Психология пищевого поведения и некоторые известные эксперименты с детьми.

Эволюция наших предков шла так, что явного ограничителя веса в наш мозг не вставлено. Центр насыщения явно не справляется с этой функцией, он легко ломается, и его задача вовсе не ограничивать переедание и тем более не останавливать нас от переедания.

Поэтому идея о том, что у нас в эпоху вкусового изобилия будет спокойненько работать какой-то регулятор, останавливающий нас от тортиков и мороженого либо утопична, либо является очередным маркетинговым ходом кого-то ради продажи чего-то.

Единственным реальным регулятором, спасающим нас от переедания является наше сознательное, то есть наши осознанные усилия, наша воля и наша способность контролировать себя.

Легко ли это? Ни за что и никогда! Наше бессознательное будет хотеть нас накормить сладеньким, потому что это гораздо проще, чем решить сложную задачу, сходить на работу, заработать там денег и потом поехать в долгожданное путешествие.

Бессознательно мы ищем способов убаюкать и успокоить себя самыми детскими и примитивными способами.

Есть несколько известных экспериментов, которые важны для понимания психологии пищевого поведения:

Стенфордский зефирный эксперимент, о котором будет отдельный рассказ. В двух словах: способность к отложенному удовольствию( зефир) у детей разная, что эта способность будет прямо пропорциональна социальному успеху. Но мы не знаем историю этих детей, об их разочарованиях, депрессиях или кризисах. Чем больше человек может себя контролировать, тем он как будто успешнее, но с другой стороны, это дорога в невроз. Эта часть осталась неучтенной к эксперименте. Контроль и успех связаны. Но успех не обязательно приносит счастье и удовлетворенность. Умение не есть сладкое и жирное сейчас напрямую связаны с идеей успеха, и это очень продаваемая идея хотя ей на смену уже идут реализованность и осознанность.

 Второй эксперимент, который часто эксплуатируется сторонниками так называемого интуитивного питания:

Эксперимент «Питание детей» Клары Дэвис , США:

Эксперимент проходил в 1939, были приглашены дети несостоятельных детей, в которых матерям было сложно прокормить младенцев.

Эксперимент был некоторым ответом на трудности прикармливания детей в эти годы, когда педиатры вводили особые насыщенные и сбалансированные диеты для детей. Результатом эксперимента была мысль: если детей не кормить насильно, они будут есть сами и будут здоровы от самостоятельного выбора еды, при условии, что этот выбор можно осуществить полноценно. Аппетит(желание съесть что-то особенное) помогает выбирать детям ту пищу, в которой нуждается их организм.

Клара Дэвис ввела понятие «мудрость тела», что означало: ребенок сам себя покормит тем, чем ему надо.

У ребенка откроется инстинктивный аппетит на то, что ему потребно в данный момент.

В конце эксперимента все дети были отлично питающимися и здоровыми (хорошо набирающими вес) младенцами.

И этот эксперимент совсем не про то, что взрослые люди знают, когда им остановиться в еде или сколько именно есть или что именно есть: гамбургер или мороженое.

Далее следует описание эксперимента, но обратите внимание на следующее: в ассортименте детей в течение 6 лет нет ни хлеба , ни печенек, ни мороженого, ни свободного доступа к холодильнику. Дети питаются поочередно, то есть им приносят еду и есть часы, когда они нагуливают аппетит.

Судя по всему, это эксперимент был неким антагонизмом идее о врожденном вегетарианстве некоторых людей. Дети ели все - и мясное и вегетарианское, и даже выбирали сырое мясо. В эксперименте явно чувствуется спор с диетологами и педиатрами 30 годов, а нам остается только гадать, о чем они спорили. 

 Я уверена, если бы детям предлагался шоколад или мед, они также ели бы и сладкое.

Итак: выбраны дети возрасте 6-11 месяцев. Так потому что, дети в этом возрасте ничего другого не пробовали, кроме молока  и на них пока не действуют убеждения и предубеждения взрослых.

Еда, предлагаемая детям была как животного, так и растительного происхождения, тщательно выбранная из того, что предлагается свежем на рынке в этом сезоне, должна содержать все необходимые питательные вещества и микроэлементы, не предлагался сахар и молочные продукты искусственного происхождения, то есть сметана или сливки.

Продукты предлагались сразу после их кулинарной обработки, некоторые овощи предлагались как сырыми , так и обработанными. Каждый продукт предлагался в соло варианте - вареное мясо без соли и специй. Вот список используемых продуктов (всего 34 продукта):

  вода, картофель, сладкое молоко(?), листья салата, кислое молоко (lactic), овсяная крупа, мрская соль, пшеница, , яблоки, кукурузная крупа, бананы, ячмень, апельсиновый сок, хлебцы, анансы, говядина, персики, ягнятина, помидоры, костный мозг, корнеплоды, холодец, морковь, курица, горох, употребляемый в пищу ливер, репа, рожь, цветная капуста, печень, белокочанная капуста, почки, шпинат, рыба (из тресковых)

Первое, что бросается в глаза- список довольно базовый, с точки зрения современной потребителя, даже как будто диетический. Но не забываем, что речь идет о детях в возрасте до 1 года.

Продукты не предлагались сразу, а были разделены на три основных курса в течение дня. Каждый продукт был предложен на отельной тарелке, например, овсяные хлопья подавались отдельно о молока, на отдельной тарелке лежала соль. Поднос с продуктами перед подачей взвешивался, так же, как и после употребления. Еда детям не предлагалась ни прямо, ни косвенно. Кормиться ребенку помогала няня, которая держала наготове ложку, и только после того, как ребенок указывал на тарелку с едой и открывал рот, ему предлагалась та еда, на которую он указывал. Взрослый ухаживающий персонал ни коим образом не должен был комментировать съедаемое или не-съедаемое ребенком. Ребенок мог есть пальцами, и его манера есть тоже ни коим образом не комментировалась. Поднос уносился после того, как ребенок явно переставал есть, что занимало в среднем 20-25 минут.

Комментарий: То есть еда отсутствовала в поле зрения детей в периоды между едой, поэтому хаотичное пищевое поведение исключалось, кроме того, было три явных курса еды, таким образом ребенок привыкал к некоему графику кормления, здесь идет речь о том, что ребенку учился культуре еды- три раза в день, и еда есть не всегда, заедов не бывает, есть периоды вырабатывания естественного чувства голода.

Здесь я бы поставила особую отметку: есть , когда хочется и сколько хочется,- довольно условная формулировка в этом эксперименте. Нам, взрослым людям, приходится постояло опираться на режим, пока мы не выработаем у себя внутренние часы "мне пора поесть". Чувство голода как таковое скорее не даст людям умереть, если еды не было долго, или если люди "забыли" себя покормить. И уж на чувство острого голода точно не следует опираться в размотке своего индивидуального плана питания, скорее на режим и когнитивное понимание "пора поесть". 

Результаты этого эксперимента, который продолжался 6 лет( правда, непонятно, были это одни и те же дети или дети приходили потоками, как вели себя дети с возрастом), разделились на три группы, основная изучаемая тема - связь здоровья и питания у 15 детей

а) адекватность самостоятельно выбранного ассортимента

б)  его соответствие известным нормам педиатров и диетологов

в) вклад в наше понимание аппетита, как он работает. 

Автор пишет, что дети не страдали запорами ( видимо, это было что-то важное), не было ни рвоты, ни поносов. Простуды проходили обычно в трехдневной форме без осложнений. Единожды всех без исключения посетила инфекция с температурой, но дети продолжали подчищать подносы обычным образом, исключая первые сутки повышенной температуры, что опровергает предположения, что в периоды болезни дети самоограничиваются в еде. Отмечено, что в период выздоровление большое количество сырой говядины(!), моркови и свеклы шло в пищу. Также было отмечен большое повышение в употреблении свеклы в первые 6 месяцев после отнятия ребенка от груди. В начале эксперимента часть детей были недоношенными и часть детей с рахитом ( что означает некоторый социальный состав группы). Ребенок с клинически диагностированным рахитом получал дополнительно масло тресковой печени, но он переставал его употреблять, когда это совпадало с нормализацией фосфора и кальция в его крови, также как и с нормализацией костей согласно снимкам костей. Всем детям регулярно делались анализы.

За чем следили ученые:

За питательностью -- потреблением калорией.

За кислотной-щелочным балансом- то есть за сбалансированностью питания.

И за распределением этих калорий.

Врачи также наблюдали за кальцинированием их костей.

Некоторые выводы о селективном аппетите были сделаны в результате этого эксперимента, а также о выборе несъедобной или опасной еды: нет инстинкта, который указывает нам на то, что есть и что не есть, все определяется в ходе социального научения или личного эксперимента.

Часть выводов, сделанных в ходе эксперимента, считаются недоказанными, хотя эксперимент признается как амбициозный и важный.

 Вот собственно и все, что описано о результатах эксперимента.

Один из неочевидных и недоказанных выводов, которым СЕЙЧАС злоупотребляют некоторые сторонники продвигаемых систем питания о том, что ребенок ( будущий человек) способен выбирать правильное и достаточное питание для себя как-то инстинктивно или интуитивно, что достаточно это умение пробудить, восстановить или развить, развивая интероцептивность или осознанность. И это совершенно неочевидно из эксперимента, потому что детям предлагался ограниченный во всех смыслах набор продуктов питания, и по ассортименту, и по количеству, и по времени.

Второе злоупотребление экспериментом, которое я встречала: отказ от запретной еды и так называемой "пищевой полиции". Разрешая себе все, мы как будто перестаем это все ( булочки, гамбургеры или мороженое) меньше хотеть. В эксперименте нет НИЧЕГО про мороженое, выпечку, мягкий пшеничный хлеб или сладкие десерты. Скорее, этот эксперимент про то, как приучить себя к правильному и довольно диетическому столу в длительной перспективе: позвольте себе все из довольно строго ассортимента, и вы поймете, что так тоже можно жить. Что делать с искушениями в виде кондитерской продукции, к которой дети не имели доступа в течение 6 лет, пока формировалось их социальное поведение, непонятно.

Моя реакция по поводу  отсутствия эмоциональных сигналов в ответ на съеденное сложная.

С одной стороны еда и система подкрепления связаны, и эта часть образуется в ходе воспитания ребенка: его хвалят за съеденное или огорчаются о несъеденном. Именно этот ключ с точки зрения психологов поведенческого направления считается главным, когда мы волей-неволей вырабатываем у ребенка эмоциональную реакцию на еду. Как результат, считают они, еда впоследствии заменяет эмоциональное, то есть какую-то дефицитарность.

Из другого эксперимента «ребенок и без-эмоциональное лицо матери» мы знаем, насколько ребенок тревожится, когда не видит никаких эмоций в ответ на сделанное или в ответ на его присутствие. Без-эмоциональная реакция на что-то для ребенка всегда фрустрирующая, ведь няни в эксперименте не могли совсем стать невидимыми или прозрачными для детей. Они были и они не реагировали «НИКАК» на детей во время еды. Я думаю, последствия этого можно будет понять только в долгосрочной перспективе, но был ли такой контакт с теми младенцами, которые в конечном итоге выросли и превратились во взрослых.

Следующий эксперимент рассказывает нам о том, что к 5 годам у детей уже закрепляются паттерны пищевого поведения, например, есть, когда ты уже не голоден, но еда все еще есть.

На ролике показан другой эксперимент Jane Wardle, которая сначала играет с ребенком в игру: наелся-не наелся, чтобы показать или напомнить ребенку, что тот не голоден. Затем ребенку предлагается игра и сразу после еда (вкусный сладкий снэк). Часть детей спокойно отказывается от сладкого, потому что сыты, но другая часть с удовольствием ест, несмотря на то, что не голодны.

Наконец эксперимент Татьяны Ребеко обнаруживает, что у маленьких детей в возрасте до 5 лет нет понимания того, что у них внутри, насколько они ощущает или чувствует наполненность в результате кормления. Утроба это бездна, в которую все проваливается, и только после 5 лет осваивается понимание того, сколько помещается вовнутрь.

Мой вывод: понимание наполненности или накормленности приходит в процессе научения и общения в социуме или в семье, и человек будет вынужден регулировать или контролировать удовлетворение своих желаний, потребностей или влечений, в особенности в условиях изобилия, к которому эволюционно он не готов: все наши предки на протяжении всех миллионов лет за исключением последних 40-50 лет формировались в условиях пищевого дефицита.

И последнее: известный эксперимент Mary Ainsworth известный как Strange situation или Ребенок и Незнакомец, показывает, что к 12 месяца у ребенка уже сложился определенный стиль привязанности. Этот эксперимент является приложением к теории Джона Боулби о привязанности, которая доказывает, что стиль привязанности ребенка, сложившийся очень рано в дальнейшем определяет все объектные отношения ребенка и будущего взрослого. А еда (увы и ах) является объектом в наших объектных отношениях. С едой мы строим отношения вместо людей и во избежание людей, в замещение людей. И наши отношения с едой часто дублируют наш стиль привязанности со значимыми близкими. В частности набрасывание на еду и отвержение еды в случаях с булимией подтверждает небезопасные и амбивалентные отношения с другими у этих взрослых. Вспомним хотя бы грустный и всем известный пример Принцессы Дианы. Разрушение не только супружеской связи, но и атака на весь царствующий клан во главе(!) с женщиной королевой показывает нам, какая драма происходила у Принцессы внутри.


Мой вывод: к ощущениям голода добавляется переживание небезопасности или покинутости, которое ребенок и будущий взрослый будут компенсировать и в пищевом поведении, и в сексуальном, и в семейном, и в социальном. Пойдет ли способ компенсации по пищевому пути или по какому иному- не нам выбирать, это личная история ребенка, это традиция семьи. Можно ли взломать эту машину, поменять нейронные связи, отправить пищевое отыгрывание в полезное пищевое поведение? Можно. Куда денется неиспользованная энергия нерешенного конфликта, по какому пути отправится компенсация покинутости, небезопасности? Большой вопрос.


Почему именно еда становится самым быстрым и простым способом удовлетворения потребностей, кроме голода? Потому что дофамин, вырабатываемый в процессе кормления и питания, решает задачку: было плохо- стало хорошо. Это, так сказать, черный вход в центр удовольствие нашего мозга. Пищевая зависимость одна из самых простых и старых, взамен которой потом могут прийти другие.


Станет ли бывший обжора адептом ЗОЖа, фитнес тренером или сторонником питания уриной или праной,  направив всю свою агрессию на борьбу с конкурентами или "нездоровыми" способами питания? Возможно. Насколько социально одобряемым и психически адекватными будут его способы отыгрывая и компенсации-- как повезет.


Наконец, решаются ли все проблемы человека переходом на правильное питание и через достижение оптимального веса. Клиническая практика показывает: не гарантировано.


Еда это всегда что-то еще.


 

Ссылка на описание эксперимента Кормление детей ( Feeding Children Experiment) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC537465/pdf/canmedaj00208-0035.pdf


 

О нейро-процессах в мозге во время еды: ролик лекции Вячеслава Дубинина "Мозг и голод". 

Эксперимент Татьяны Ребеко по ссылке: ролик "Телесность, Татьяна Ребеко"

Эксперимент "Ребенок и незнакомец"-Википедия по ссылке "Strange Situation, Mary Ainsworth".

 



Просмотров: 324
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как работать, когда есть дети? Часть 1
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Разведена. Влюблена. Есть дети от первого брака!"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Можно ли заставлять детей есть?
  • Безопасность детей. Эксперимент
  • Моя жизнь, как она есть. Часть 2. Воспитание детей.
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • О ранней социализации детей или крошечный эксперимент.
  • Мысленный эксперимент "Если бы я не стал психологом"
  • " Я- есть и это хорошо!" О формировании привязанности .
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • "Есть только миг между прошлым и будущим"....
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь