|
Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносимАвтор статьи: Буровихина Ирина Александровна
На днях позвонила подруга – учитель биологии в средней школе. Опытная, компетентная и очень спокойная женщина, она была крайне взволнована: - Представляешь, из-за неожиданного увольнения коллеги дали под классное руководство 7-й класс! Ужас! - Ага, представляю. - Козлячий возраст! Самые тяжелые в школе – это седьмые и восьмые классы. Все какие-то вредные, шумные, проблемные, даже здороваться с учителями перестают! Какие-то вычурные, обидчивые, резкие! А рисковые….!!! Девчонки – кто красится, кто какие-то гульки начинает, парни дерутся, открыто курят, сквернословят. Начинаются ссоры в классе, постоянно какие-то распри, пересуды, как будто и не учились раньше вместе. И родители-то все на нервах – не могут их дома построить! Господи, дай мне сил! - А что, девятые классы для тебя проще? - Ну да, как-то взрослее становятся, спокойнее, собраннее. С ними значительно легче, предсказуемее, понятней. Перебесились. - А шестые? - Ну эти вообще еще дети. Хоть уже и чувствуется, что в переходном возрасте, вполне можно сладить. Вменяемые, поддаются, так сказать, педагогическому воздействию. А вот седьмые – это, конечно, испытание. Волнение подруги выглядело для меня справедливым и обоснованным. В развитии детей между 6-м и 7-м классом, а у кого-то и раньше словно проходит водораздел. До этого подросток, может быть временами ершистый, может быть где-то обидчивый и раздражительный, но в целом понятный и предсказуемый, вдруг становится буквально невыносимым. На счет «дня, когда это произошло», мама Ксюши немного преувеличивает, все-таки эта граница не так четка, при этом остальное в ее словах – внезапность, вычурность, острота проявлений подростка – правда, которая может стать реальностью для семьи семиклассника. Почему так? Подростковый возраст сложен в своем протекании.В ходе отрочества в человеке качественно меняются, преобразуются буквально все системы – и физиологические и психологические. И случается так, что делают они это не одновременно и с разной скоростью. И подобно тому, как рост внутренних органов отстает от вымахавшего в длину корпуса и это может вызывать ощутимые боли и сбои в работе пищеварения или кровообращения, так и в психике – возросшая интенсивность эмоций, переживаний может опередить развитие способности контролировать и сдерживать себя, что, в случае Ксюши (не скажу что стало основной причиной но..) много способствовало побегу из благополучного дома от нормальных родителей. Если мы сравним между собой 6-классника и 7-классника, то заметим, что у второго «больше проблем». Несмотря на то, что за последний год в его жизни не произошло никаких радикальных изменений, жизнь стала острее чувствоваться и вызывать больший эмоциональный отклик. «Плачу из-за любой ерунды», «всё бесит», «удушил бы младшего брата, который все время лезет» - так подростки называют это на консультациях. И я им верю, потому что знаю, что сейчас их мозг физиологически работает по-другому – в нем достоверно снизилась активность лобных долей, - зон, отвечающих за контроль и способность сдерживать себя, планировать свои действия и регулировать свое поведение. Эти отделы примерно в середине подростничества «закрываются на ремонт», на тщательную физиологическую перестройку, которая снижает эффективность выполнения их прямых функций. В 6-м классе этот ремонт был еще не начат, а к 9-му уже завершен. Поэтому спонтанность поведения очень характерна для «козлячего» возраста и требует от сопровождающих его взрослых прежде всего – эмоциональной стабильности и уверенности в том, что что бы ни случилось - я смогу это преодолеть и улучшить ситуацию, найти способы справиться. Физиологические изменения в работе репродуктивных систем и меняющийся примерно к середине возраста (7-му классу) баланс половых гормонов в организме влияет на уровень агрессивности мальчиков (она становится выше) и слезливости у девочек (она тоже становится выше). Меняющаяся работа еще одного отдела мозга, отвечающего за эмоциональную жизнь – лимбической системы - обусловливает высокую эмоциональность и тех и других. Признание этих объективных особенностей работы растущего организма, от которых ни одному подростку не спрятаться и не убежать, помогает воспринимать происходящее с ним не как попытку «козлить» и портить всем окружающим настроение, а как повод для взрослых задуматься над тем, как можно помочь подростку не становиться рабом своей физиологии, а учиться контролировать и сдерживать себя, формировать в себе характер и укреплять волю, чтобы оставаться в этот «козлячий» период человеком. И в основе этих приобретений лежат в свою очередь конкретные и развиваемые вещи – понимание своих сильных и слабых сторон, освоение навыков управления стрессом и эмоциями, приобретение способов развивать и поддерживать хорошие дружеские связи. И родитель может идти к этим приобретениям разными путями – беседуя, обсуждая фильмы, предлагая участвовать в тренингах, подкладывая хорошие книги и организуя совместные для компании подростков мероприятия, консультируясь с психологом или классным руководителем. Важно, чтобы родитель, какой бы путь он ни выбрал, сохранял внутри веру в своего ребенка и прочное ощущение того, что он - хороший человек, несмотря на свои, порой очень проблемные, проявления. Всего светлого, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|