Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57 Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим



Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

На днях позвонила подруга – учитель биологии в средней школе. Опытная, компетентная и очень спокойная женщина, она была крайне взволнована:

- Представляешь, из-за неожиданного увольнения коллеги дали под классное руководство 7-й класс! Ужас!

- Ага, представляю.

- Козлячий возраст! Самые тяжелые в школе – это седьмые и восьмые классы. Все какие-то вредные, шумные, проблемные, даже здороваться с учителями перестают! Какие-то вычурные, обидчивые, резкие! А рисковые….!!! Девчонки – кто красится, кто какие-то гульки начинает,  парни дерутся, открыто курят, сквернословят. Начинаются ссоры в классе, постоянно какие-то распри, пересуды, как будто и не учились раньше вместе. И родители-то все на нервах – не могут их дома построить! Господи, дай мне сил!

 - А что, девятые классы для тебя проще?

 - Ну да, как-то взрослее становятся, спокойнее, собраннее. С ними значительно легче, предсказуемее, понятней. Перебесились.

 - А шестые?

- Ну эти вообще еще дети. Хоть уже и чувствуется, что в переходном возрасте, вполне можно сладить. Вменяемые, поддаются, так сказать, педагогическому воздействию.  А вот седьмые – это, конечно, испытание.

       Волнение подруги выглядело для меня справедливым и обоснованным. В развитии детей между 6-м и 7-м классом, а у кого-то и раньше словно проходит водораздел. До этого подросток, может быть временами ершистый, может быть где-то обидчивый и раздражительный, но в целом понятный и предсказуемый, вдруг становится буквально невыносимым.
         «Ты знаешь, -  говорит другая моя подруга, -  я даже помню день, когда это произошло с моей Ксюшей. Приходит из школы – и как подменили. Хватает с полок одежду, вырывает у меня из-под утюга любимую футболку и объявляет, что уходит из дома, так как мы ее достали и у нее есть вторая (!) семья. И ведь реально ушла (коза какая!) на три дня, за которые я похудела на четыре килограмма.

На счет «дня, когда это произошло», мама Ксюши немного преувеличивает, все-таки эта граница не так четка,  при этом остальное в ее  словах – внезапность, вычурность, острота проявлений подростка – правда, которая может стать реальностью для семьи семиклассника. Почему так?

                               Козлячий возраст или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

       Подростковый возраст сложен в своем протекании.В ходе отрочества в человеке качественно меняются, преобразуются буквально все системы – и физиологические и психологические. И случается так, что делают они это не одновременно и с разной скоростью. И подобно тому, как рост внутренних органов отстает от вымахавшего в длину корпуса и это может вызывать ощутимые боли и сбои в работе пищеварения или кровообращения, так и в психике – возросшая интенсивность эмоций, переживаний может опередить развитие способности контролировать и сдерживать себя, что, в случае Ксюши (не скажу что стало основной причиной но..) много способствовало побегу из благополучного дома от нормальных родителей.

          Если мы сравним между собой 6-классника и 7-классника, то заметим, что у второго «больше проблем». Несмотря на то, что за последний год в его жизни не произошло никаких радикальных изменений, жизнь стала острее чувствоваться и вызывать больший эмоциональный отклик. «Плачу из-за любой ерунды», «всё бесит», «удушил бы младшего брата, который все время лезет» - так подростки называют это на консультациях. И я им верю, потому что знаю, что сейчас их мозг физиологически работает по-другому – в нем достоверно снизилась активность лобных долей, - зон, отвечающих за контроль и способность сдерживать себя, планировать свои действия и регулировать свое поведение. Эти отделы примерно в середине подростничества «закрываются на ремонт», на тщательную физиологическую перестройку, которая снижает эффективность выполнения их прямых функций. В 6-м классе этот ремонт был еще не начат, а к 9-му уже завершен. Поэтому спонтанность поведения очень характерна для «козлячего» возраста и требует от сопровождающих его взрослых прежде всего – эмоциональной стабильности и уверенности в том, что что бы ни случилось -  я смогу это преодолеть и улучшить ситуацию, найти способы справиться.

          Физиологические изменения в работе репродуктивных систем и меняющийся примерно к середине возраста (7-му классу) баланс половых гормонов в организме влияет на уровень агрессивности мальчиков (она становится выше) и слезливости у девочек (она тоже становится выше). Меняющаяся работа еще одного отдела мозга, отвечающего за эмоциональную жизнь – лимбической системы - обусловливает высокую эмоциональность и тех и других.

         Признание этих объективных особенностей работы растущего организма, от которых ни одному подростку не спрятаться и не убежать, помогает воспринимать происходящее с ним не как попытку «козлить» и портить всем окружающим настроение, а как повод для взрослых задуматься над тем, как можно помочь подростку не становиться рабом своей физиологии, а учиться контролировать и сдерживать себя, формировать в себе характер и укреплять волю, чтобы оставаться в этот «козлячий» период человеком.

       И в основе этих приобретений лежат в свою очередь конкретные и развиваемые вещи – понимание своих сильных и слабых сторон, освоение навыков управления стрессом и эмоциями, приобретение способов развивать и поддерживать хорошие дружеские связи. И родитель может идти к этим приобретениям разными путями – беседуя, обсуждая фильмы, предлагая участвовать в тренингах, подкладывая хорошие книги и организуя совместные для компании подростков мероприятия, консультируясь с психологом или классным руководителем. Важно, чтобы  родитель, какой бы путь он ни выбрал, сохранял внутри веру в своего ребенка и прочное ощущение того, что он  - хороший человек, несмотря на свои, порой очень проблемные, проявления.

Всего светлого,
Ирина Буровихина



Просмотров: 687
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Худшие ошибки, какие может сделать родитель при общении с ребенком
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Какие гарантии может дать хороший психолог?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Какие плюсы может извлечь из самоизоляции семья с детьми?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Повод может быть любой!
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • «А тревога не вернется?..» или какие гарантии может дать терапия
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Почему начало работы с психологом может сделать вашу ситуацию еще тяжелее
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Мышление здоровья. Почему лечение не помогает или даже становится хуже?
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь