«Красная шапочка и мама серый волк»

 Красная шапочка и мама серый волк

Последнее время благодарная и морально повзрослевшая публика начала обращаться к своему детству, задаваясь вопросами своего воспитания в прошлом. Всё больше людей интересуется взаимосвязью между личностными трудностями и наличием  детской травматизации, ища ответы в лоне родительской семьи.

Некоторые учёные последнее время выделяют терминологию «трудный родитель». Странно, не правда ли? Привычней слуху обозначение «трудный ребёнок» - «Что-то ваш Сашенька сильно разбаловался. Сложный период детства – трудный ребёнок». Мы понимаем, кто такой «трудный ребёнок», и в зависимости от возникшей «трудности» просто ищем способ совладания: обращаясь к врачам, детским психологам, нейропсихологам, логопедам, дефектологам и т.д. Но так как система детско-родительских взаимоотношений, безусловно, всегда работает в обе стороны, то и изначально при наличии «трудных детей» имеем возможность встретиться с «трудными родителями». Такой родитель ни плох и ни хорош, но суть термина заключается в том, что ребёнку приходится адаптироваться к поведению «трудного родителя», т.е. выработать реакции – модель поведения, которые во взрослой жизни могут служить причиной многих сложностей. Что интересно, ребёнок может быть «психически здоровее» своих родителей и не иметь никаких трудностей в развитии, воспитании.

Мы созданы более совершенными, и этот признак передадим следующему поколению

Однако, семья это первая социальная структура, в которой научается ребёнок, беря из неё основы жизни, морали, поведения, не задумываясь, - «а правильно ли это?».

Например, человек страдает от того что ему приходится всё контролировать, ужасно устаёт от этого, выматывает себя. Причём этот самый контроль не всегда обязателен. Сложность изменений заключается в том, что бы научиться брать только «свои» обязанности. Вроде всё просто – не твоё не бери, а нет, - по привычки и это «может» и это «надо сделать».
Вопрос: «Как перестать всё контролировать?»
Как правило, это поведение свойственно так называемым «детям старичкам», которые были вынуждены быстро повзрослеть на фоне своих инфантильных родителей (связано ли это с характером, либо с алкоголизмом или с попустительским отношением – не имеет значение). Детство гиперответственных взрослых весьма насыщенно обязательствами  и «заботами не по возрасту»: отвести братика в садик, приготовить ужин, подзаработать, оплатить коммуналку, решить вопросы с учёбой. Да, непременно полезный навык социальной адаптации и выживания. Но согласитесь, достаточно энергозатратный навык,  когда уже взрослый человек вынужден не по желанию, а по привычке заниматься всем. Привычка заниматься не своими делами закрепляется надолго. Это способ выживания, потому что тогда, в детстве, у ребёнка практически нет выбора: либо ты берёшь на себя ответственность за свою жизнь, либо просто не выживешь. С возрастом идентифицировать «свои обязательства» и отдавать «не свои» становится сложней, а чувство тяжесть - сильнее.

Помощь со стороны специалиста-психолога таким взрослым будет заключаться в поддержке глубокого анализа детства, отреагировании чувств и выстраивании новой модели поведения.

Зачастую очень сложно сформулировать, что делали родители правильно, а что нет (а некоторые и продолжают). Вот лишь некоторые особенности поведения «трудных родителей», которые были составлены на опыте эмоционально травматизированных клиентов в детско-родительских отношениях:

- Отношения выстроены не в соответствии с возрастом ребёнка (инвалидизирование или гиперответственность).
-  Отсутствует понимание личного пространства ребёнка – нет ощущения личных границ.
-  Пренебрежение к «чувствам», интересам, увлечениям – всё что важно, автоматически отвергается, непонимание своей роли в жизни.
-  Отсутствие заинтересованности, безразличие – высокая вероятность возникновения апатии, склонности к депрессии, уход в зависимости.
-  Сексуальный контакт (совершаемый с ребёнком или при нем) – отвращение  к партнёрам, неразборчивость в связях, отвержение своей сексуальности, незащищённость.
-  Потребность в доминировании – инфантильность, безразличие.
-  Излишняя злоба и агрессивность – неконтролируемая вспыльчивость, чувство беспомощности, незащищённости, страх неудач.
-  Эмоциональная холодность – отсутствие веры в поддержку, сложности с доверием, подозрительность, ревность.
-  Не прояснённые роли и правила заведённые в семье – дети-интуиты, доминирование чувства вины.

Это лишь небольшой список того, какое поведение свойственно «трудным родителям» по отношению к своим детям. Причина и следствие трудностей «взрослых детей».

Каждый ребенок, конечно, любит родителей и нуждается в них, в их поддержке, внимании. Но сталкиваясь с непониманием со стороны взрослых, порой, дети воспринимают это как норму, и уже будучи взрослыми, строят подобную модель непонимания своих детей предавая стереотипность поведения будущему поколению. Приятно встречать  всё больше людей желающих понять модель поведения своей родительской семьи, увидеть ошибки, исправить их, и уже в свою семью придти обновлённым с полным пониманием того как новая ячейка общества должна быть устроена. Только осознавая опыт своей семьи, человек способен разорвать шаблон поведения и выстроить новые еще более «здоровые отношения» как с партнёром, так и со своими детьми.

Дети не бывают сложными.
Бывает сложно самому родителю найти индивидуальный подход к ребёнку.

Желаю вам ясной и лёгкой жизни!



Просмотров: 573
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Трудный ребёнок. Про родителей и детей.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Ребёнок как симптом своей семьи....
  • Простой и трудный путь стать автором своей жизни
  • Вредные советы на время карантина. Правила поведения в соцсетях и не только
  • Психология пищевого поведения и некоторые известные эксперименты с детьми.
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Трудный возраст. Родителей или детей?
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Мой ребёнок - трудный подросток.
  • Насилие как модель поведения
  • Трудный ребёнок. Почему и что делать?
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Причины трудного поведения детей, находящихся в стационарных учреждениях
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Формирование поведения и страданий, в зависимости от стиля воспитания. Первая часть
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Дети быстро растут – правила отпускания своих малышей для родителей
  • Три типа поведения родителей
  • Сложности в личной жизни и Преодоление расстройства пищевого поведения
  • 2 женских модели поведения, которые ни к чему хорошему не приводят
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Ложь своей жизнью.Анализ поведения Дарьи Облонской



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь