|
Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")Автор статьи: Екатерина Андреевна Никитенко
Волк и семеро козлят Однажды мне довелось слышать русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» в исполнении преподавательницы в группе по раннему развитию для детей около двух лет. Это был спектакль из деревянных фигурок, всё очень красиво и аккуратно. Сюжет излагала педагог следующим образом – вкратце изложу. Сначала всё как обычно – «козлятушки, я за молоком, никому дверь не открывайте, я вам песенку спою, когда приду». Ушла коза. Волк подслушал слова песни, пришел и давай своим голосом рычать эту песню, козлята не открыли. Волк пошел к медведю-кузнецу, сделал себе тоненький голос, как у козы, вновь пришел на порог к козлятам, спел песню. А вот дальше… Козлята увидали в окошко, что за дверью не мама, а волк. И прогнали его, не открыли. Когда мама пришла, они всё рассказали и она их очень похвалила, что дверь не открыли козлятушки-ребятушки. Вот и сказке конец. Услышав такую сказку, я стала смеяться. Педагог непонимающе улыбнулась. Никто из присутствующих родителей не обратил внимания. Я не стала ничего говорить. А вы поняли, что меня насмешило?)))) Безусловно, изложение сказки в большей степени зависит от желания педагога (и её личностных особенностей) и ее задачах для занятия, какие она перед собой ставит. К тому же, раз сказка народная, каждый вроде как может от себя добавлять и убавлять. И действительно, попадаются варианты сказки «Волк и семеро козлят», то всех съел волк, то один спрятался, то коза позвала волка через огонь прыгать, то брюхо ему вспорола, пока он спал, и камней ему туда положила, вытащив козлят. Но только в данном случае, который я выше описала, сказка была изрядно упрощена, точнее, обеднена, не сказка, а просто история с использованием фигурок из набора для сказки «Волк и семеро козлят». Наверное, логика была «давайте сократим время, дети же маленькие, посыл слушайтесь маму сохраним, а вот последствия непослушания за рамки вынесем». Но по моему впечатлению, как будто не договорили что-то, как будто я - обманутый зритель спектакля. Кульминации нет, динамики почти нет, точнее она напоминает пустую возню, эмоции вроде закипают, закипают, а потом их тушат. Даже какая-то фрустрация. Ну как же так – запретили дверь открывать чужим… а запретный плод сладок (зрителя это манит, козлята может и не хотели чужим отпирать, но зрителю уже хочется посмотреть, что же случится, когда нарушат материнский запрет козлята). И смеялась я, пожалуй, над такой логикой построения сюжета русской народной сказки. И хотелось спросить педагога «Что вас так напугало в сказке?». В общем, я предполагаю ответ. Ну что вы, внимание у таких маленьких детей долго не удержишь, надо лаконично изложить. Права, конечно. Но существует же зона ближайшего развития. Ну устанут, отвлекутся, ну пусть так, а может и хватит напряженной динамики сюжета привычной сказки о волке и семерых козлятах, чтобы удержаться на пару минут подольше. И второй довод преподавательницы, я полагаю, «вдруг дети слишком сильно испугаются волка, будут волноваться или ПЛАКАТЬ!» А ведь плакать - это запросто! (Интересно, а Колобка в одноимённой сказке тоже никто не съедает? Раз поедание – это так страшно) Но только на занятия по раннему развитию дети ходят в сопровождении мамы или других близких взрослых. И как важно разделить с мамой непростые эмоции – тревожное ожидание, страх, сопереживание героям (мамам в сказке тоже есть с кем идентифицироваться), напряжение и разрядка. Как полезно потренироваться в безопасном пространстве русской народной сказки вместе с мамой, поговорить после о поведении волка, козлят, козы, о страхе и других чувствах во время просмотра спектакля и чтения книги. Главное, чего лишила педагог в этой сказке присутствующих – это поглощение волком козлят. Вот мне видится, что зря. Обожают дети, которые только недавно вышли из оральной стадии развития, истории и игры про поглощение, когда кто-нибудь кого-нибудь съедает, они это очень легко и хорошо понимают, потому что питание для них повседневное занятие. Тем более что в данной сказке хороший конец. Ведь мать не отвергла своих малышей, придя домой, и, поняв, что они ослушались и открыли волку (она и не знала, как их волк обхитрил), она не пошла плакать об их утрате или злиться, что они ослушались, она пошла вызволять их из брюха хищника, то есть тоже рискуя быть съеденной. Коза не перестала любить козлят, несмотря ни на что. Психологический смысл поглощения волком козлят – это наглядно увидеть последствия опасности, о которой предупреждала мать. Оказавшись внутри брюха волка и вернувшись обратно на белый свет, козлята несомненно повзрослели и наверняка вынесли из этого происшествия ценный опыт для дальнейшей жизни. Но если говорить о рассказывании сказок дома своим детям, тут больше степеней свободы и индивидуального подхода. И даже если ребенок сам по себе трепетный, боится устрашающих героев или волнуется, например, когда волк всё-таки врывается в избу к козлятам и съедает их, ну сначала может отказаться, отвергнуть такую сказку. Но далее может сам выбрать эту же сказку для прочтения и для просмотра картинок соответствующих. Потому что переживания нужны, есть потребность у ребёнка в них. Хочется переживать, чтобы пережить и жить дальше. Усвоить этот эмоциональный опыт, переварить, усвоить и двигаться дальше, развиваться и расти. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|