Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

На днях позвонила подруга – учитель биологии в средней школе. Опытная, компетентная и очень спокойная женщина, она была крайне взволнована:

- Представляешь, из-за неожиданного увольнения коллеги дали под классное руководство 7-й класс! Ужас!

- Ага, представляю.

- Козлячий возраст! Самые тяжелые в школе – это седьмые и восьмые классы. Все какие-то вредные, шумные, проблемные, даже здороваться с учителями перестают! Какие-то вычурные, обидчивые, резкие! А рисковые….!!! Девчонки – кто красится, кто какие-то гульки начинает,  парни дерутся, открыто курят, сквернословят. Начинаются ссоры в классе, постоянно какие-то распри, пересуды, как будто и не учились раньше вместе. И родители-то все на нервах – не могут их дома построить! Господи, дай мне сил!

 - А что, девятые классы для тебя проще?

 - Ну да, как-то взрослее становятся, спокойнее, собраннее. С ними значительно легче, предсказуемее, понятней. Перебесились.

 - А шестые?

- Ну эти вообще еще дети. Хоть уже и чувствуется, что в переходном возрасте, вполне можно сладить. Вменяемые, поддаются, так сказать, педагогическому воздействию.  А вот седьмые – это, конечно, испытание.

       Волнение подруги выглядело для меня справедливым и обоснованным. В развитии детей между 6-м и 7-м классом, а у кого-то и раньше словно проходит водораздел. До этого подросток, может быть временами ершистый, может быть где-то обидчивый и раздражительный, но в целом понятный и предсказуемый, вдруг становится буквально невыносимым.
         «Ты знаешь, -  говорит другая моя подруга, -  я даже помню день, когда это произошло с моей Ксюшей. Приходит из школы – и как подменили. Хватает с полок одежду, вырывает у меня из-под утюга любимую футболку и объявляет, что уходит из дома, так как мы ее достали и у нее есть вторая (!) семья. И ведь реально ушла (коза какая!) на три дня, за которые я похудела на четыре килограмма.

На счет «дня, когда это произошло», мама Ксюши немного преувеличивает, все-таки эта граница не так четка,  при этом остальное в ее  словах – внезапность, вычурность, острота проявлений подростка – правда, которая может стать реальностью для семьи семиклассника. Почему так?

                               Козлячий возраст или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим

       Подростковый возраст сложен в своем протекании.В ходе отрочества в человеке качественно меняются, преобразуются буквально все системы – и физиологические и психологические. И случается так, что делают они это не одновременно и с разной скоростью. И подобно тому, как рост внутренних органов отстает от вымахавшего в длину корпуса и это может вызывать ощутимые боли и сбои в работе пищеварения или кровообращения, так и в психике – возросшая интенсивность эмоций, переживаний может опередить развитие способности контролировать и сдерживать себя, что, в случае Ксюши (не скажу что стало основной причиной но..) много способствовало побегу из благополучного дома от нормальных родителей.

          Если мы сравним между собой 6-классника и 7-классника, то заметим, что у второго «больше проблем». Несмотря на то, что за последний год в его жизни не произошло никаких радикальных изменений, жизнь стала острее чувствоваться и вызывать больший эмоциональный отклик. «Плачу из-за любой ерунды», «всё бесит», «удушил бы младшего брата, который все время лезет» - так подростки называют это на консультациях. И я им верю, потому что знаю, что сейчас их мозг физиологически работает по-другому – в нем достоверно снизилась активность лобных долей, - зон, отвечающих за контроль и способность сдерживать себя, планировать свои действия и регулировать свое поведение. Эти отделы примерно в середине подростничества «закрываются на ремонт», на тщательную физиологическую перестройку, которая снижает эффективность выполнения их прямых функций. В 6-м классе этот ремонт был еще не начат, а к 9-му уже завершен. Поэтому спонтанность поведения очень характерна для «козлячего» возраста и требует от сопровождающих его взрослых прежде всего – эмоциональной стабильности и уверенности в том, что что бы ни случилось -  я смогу это преодолеть и улучшить ситуацию, найти способы справиться.

          Физиологические изменения в работе репродуктивных систем и меняющийся примерно к середине возраста (7-му классу) баланс половых гормонов в организме влияет на уровень агрессивности мальчиков (она становится выше) и слезливости у девочек (она тоже становится выше). Меняющаяся работа еще одного отдела мозга, отвечающего за эмоциональную жизнь – лимбической системы - обусловливает высокую эмоциональность и тех и других.

         Признание этих объективных особенностей работы растущего организма, от которых ни одному подростку не спрятаться и не убежать, помогает воспринимать происходящее с ним не как попытку «козлить» и портить всем окружающим настроение, а как повод для взрослых задуматься над тем, как можно помочь подростку не становиться рабом своей физиологии, а учиться контролировать и сдерживать себя, формировать в себе характер и укреплять волю, чтобы оставаться в этот «козлячий» период человеком.

       И в основе этих приобретений лежат в свою очередь конкретные и развиваемые вещи – понимание своих сильных и слабых сторон, освоение навыков управления стрессом и эмоциями, приобретение способов развивать и поддерживать хорошие дружеские связи. И родитель может идти к этим приобретениям разными путями – беседуя, обсуждая фильмы, предлагая участвовать в тренингах, подкладывая хорошие книги и организуя совместные для компании подростков мероприятия, консультируясь с психологом или классным руководителем. Важно, чтобы  родитель, какой бы путь он ни выбрал, сохранял внутри веру в своего ребенка и прочное ощущение того, что он  - хороший человек, несмотря на свои, порой очень проблемные, проявления.

Всего светлого,
Ирина Буровихина



Просмотров: 694
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Худшие ошибки, какие может сделать родитель при общении с ребенком
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Какие гарантии может дать хороший психолог?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Какие плюсы может извлечь из самоизоляции семья с детьми?
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Повод может быть любой!
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • «А тревога не вернется?..» или какие гарантии может дать терапия
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Почему начало работы с психологом может сделать вашу ситуацию еще тяжелее
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Мышление здоровья. Почему лечение не помогает или даже становится хуже?
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь