покровителей, более мудрых и сильных, чем вы сами. «Тех, кто напомнит в минуту отчаяния, кто вы такой, тех, у кого есть знания и средства, которые вам понадобятся в путешествии, тех, кто вселит надежду, предложит свою поддержку и помощь, когда вы будете в ней нуждаться, тех, кто наметит путь» (С.Гиллиген)...

 

В сказках и мифах – это, как правило, различные волшебные существа (Боги или мудрецы, чаще всего это древняя старуха или старик) – наставники героя, взрослые люди, часто сами в прошлом герои, прошедшие путь до конца, в жизни – это могут быть старшие члены семьи (например, бабушки или дедушки) или терапевт. Они не пройдут этот путь за вас. Они могут только сопровождать вас в путешествии, учить (давать знания), «снабдить амулетами» (артефактами – помогающими предметами) против несокрушимой силы «демонов», с которыми непременно пересечется ваш путь…

Ведь путь героя – это сложный путь, на котором вам предстоит встретить не только помощников, но и «демонов» - тех, кто хотел бы помешать вам дойти до цели…

 

Демон – это тот, чей ехидный голос мы слышим (как нам, изначально часто кажется со стороны):

- Да ты не справишься…

- Ты сумасшедший…

- Ты слишком трусливый и слабый, чтобы дойти до конца пути…

На самом деле, это ваш голос («сопротивление изменениям») и, чаще всего, речь, идет не о внешних врагах… «Демоны» («Стражи порога») - это ваши сомнения, вина, стыд и страхи - «Теневые» части нашего Я, с которыми мы не знаем, как быть. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. «В образах демонов человек проецирует свои запрещенные части личности, с которыми он опасается встречаться внутри себя и вытесняет наружу. Конечно, мы можем проецировать их вовне, считать внешними врагами, но, в конечном итоге, мы понимаем, что это наши «внутренние террористы»… «То, что делает нечто демоном – это наше к нему отношение» (С.Гиллиген)... «Демон» - это тот, кому мы отдаем свою силу…

Так может стоит перестать от него бегать? Понять кто он? Кто ты? Ведь, если мы рискнем встретиться с ним лицом к лицу, мы вернемся из «мира теней» более мудрыми и опытными…Битва с внутренним демоном – это битва с самим собой, итогом которой является понимание того, кто ты есть… Главное – найти в себе силы продолжить путь…

 

Путь испытаний.

Победив «Стража порога», мы перешагиваем границу, и оказываемся «в фантастической стране с удивительно изменчивыми, неоднозначными формами, где нам предстоит пройти через ряд испытаний... Это излюбленная часть мифа — приключения...» (Джозеф Кэмпбелл). На данном этапе с героем происходят события, призванные укрепить его и научить всему необходимому для победы над врагом.

Чтобы достичь конца пути, мы используем какие-то стратегии поведения. Мы обманываем, договариваемся, выигрываем или крадем, то, что нам нужно в этот момент… Описание процесса прохождения пути «вскрывает» привычные механизмы взаимодействия с окружающей средой, способы реагирования на фрустрационные ситуации и умение получать помощь и поддержку… Это время борьбы (в первую очередь, с собой), сражений и веры, которое ведет к появлению новых знаний и средств (способность по-иному видеть и действовать в жизни). Именно в этот момент вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда прежде не существовало. Для того, чтобы это сделать, вы нередко должны сначала погибнуть (умереть в одном качестве – «отказаться от привычных стратегий поведения»), чтобы затем родиться заново (в другом качестве).

 «Путешествие героя» – это всегда преобразование (преображение) себя. Этот процесс может занять длительный период времени и даже целую жизнь. Возможно, будет много поражений и неудач, отчаяния, отступлений, будет казаться, что все потеряно и будущего нет…

Но, будут и победы…

Встреча с богиней. Этот этап учит героя любви и смирению «Мистический брак с царственной богиней символизирует полное господство героя над жизнью". Т.е. герой не только приобретает силу уничтожать, но и способность к любви и милосердию.

Апофеоз и вознаграждение в конце пути. Происходят решающие события, получение героем желанного приза за пройденный им путь.

Путешествие героя в конце пути предполагает достижение цели и получение награды. В традиционных историях цель – это поиск принцессы, живой воды и т.п. В начале путешествия цель далека, и герой не знает заранее ни пути к ней, ни опасностей, подстерегающих его в процессе ее достижения, но, как правило, привлекательность цели является общепризнанной: достичь ее желал бы всякий, но, достигнута она может быть только героем.… Понимание конечной цели помогает человеку осознать свою потребность и желание удовлетворить ее…

У каждого своя цель… Возможно, это обретение истинной Большой Любви …женитьба (замужество), личное счастье, осознание своего призвания, достижение высокого социального положения…и т.д. Многие сказки на этом этапе и заканчиваются, но, заключительная часть путешествия героя – это всегда возвращение домой.

Возвращение в мир повседневности и жизнь в нем.

 

Цель  – поделиться тем, что вы узнали (в процессе путешествия) с другими (часто герои на покое становятся учителями или терапевтами – занимаются наставничеством, оказывают помощь начинающим героям).

Герой — это тот, кто делает жизнь других лучше.

(Крем)

Вот только, вся сложность в том, что у героя часто нет никакого желания возвращаться к началу пути. Чтобы по-настоящему завершить путешествие, герой должен получить признание тех, кто его знал раньше (возможно, даже не верил в него или презирал), но, за время путешествия он изменился и уже не тот, кем был раньше. Он устал, возможно, он считает, что другие его не поймут, да и вообще его окружение может не радоваться возвращению героя, но, цель путешествия героя – не «уход в мистический отрыв», а именно возвращение в привычную жизнь обновленным.

Часто на этом последнем этапе человеку предстоит финальная битва – с самим собой. Сражение за собственную целостность, настоящая интеграция тени.

 

Эта битва, которая окончательно освобождает от иллюзий детства, «отсекает» определенные пути, разрушает безграничность выбора, оставляя только один – истинный путь… Итог - максимальная реализация в профессиональной и личной жизни, ощущение – «ты лучший», потому что у тебя нет (и не может быть) конкурентов на Твоем (именно твоем) жизненном пути… Мы приходим к идее, что счастлив и гармоничен не «хороший» человек, а целостный - не тот, кого окружение готово считать положительным или отрицательным персонажем…, а, тот, кто знает свои «недостатки», принимает их и считает своей особенностью, кто осознает свои достоинства и умеет ими пользоваться… И тогда нас перестает интересовать внешняя оценка нашей жизни…

Ведь, на самом деле, «не важно, какой приз ты получаешь в конце, важно кем ты станешь в процессе достижения цели»… Основное завоевание героя – это «свобода жить». Возврата к старому существованию у него уже не будет. После возвращения он живет как хозяин двух миров и привычного повседневного, и того, где он побывал и из которого с честью вернулся.

Примирение с родителями.

На этом этапе Герой прощает своего отца, перестает считать его своим соперником.

В конце пути, мы часто по-другому понимаем наших родителей, принимаем их как смертных, совершающих ошибки, а не как Богов, распоряжающихся нашей жизнью… Испытываем уважение к уникальности их жизненного пути…Начинаем любить и ценить и это…искренне…

 

Список литературы, использованный при написании статьи:

1. Гиллиген С., Дилтс Р.Г. Путешествие героя: путь открытия себя. – М. 2012.

2. Банцхаф Х. Таро и путешествие героя (электронный ресурс).

3. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике – Самара: 2012.

4. Фопель К. Мастерская историй: Сочинение личных историй в групповой психологической работе – М.: Генезис, 2013.

5. Почему нам нужны герои? www.kido.kz/library/2/more/185/ .

 6. Ребилло П. «Путешествие героя: ритуализация мистерии» www.knigi-skachaty.ru/read/96796/page-u_7_3.html.

7. Джозеф Кэмпбелл. Тысячеликий герой. (электронный ресурс Либрусек).



Просмотров: 992
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Герой со знаменем. Рождение Героя
  • Герой со знаменем. Рождение Героя
  • Стоит ли мужчине говорить, что он герой, если он не герой?
  • Герой-одиночка - настоящий герой?
  • Матрицы рождения: путь героя
  • Путь героя начинается с выбора!
  • Психологическая игра Путь сказочного героя
  • Что может рассказать о вас любимый сказочный герой?
  • Путь Героя
  • Иди в путь героя, иди и не оглядывайся.
  • Герой должен быть один // Почему сильному человеку трудно избежать одиночества.
  • Путь взрослеющего Героя. Король Лев
  • Вытесненная ценность. Путь героя!
  • Сказка о Метком Лучнике. По следам игры "Путь Героя"
  • Аналитическая работа с подростками как прохождение Пути Героя
  • Путешествие героя и/или поиск призвания
  • Герой с тысячью лиц, или человеческая жизнь как воплощение мономифа
  • Герой семьи: «Если не я, то кто»?
  • "Работа с МАК. Техника "Путь героя".
  • Путешествие героя – цикл собственной идентичности.
  • Когда твоя Любовь - Герой нашего времени
  • Путешествие Героя. За что приходится платить?
  • Путешествие Героя
  • Подвиг психотерапии или Путешествие Героя (сказка)
  • Если ваш мужчина постоянно делает эти вещи - он точно не герой вашего романа
  • Герой, Время и Смерть
  • Герой, Время и Смерть
  • Путешествие Героя. Чайник не закипит
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Возможен ли сейчас герой нашего времени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь