|
Трудный ребёнок. Почему и что делать?Автор статьи: Гришина Марина Андреевна
Как часто мы слышим: «Я не справляюсь со своим ребенком! Раньше он был такой спокойный и послушный, а сейчас он ведет себя как маленький монстр!» Выделяют четыре цели неправильного поведения детей: 1. привлечение внимания; 2. власть; 3. месть; 4. симуляция неспособности. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, важно диагностировать, какая цель у Вашего ребенка. Чаще всего плохое поведение – это реакция на недостаток внимания со стороны родителей, особенно положительного внимания. Причины отсутствия внимания могут быть различны: в семье есть еще дети или родители больше заняты решением бытовых и материальных вопросов, или ребенок воспитывается по принципу: сыт, одет – миссия выполнена. Сложности с поведением будут проявляться, если во взаимодействии родителей с ребенком нет предсказуемости, последовательности и логики, например, ребенка за одни и те же поступки могут то похвалить, то наказать. Обычно, если у ребенка не получилось добиться внимания, когда он вел себя в соответствии с общепринятыми правилами, то он прибегает к плохому поведению в надежде, что таким образом он станет заметным для окружающих и добьется, если не одобрения, то хотя бы внимания. 1. Цель – внимание. Даже небольшие достижения Вашего ребенка необходимо отмечать похвалой: Сам куртку застегнул – молодец! Ложки на столе к обеду разложил – умница! Это и есть положительное внимание, отрицательное внимание – когда ребенка замечают, только чтобы сделать ему замечание или наказать, в то же время его позитивные поступки и намерения игнорируются. Важно, чтобы в общении с ребенком позитивное внимание преобладало над негативным.Если этого не происходит, то есть большая вероятность того, что ребенок попробует привлечь Ваше внимание негативными поступками. 2. Цель – власть. Дети, которым не хватает внимания, могут ошибочно полагать, что, если они будут обладать властью, как взрослые, то смогут занять в семье удовлетворяющее их положение. В данной ситуации при негативных поступках ребенка можно дать ему понять, что Вы не будете заставлять его вести себя иначе, но будете очень рады, если он поступит по-другому (пример: девочка играет с игрушкой и, несмотря на просьбы родителей играть тише, потому что бабушка болеет,громко ее озвучивает. Один из возможных вариантов реакции родителей может быть следующим: «Катенька, какая у тебя хорошая кошечка, как громко она мяукает, а я была бы так рада, если бы твоя кошечка тихо помурлыкала. Умеет она тихо мурлыкать?»). Детям, жаждущим власти, стоит предоставить на выбор варианты желательного поведения, при этом у ребенка создается ощущение, что он сам принял решение. Можно также дать такому ребенку почувствовать свою значимость и обратиться к нему с вопросом, в котором он компетентен (пример: «Леня, ты вчера так аккуратно и красиво сложил книги, поможешь мне с ними сегодня?»). 3. Цель – месть. Если ребенку не удалось привлечь внимание родителей или окружающих ни позитивными, ни негативными способами, то он чувствует себя несчастным, ненужным, нелюбимым. У него может возникнут желание наказать окружающих за невнимание к нему, за его непринятие. Ребенок становится мрачным, злобным, пребывает в подавленном, негативном настроении. В такой ситуации ни в коем случае не стоит мстить ребенку в ответ. После агрессивной выходки желательно сделать паузу, не реагировать (выйти из комнаты). Вернуться через непродолжительное время, попробовать установить контакт, сказать, что Вам хотелось бы побыть с ним, но вам больно наблюдать, когда он так говорит (делает, кричит). 4. Цель – симуляция неспособности. Одни дети могут мстить, добиваясь внимания, тогда как другие могут отказываться от дальнейших каких-либо активных действий и попросту опускают руки – становятся пассивными, безынициативными и даже могут доказывать свою несостоятельность или неполноценность, чтобы снизить требования окружающих по отношению к себе. Такого ребенка важно убедить в ошибочности его мнения о себе. Давая задания, плавно двигаться от простого к сложному, чтобы ребенок легко справлялся и мог вновь поверить в себя, чтобы не боялся браться за что-то новое, чтобы верил, что, если что-то не получается, значит надо продолжать работать над этим и тогда непременно все получится. Уважаемые родители, помните, что в вашем взаимодействии с ребенком важно все: то, что вы делаете в ответ на поступки ребенка, что при этом говорите, какими эмоциями вы сопровождаете вашу реакцию. Подводя итоги, хочу добавить, что вышеперечисленные рекомендации являются общими и при применении имеют положительный результат в конкретных ситуациях при правильной диагностике, проведенной специалистом, и не могут распространяться на все случаи. Каждый случай индивидуален и требует отдельного рассмотрения.
Пусть выстраивание отношений с ребенком и познание друг друга будет для вас неисчерпаемым источником радости, любви, тепла и взаимопонимания!
С удовольствием отвечу на Ваши вопросы: 1) тел. 916 970 81 31 звонки, Viber, WhatsApp; 2) консультации провожу по предварительной договоренности по адресу: ст м Крестьянская застава, ул. Марксистская, дом 34, стр 10, каб. 55 с 10:00 до 21:00 С уважением, Марина Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|